2008-09-03 14:17:20

Интервью с Аптекарем Александром Иосифовичем, заместителем директора ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» по маркетингу.


МБН:  Расскажите немного о себе.

А.И Аптекарь: Работаю
с января 2007 на этом заводе им. 61 коммунара. До этого – 40 лет на ЧСЗ. До
прихода туда крупнейших теоретиков кораблестроения Чуркиных. Они меня за 3 месяца
прогнали, как и многих других менеджеров. Мы были наивными тогда, считали, что
они просто хотят сменить контингент для того, чтобы начать возрождение
судостроения. Но мы, те, кто проработали десятилетия на заводе, участвовали в
создании множества судов, ошибались. Вскоре понятно стало, что ничего не
собираются строить, возрождать и так далее.

 

МБН: Как сейчас
обстоят дела на ЧСЗ?

А.И Аптекарь: Завод
реально попал в хорошие руки. И нам же есть с чем сравнить – с приходом
предыдущих, извините, «инвесторов». Сейчас на заводе новые инвесторы – группа  «Смарт-Ходинг» Вадима Новинского. Это новые менеджеры,
которые действительно возрождают судостроение. Это действительно так – ведь я вхожу
в наблюдательный совет завода, как собственник акций холдинга. Так что я все
вижу. Есть суда, производится ремонт, сюда вернулись те, кто были изгнаны
Чуркиными. Погашена задолженность по зарплате. Не все гладко естественно – это
я говорю, чтоб не рисовать лубочную картину.

 Трудности есть – но они связаны с тем, что
происходит  в стране в общем. Не хватает
внимания государства. А судостроительные предприятия в принципе являются стратегическими.
К сожалению, все власти, которые были в Украине в годы независимости, этого не
понимали. Не понимают и сейчас. Для сравнения: 
в СССР было 109 министерств. И 9 из них были «оборонные» – туда входило
и министерство судостроительной промышленности. К сожалению, в Украине
отраслевого министерства нет. Мы входим в Минпромполитики, которое занимается и
танками, и комбайнами, и самолетами и судами. Поэтому и нет ничего. Когда-то
нынешние политики ругали «совок» за то, что было много ответственных и ничего
не было. Была так называемая коллективная безответственность. Сейчас в более
мелком виде – то же самое. Поэтому я с пессимизмом смотрю на перспективы
судостроения в Украине.

Наше предприятие
де-юре – государственное. Но государство им не управляет – так как оно не
способно на это. А частники, или те люди, которые хотели бы сделать из
предприятия «конфетку» – это удачная альтернатива такому государственному
«управлению». Ведь при нормально развитых мозгах судостроение – это очень
выгодно. Судостроение тянет на себе множество отраслей – и радиотехническую, и электронную,
и металлургию, и множество других.

Так что путь
завода один – это приватизация. Но и тут нет гарантий, что все получится. Хотя
те инвесторы, которые сейчас вынашивают идею создания судостроительного холдинга
– они на правильном пути. Я думаю, если у них все поучится  – то николаевцы вновь почувствуют себя теми
николаевцами, какими они были раньше. Тогда эти предприятия были градообразующими.

 

МБН: Как вам
идея николаевского городского Головы Владимира Чайки превратить недостроенный
крейсер «Украина » в развлекательный центр?

А.И Аптекарь: Россияне
превратили  в развлекательный центр
крейсер «Минск», по моей информации. Я Владимира Дмитриевича давно знаю, тем не
менее, не могу с  ним согласится. Это не
реально в наших условиях. В  Китае – да,
там такое возможно. Но в Николаеве создать из крейсера развлекательный центр,
не имея даже финансовой возможности содержать футбольную команду – вряд ли.

 

 МБН: Какова позиция премьер-министра Украины
Юлии Тимошенко по поводу приватизации завода?

А.И Аптекарь: Я
в свое время, еще в 2003-м в марте участвовал, тогда еще, будучи коммерческим
директором ЧСЗ вместе с Чуркиными и Полтавцевым (тогдашним гендиректором ЧСЗ) в
собрании, как я их называю, «партийно-хозяйственного актива». Его проводил Виктор
Янукович, премьер-министр. Это было за 1,5 года до выборов президента. Ничего
это не дало.

И можете  провести аналогию. Сейчас 1,5 года до президентских
выборов. Я, конечно, не знаю Юлию Владимировну как промышленника, ее послужной список.
Я уверен, что она примерно та же понимает в судостроении, как и Виктор
Федорович. Поэтому не исключено, что есть советники в команде, которые
посоветовали избрать этот регион – а он играет серьезную роль – здесь заводы,
здесь люди, которые могут сыграть определенную роль в дальнейшей судьбе
политика. Да, здесь такой электорат, который может повлиять определенным
образом – если отбросить, допустим, обычные карусели. Так вот, она проводила
это совещание по судостроению достаточно грамотно.

