2008-11-25 14:31:19

Перекрыв важнейший судоходный маршрут планеты, сомалийские пираты стали реальной угрозой для мировой торговли.

Мировой торговле нанесен
неслыханный удар. Сомалийские пираты инвестировали миллионы, заплаченные им в
качестве выкупа за захваченные корабли, на расширение своего
"бизнеса". Сегодня именно они контролируют Аденский залив,
связывающий Индийский океан с Красным морем и далее – через Суэцкий канал – со
Средиземноморьем и Северной Атлантикой. Самый загруженный судоходный маршрут в
Мировом океане парализован – в последние дни каждое десятое судно, пытающиеся
им пройти, подвергается нападению флибустьеров. Ущерб уже оценивается в сотни
миллионов долларов. Ситуация грозит прекращением транспортного сообщения между
нефтеносным Персидским заливом, мировым сборочным цехом в Юго-Восточной Азии, с
одной стороны, и Европой с Северной Америкой – с другой. Транспортные компании
отвечают пиратам тем, что перенаправляют грузопоток вокруг Африки, что
значительно увеличивает стоимость перевозок и, как выясняется, ничего не
гарантирует. Отныне любое судно, где бы оно ни находилось, может оказаться
добычей морских разбойников. Вслед за террористами, направившими в сентябре
2001 года на американские небоскребы пассажирские самолеты, вызов человечеству
бросили пираты. Неудивительно, что цивилизованный мир расценил их многократно
возросшую активность как объявление войны. Принял вызов и… растерялся.

 

А мы пойдем в обход

Люди в масках ринулись на
абордаж, и вскоре весь корабль оказался у пиратов в руках… Казалось бы,
дежурная хроника – и недели не проходит, чтобы в том или ином уголке Мирового
океана ни произошло нападения морских разбойников. Дурной славой у моряков
традиционно пользуются Малаккский пролив и побережье Нигерии, воды у
филиппинских островов и берега Камеруна, Южно-Китайское море и район
Африканского Рога. Но то, что произошло на днях, стало фактом из ряда вон
выходящим. Событием, сравнимым, пожалуй, только с трагедией нью-йоркских
"Близнецов" 11 сентября 2001 года. Пиратами захвачен сверхсовременный
танкер Sirius Star, один из самых крупных в мировом флоте, спущенный с
южнокорейских стапелей только в марте этого года. С бортом высотой в дом: 33
метра! В танках этой махины, принадлежащей cаудовской нефтяной компании Aramco
и шедшей под либерийским флагом, два миллиона баррелей нефти стоимостью не
менее 100 миллионов ­долларов. Четверть дневной добычи Саудовской Аравии. Самое
неприятное, что корабль, слишком габаритный для Суэцкого канала, направлялся в
США, огибая Африку, и был атакован аж в 800 километрах от побережья, в
международных водах. Выяснилось, что руки у сомалийских пиратов длинные, и
попытки обойти тот или иной опасный участок Мирового океана, дабы избежать встречи
с джентльменами удачи, не гарантируют безопасности судоходства.

А значит, расходы на поддержание
пульса мировой торговли вырастут еще больше. Уже сегодня из-за риска
прохождения Аденского залива, превратившегося в пиратскую заповедную зону,
страховые взносы для судовладельцев увеличились в 10 раз. Специалисты из
британского исследовательского центра Chatham House предупреждают, что, если не
принять срочных мер, судовладельцы могут вообще отказаться переправлять грузы
по Аденскому заливу. И зачахнет Суэцкий канал, которым только в прошлом году
воспользовалось более 18 тысяч судов. 30 процентов мирового трафика нефти
проходит по этому главному мировому торговому маршруту. Если судоходство по
нему замрет, иссякнет основной источник пополнения египетской казны. Доходы от
эксплуатации канала достигли в 2007 году рекордной суммы в 4,6 миллиарда
долларов. Не случайно, что в отличие от йеменского правительст­ва, высказавшего
тревогу по поводу наращивания вооруженных сил в регионе, египетские власти
призвали арабские страны поддержать борьбу с пиратством.

Уже отказался от прохождения
своими судами Суэцкого канала концерн Svitzer, первый в мире по транспортировке
контейнеров, а ведь именно контейнеровозы – цель пиратов номер один. Теперь они
идут по пути Васко да Гамы, в обход мыса Доброй Надежды. Это удлиняет
транспортировку и, естественно, удорожает ее, несмотря на недавнее понижение
цены горючего. "Это означает, что потребители на Западе, особенно дети,
рискуют остаться на Рождество без недорогих подарков, выпускаемых в Китае и
других странах Азии", – говорит Сэм Долсон, представитель Международной
федерации транспортных служащих. Примеру Svitzer, некоторые из кораблей
которого оказались захваченными пиратами, последовал и другой крупный
перевозчик – компания Intercargo, специализирующаяся на сухогрузах.

