2008-11-25 15:01:57

Cудостроения в городе, как такового, больше нет.


Судя по заголовку этой статьи, сразу можно понять, что
статья о нашем родном городе, точнее о судостроении. Точнее о практически
отсутствующем судостроении в городе, который основывался, как судостроительная
верфь. Город, в котором 200 лет главным делом практически всего населения
города было строительство кораблей. Вот только из-за этой «частички OFF», я
думаю, у многих читателей возникнет вопрос. «Что автор этим  хотел сказать»?

Сразу нужно отметить, что в английской грамматике «OFF» –
это наречие, указывает на «прекращение, окончание действия», используется как
усилительный элемент для описания полного окончания чего
либо. В английском слеге имеет значение
«ликвидироваться, исчезать».

По моему мнению, судостроения в городе, как такового,
больше нет.

Чтоб не быть голословным и предвзятым, предлагаю мнение на
счет будущего николаевского судостроения у профессионалов своего дела:
действующих судостроителей, ветеранов судостроения и историков.

 

Бывший
начальник конструкторского бюро по авианесущим кораблям Черноморского
судостроительного завода Валерией Бабич:

В Николаеве – три крупнейших
судостроительных завода бывшего Советского Союза. Завод «Океан»  сейчас имеет некий портфель заказов. Военные
заводы – «Судостроительный завод им. 61
го Коммунара» и «Черноморский», где строились
крейсеры и авианосцы, практически не имеют загрузки. Эти заводы развивались,
как производства для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой.
Конечно, эти заводы в будущем смогут проявить себя лучшим образом именно в
военном кораблестроении. Но с таким же успехом они могут строить и гражданские
заказы для Морского флота.

Например, очень много говорят сейчас о
нефтепроводе Одесса – Броды, но почему-то никто не упоминает, каким образом
нефть будет доставляться с Кавказа до начала трубы в порту Южном. А ведь для
этого нужен танкерный флот. На Украине его нет. Что же, для этой цели опять
будут фрахтовать иностранные суда? Или лучше быстро построить танкеры на своих
заводах?

Но главная проблема в нашем судостроении –
полное безалаберное отношение государства к судостроению. Все руководство
судостроительной промышленности находилось в Москве, не в Украине. Поэтому
после распада СССР, украинская власть не знала, что делать с судостроением в
прямом смысле. Судостроительные заводы подчинили министерству промышленной
политики, в котором решили, что государству не нужно столько судостроительных
заводов. В результате, сколько смогли, столько и продали. А проданное – уже не
свое. 

 

Генеральным
директор предприятия ОАО «Судостроительный завод «Лиман» Сергей Исаков:

– Я уверен, что малое судостроение будет
существовать и развиваться в Николаеве. Спрос на нашу продукцию, я имею в виду
на постройку индивидуальных яхт разными предприятиями Николаева, есть и будет.
Также есть уверенность в том, что те же голландцы, итальянцы скоро начнут
переносить к нам свое производство яхт.

Что касается развития большого
судостроения, то я к этим перспективам отношусь скептически. Дело в том, что
наши заводы остались на пару десятков лет от уровня мирового судостроения. И
пока что реальных перспектив развития я не вижу.

К примеру, во-первых, можно надеяться на
приход инвестора, но крупные инвесторы мирового масштаба уже пришли в Китай,
Вьетнам и Индию, где рабочая сила дешевле, чем у нас. По качеству рабочей силы
мы тоже не составим особую конкуренцию, тем более при желании получать
европейскую зарплату.

Во-вторых, нет государственных программ по
развитию судостроения. К примеру, если в той же России есть такие программы,
потому что эта страна обладает большими запасами газа и нефти на морском
шельфе, также углем и другими полезными ископаемыми на своей территории и
россиянам надо эти природные ресурсы добывать и транспортировать, то Украине не
зачем строить подобный флот, так как нет таких грузопотоков.

В-третьих, некоторые страны привыкли
бряцать оружием, соответственно и деньги из госбюджета на постройку военных
кораблей выделяются. А Украине сейчас ничего большего, чем корабли класса
корвет не нужны, а заказами на постройку этих кораблей николаевское
судостроение не поднимешь. 

 

Николаевский
историк Юрий Крючков:

– Прогнозы касательно нынешнего развития
судостроения в Николаеве достаточно печальны. Опираясь на исторические факты,
можно сказать, что судостроение в городе развивалось волнообразно. Были и
подъемы, но и провалы.

Я уверен, что пройдет еще минимум 15-20
лет, когда судостроение в городе снова будет действительно развиваться. Нужно
будет очень много времени, чтоб достигнуть хотя бы одной четверной того
потенциала, который был растерян за период независимости Украины. Сейчас только
наши судостроительные заводы смогут строить коробки судов и все. На развитие
судостроения в ближайшие годы не стоит рассчитывать. 

 

Справка:

FLC
West – российская государственная инвесткомпания с лизинговым портфелем в
размере 1,5 млрд. долл. Компания занимается инвестициями в отрасли, имеющие
стратегическое значение для государства, в том числе в кораблестроение и грузоперевозки.
FLC West зарегистрирована в Люксембурге и на 50% принадлежит компании FLC.
Остальные 50% принадлежат частной кипрской инвестиционной компании Almiar
Investment Ltd., владельцами которой являются частные акционеры FLC.