На нем были
директора судостроительных предприятий не только наши, но и из Феодосии. То,
что вопросы ставились подготовленные ею, а ребята отвечали по теме – то ничего
такого зазорного здесь нет. В том случае, если все получиться.

 

МБН: Какую, в
таком случае, пользу дает заводу сотрудничество с Херсонским судостроительным
заводом?

А.И Аптекарь: Сейчас
наш завод не может взять и заключить договор напрямую, потому что банки  не дают кредитов. А не дают – так как завод
не может предоставить залог. Потому что все объекты недвижимости уже
заложены-перезаложены. Больше того я скажу: под те проценты, которые бы и в
Европе понравились – не хотят давать кредиты судостроителям.

Поэтому мы
стоим корпуса вместе с ХСЗ. ХСЗ заключает договора с заказчиками. Понятное дело,
иностранными – отечественных заказчиков нет. И мы работаем на договоре
субподряда. То есть мы строим.

Но сейчас,
когда Юлия Владимировна была в Николаеве, она пообещала нам дать гарантии
государственные. На прошлой неделе подписали контракт на постройку 3 судов с голландской
компанией Занен. При чем, сами, самостоятельно! Но в контракте есть приписка о
том, что он вступает в силу после того, как государство даст гарантии. И это
при том, что выдача гарантий государством еще не значит, что банк выдаст кредит
автоматически. У всех больших банков в Киеве находятся центральные офисы, а не
в Николаеве. Там и решения принимаются. Судостроительные заводы раньше всегда
кредитовал банк «Аваль». Но после его объединения с «Раффайзен-банк» и этого
нет.

Вот краткий
ответ  о том, что может Тимошенко. А
то,  что сейчас все пошли отдыхать и я
так предполагаю, что кончится новыми выборами или еще чем – в любом случае,
тошнота продлится до конца года. В любом случае, уповать можно только на
приватизацию. Если получится то, что обещают президент и премьер. Главное что б
не мешали – когда найдется претендент на приватизацию.

 

МБН:
Расскажите подробности по контракту с Занен.

А.И Аптекарь:
По этому контракту мы должны построить 3 судна для голландской компании Занен (Zanen).
Это корпуса 3-х химовозов, вроде тех, что мы уже спустили. Стоимость контракта
– 2,3-2,5 млн. евро.

 

МБН: А
коммунистическое лобби притихло на этот 
счет? Имеется в виду Матвеев и компания.

А.И Аптекарь:
Матвеев, я так думаю, один из главных виновников того, что завод в таком
положении. Он всех уговаривал, что все это временно и советский союз
восстановят – потому делать ничего не надо. Благодаря таким как он, в
общественном сознании утвердилась мысль, что приватизация  – это путь к разворовыванию.

Хотя ситуация
изменилась кардинально! И сейчас оставление в госсобственности – это путь к
разворовыванию. Но людей-то, рабочих, надо еще убедить, что приватизация – это спасение.
Судостроение как отрасль не так привлекательна для людей при власти. Потому что
тут нет быть «быстрых денег». Мы год строим корпус судна весом 800 тонн. А полнокомплектный
корпус – 22-24 месяца.  И мы все это
время на кредитах. А кому это надо? Сейчас ребята  такие – сегодня вложить, завтра забрать,
максимум, послезавтра. При такой нестабильности, которая во всем – например,
резкая смена курса валют – вести такой бизнес очень сложно.

 

МБН: А как же
программа  «украинский корвет»? Она сможет
загрузить завод?

А.И
Аптекарь:  Как страна, мы придем,
наверное, к какому-то мнению: то ли мы нейтральные, то ли в блок войдем.

А тогда уже придется
нести обязательства. Для Военно-морского флота и Министерства обороны сам
проект строительства кораблей должен быть разработан. Потому как у нас флота
нет! Одним фрегатом "Гетьман Сагайдачный" флоту не обойтись. И ведь он
тоже имеет срок годности.

Все серьезное судостроение
закончилось 15 лет назад.

Сейчас в мире бум
судостроения.  Российская федерация принимает
военную стратегию, она просто вынуждена. Ведь она точно не вступает в НАТО, а
наоборот, ему противостоит.

Поэтому все
корветы, и фрегаты, и большие противолодочные катера, ракетные крейсеры – это
однозначно будет. И все заводы, которые могут их построить  – они здесь, в Николаеве!

Что касается
нашего завода – то нам надо хотя бы приграничные корабли строить. Поэтому идея
сама таких заказов есть, и она озвучивается. Другое дело – претворять идеи в
жизни. Как обычно выясняется, что выполнять некому.

Но это
невозможно предугадать – ведь у нас нет концепции судостроения! Анатолий  Гриценко, как глава профильного комитета
парламента, может подать законодательную инициативу.

 

МБН: Какие заводы
могут выполнять военные заказы, находясь в госсобственности?

А.И Аптекарь: Только
наш и Керченский.