С контейнерными перевозками из
Юго-Восточной Азии вариант, впрочем, есть. В Москве давно уже предлагают
альтернативу маршруту через Аденский залив и Суэцкий канал. Не проще ли
контейнеры с азиатскими товарами пустить по нашей Дальневосточной железной
дороге, а там – по Транссибу и далее по евразийским ширококолейным артериям. А
сухогрузы – по Северному морскому пути. Там хоть и льды иногда могут затереть,
зато территориальные воды надежные: Америка, Россия, Норвегия, Дания… Не говоря
уж о том, что даже при глобальном потеплении вряд ли стоит ожидать в Арктике
появления горячих парней из Сомали.

Сложнее с супертанкерами,
проводить которые через льды себе дороже. Впрочем, в южных широтах рисков тоже
хватает. Страшно представить, что может произойти, если во время штурма пираты
пальнут в сердцах из гранатомета по судну, перевозящему топливо, особенно если
это сжиженный газ, взрывающийся от одной искры.

 

Огонь по штабам

Если к середине лета 2008 года у
берегов Сомали было зафиксировано 29 нападений пиратов, то к началу ноября, по
данным Международного морского бюро (ММБ), их число перевалило за 80. Сегодня в
руках у пиратов более десятка кораблей с их экипажами, за которые морские
разбойники требуют выкупы. В том числе и украинское судно "Фаина", на
борту которого целый арсенал: 33 танка Т-72, около 150 противотанковых
гранатометов РПГ-7, зенитные установки и множество боеприпасов. Естественно,
международное сообщество более не может мириться с таким произволом. В начале
лета ООН приняла резолюцию под номером 1816, позволяющую иностранным судам
преследовать пиратов в территориальных водах. Но, как часто бывает, благими
намерениями была вымощена дорога в ад: бумажная решимость ООН только создала в
глазах мирового общественного мнения иллюзию активности. Военные корабли,
предназначенные для защиты мореходства, чаще всего оказывались совершенно
бесполезными. "Охотиться за пиратами в океане – все равно что искать
иголку в стоге сена", – признался в сердцах Джонатан Малин, один из
руководителей Европейского оборонного агентства. Российский сторожевой корабль
"Неустрашимый" и флотилия военных судов стран НАТО способны
обеспечить ­безопасность незначительной части проходящего через Аденский залив
грузопотока.

Ждать у моря погоды больше
нельзя. Тем более что французский опыт говорит об эффективности силовых
действий в борьбе с пиратами: не столь давно французский спецназ освободил
судно Le Ponant и арестовал напавших на него бандитов. Совершенно логично, что
застрельщиками проведения первой в истории Европейского союза (ЕС)
военно-морской операции выступили именно французы, поддержанные сперва
испанцами, а потом и большинством других стран Евросоюза. Плюс еще  Норвегия, Россия, Южная Корея и Сингапур.
Даже Украина пригрозила направить свой военный корабль к берегам Сомали.
"Мы не можем мириться с тем, что пиратство превратилось в настоящую
индустрию", задал высокую тональность военным приготовлениям президент
Франции Николя Саркози, руководящий сегодня в ЕС. Министры иностранных дел
Евросоюза, собравшиеся 10 ноября в Брюсселе, решили назвать эту
широкомасштабную операцию "Аталанта". Начать ее было реше­­но в
первых числах декабря. Eunavfor 
­антипиратские военно-морские силы ЕС 
будет состоять предположительно из восьми военных кораблей.

Тут же заговорили, что европейцы
бряцают оружием в пику американцам. В 2007 году Америка создала Объединенное
командование вооруженных сил США в Африке (Africom), на размещение которого
пока что не дала своего согласия ни одна страна Черного континента. Почему бы
не прописать теперь Africom в Сомали? Впрочем, американцы не торопятся. Они
предпочитают, чтобы плацдарм для них сперва расчистили европейцы. Еще слишком
свежи воспоминания о конфликте в октябре 1993 года, когда в засаде,
расставленной сомалийскими боевиками, погибли 18 американских солдат и были
сбиты два вертолета. В общем, вокруг Сомали, разделенного как минимум на
десяток анархических квазигосударств, образовался целый ком проблем.

Одна из них чисто военная.
Большинство экспертов уверено: никакой, даже крупный флот не справится с
пиратством, пока не будут уничтожены наземные базы флибустьеров. Кстати, именно
так несколько веков назад удалось подавить их очаг в Карибском море. Сегодня,
чтобы обезопасить регион Аденского залива, необходимо провести масштабную
военную акцию на территории Сомали. Тем более что ее законное правительство не
против. Правда, действовать международным силам придется в местностях, где
полномочия центральных сомалийских властей местные полевые командиры ни в грош
не ставят.

Российский постпред в НАТО
Дмитрий Рогозин уже выступил с инициативой совместной военной акции в Сомали
силами России, Евросоюза и США. Партнеры пока думают.

 

"Котики" против
Веселого Роджера

Надо признать: ввязываться в
большую войну в Африке желающих немного. Тем более что многие страны сдерживают
их законодательство и практическое отсутствие международных норм по борьбе с
пиратством.

Во времена оные пойманных пиратов
суровые британцы вздергивали на реях фрегатов Его Величества целыми гроздьями.
Высоко и на короткой веревке. В нашу гуманную эпоху сей чудодейственный метод,
увы, неупотребим. Вокруг самого понятия "пиратство" существует
некоторый юридический вакуум. Как выяснилось на международном конгрессе
"Биомарин", прошедшем не столь давно во французском Тулоне,
совершенно не ясно, где, как и по каким законам судить пиратов, будь те
арестованы, причем – непременно с поличным. То есть брать их надо
непосредственно во время абордажа, который длится порядка четверти часа. Сажать
в "обезьянник" простых сомалийских рыбаков, даже если они курсируют
на своих лодках с калашниковыми наперевес, никто пока не рискует. Да и вообще
это неполиткорректно, учитывая их смуглый цвет кожи. "Мы не знаем, куда
везти пиратов в случае их ареста, – сетует Рахим Хуссин, советник
премьер-министра Малайзии по проблемам безопасности. – Чтобы их судить, нам
нужны местные, африканские партнеры. Вот с этим-то пока и дефицит".

И не только с этим. Не каждая
страна имеет законы, дающие возможность захватывать пиратов и судить их. Тем
более – выдавать предполагаемых преступников сомалийским властям до тех пор,
пока те не предоставят гарантий, что с ними будут хорошо обращаться в
заключении и не приговорят к смерти. Особый случай – участие в операции
"Аталанта" Германии. На берегах Шпрее и Майна не утихают споры:
законники выясняют, имеют ли право немецкие моряки предавать в руки правосудия
пиратов или для этого на борту судна должны непременно находиться представители
полиции.

Пока маразм крепчает, доходы
сомалийских пиратов только от выкупов составили, по самым скромным оценкам,
несколько десятков миллионов долларов. Самопровозглашенное государство
Пунтленд, где в пиратскую столицу превратился порт Эйль, пухнет от
награбленного. Несмотря на присутствие у Африканского Рога ВМС НАТО, нападения
пиратов становятся с каждым днем все более частыми и дерзкими. Да это и
понятно: деньги от выкупов идут не только на обустройство вилл местных вождей,
но и на закупку современного оружия, на приобретение быстроходных судов. Не
вызывает сомнений, что пираты сегодня – это не полуголодные рыбаки на фелюгах с
мотором, а хорошо оснащенные боевики, к тому же весьма организованные, спаянные
родственной порукой. Известно, что их скоростные катера отправляются на разбой
как минимум с трех кораблей-маток, выдвинутых за пределы территориальных вод
Сомали. Неудивительно, что тот же супертанкер Sirius Star был атакован чуть ли
не в центре Индийского океана.

При таком раскладе эффективной
мерой борьбы с пиратством может стать только уничтожение их наземных баз в
Сомали. Лишенные подпитки с большой земли, бандиты, снующие в акваториях,
утихомирятся сами собой. Но готово ли мировое сообщество на такой
"миротворческий" десант? Не проще ли Европе, американцам и иже с ними
разрубить сомалийский гордиев узел проверенным способом: призвать под свои
флаги профессиональных наемников. К примеру, бывших американских "морских
котиков", объединенных в частной охранной фирме Blackwater. Не секрет: в
случае интересного денежного контракта командиры Blackwater в состоянии
мобилизовать по первому свистку до 50 тысяч бывших морпехов. "Прекрасно
подготовленных для защиты морской торговли", – уточняется в пресс-релизе
Blackwater Worldwide. Частная армия головорезов против армады пиратов – о таком
захватывающем сценарии и Голливуд не мечтал.

Кирилл Привалов, журнал
"Итоги"