Таможня просит добром

2010-04-29 16:01:44

Новое руководство Южной таможни, которое было назначено в конце марта, всячески подчеркивает, что не хочет порицать предшественников, а хочет лишь рассказывать о своих задачах и первых достижениях.



На
специальной площадке таможенного поста
в порту Ильичевск – тюки с джинсами,
кофточками, детской одеждой. Обычный
товар в стиле так называемого вещевого
рынка на 7-ом км под Одессой. На турецком
теплоходе "Alі Osman-E", доставившего
в порт 330 тонн грузов, оказалось целых
130 тонн никоим образом не задекларированного
товара.

Начальник
таможенного поста Владимир Коваленко
отмечает, что это наибольшая по объему
контрабанда за последний год. Он не
может объяснить, почему прежде таких
уловов не случалось – то ли из-за того,
что раньше контрабанду не возили в таких
количествах, то ли из-за того, что прежде
ее просто не ловили. "Рассчитывали
на слабый контроль", – говорит Владимир
Коваленко и здесь же уверяет, что больше
на это рассчитывать не никто не сможет:
"Сейчас полностью перекрыты все
поставки, в том числе из Турции и Китая".
Из чего следует, что раньше перекрытыми
они таки не были…

Ради
порядка и бюджета

Новое
руководство Южной таможни, которое было
назначено в конце марта, всячески
подчеркивает, что не хочет порицать
предшественников, а хочет лишь рассказывать
о своих задачах и первых достижениях.

Если
коротко, то таможенники собираются
навести порядок в потоке товаров из-за
границы и при этом потешить государственную
казну хорошими поступлениями. Послужить
этой двуединой задаче должно полноценное
декларирование грузов. Речь идет о том,
что владелец груза сам должен четко
указать в сопроводительных документах,
что, в каком количестве и какой стоимости
он везет в Украину. Гости из недалекого
прошлого – контейнеры, которые стоят
в Одесском морском порту больше месяца,
стали иллюстрацией к тому, что достоверность
информации в декларациях в последнее
время оставляла желать лучшего. Вес
груза зачастую занижали, порой даже в
три раза, а за расплывчатой формулировкой
"товары ширпотреба" могли скрываться
и дорогая одежда, и бытовая техника, и
плазменные панели. Владельцы груза
занижали стоимость товара в декларациях,
пропорционально сокращалось и поступление
в бюджет. Начальник Южной таможни
Владимир Григорьев говорит, что месяц
назад средняя стоимость контейнера
была на уровне 188 тыс. грн, а сейчас она
составляет 232 тыс. грн. Таможенники
фиксируют, что в последнее время структура
импорта немного изменилась в сторону
более дорогих товаров. Например, стали
возить больше кожаной обуви. Но
значительный прыжок в декларированной
стоимости контейнеров связывают, прежде
всего, с более тщательным досмотром.
Таможенники говорят, что с тех пор, как
они стали более бдительлными, средний
платеж с одного судна вырос от 450-500 тыс.
грн. до 4 млн. 800 тыс. грн.

Такая
обнадеживающая статистика позволяет
им не бледнеть перед планом, поставленным
перед ними Кабинетом министров. Ожидаемый
результат поступлений за апрель на
уровне 1 млрд. гривен, что сравнимо, к
примеру, с годовым бюджетом Одессы.
Сегодня таможенники надеются, что если
и не преодолеют красивую круглую цифру,
то, по крайней мере, вплотную приблизятся
к ней.

Чрезвычайно
важно, чтобы переход таможни к работе
по-белому не оказался просто очередной
кампанией, направленной на то, чтобы
заткнуть бюджетную дырку. Владимир
Григорьев говорит, что лишь жесткая и
последовательная позиция центрального
аппарата таможни, кабмина и президента
смогут убедить бизнесменов, что правильная
украинская таможня – это всерьез и
надолго. Главный таможенник юга не
усматривает ничего фантастического в
том, что через некоторое время владельцы
грузов сами тщательно, и, что самое
главное, честно будут оформлять таможенные
декларации. Такая практика существует
на Западе, где бизнесмен едва ли
прельстится заработком на махинациях
с декларациями, поскольку знает, какие
последствия для репутации это может
иметь.

Излечимые
болезни роста

На
пути к западным стандартам имеем еще
некоторые помехи. Из-за боллее тщательного
контроля в последнее время уменьшилась
пропускная способность терминалов.
Если в марте здесь пропускали где-то
180 контейнеров в сутки, то сейчас – около
120. Впрочем, здесь, как это не удивительно,
доброе дело сделал кризис – контейнеры
в портах не накапливаются в таком
количестве, чтобы текущие задержки
привели к образованию заторов. Чтоб
разрулить тактическую проблему,
таможенники договорились с портовиками
о том, что работа с грузами будет
начинаться не в 9, как раньше, а в 8 часов.

Владимир
Григорьев допускает, что при новой
экономической политике часть грузов
вообще не будет идти в Украину, но большой
беды в том не видит: "Если отсеется
процентов 10 – убытка большого не будет,
но если сделаем обратный шаг, снова
закроем глаза и будем делать как раньше,
то снова возвратимся к контрабанде и
теневым схемам".

Аналитики
центрального аппарата считают, что
прибыльность внешнеторгового бизнеса
в Украине достигает 300%. При такой цифре,
по Марксу, "нет такого преступления,
на которое не пошел бы капитал".
Впрочем, специалисты считают, что и
после тотального декларирования торговцы
смогут рассчитывать на навар процентов
в 80% – что тоже больше, чем неплохо. В
любом случае, сейчас в портах нет никаких
волнений и инспирированных акций
протеста –"идет монотонная спокойная
работа, бизнесмены начинают понимать,
что другого варианта нет и не будет".

В
кулуарах небольшого пресс-тура,
организованного Южной таможней, говорили
о том, что при реальной "контрабанде
– стоп", может прекратить свое
существование знаменитый вещевой рынок
"7 километр", который превратился
за годы независимости в настоящий
торговый городок. Это, конечно, не может
радовать ни владельцев торгового
гиганта, ни тысячи мелких торговцев,
которые кормятся за счет этого рынка.
Но разве это повод, чтобы и в дальнейшем
культивировать в Украине полукриминальный
масштабный бизнес, который, вдобавок,
здорово вредит отечественному
производству, не способному конкурировать
с зарубежным ширпотребом, который
приходит к нам почти без таможенных
сборов, а, соответственно, по низкой
цене и без надлежащих отчислений в
бюджет.

Как
тяжело даются нам прописные истины,
если уже почти на 20 году независимости
мы только приходим к тому, что товар,
который идет через таможню, надо
декларировать в полном объеме, а
контрабанда не должна быть основой для
жизни и работы целых коммерческих
конгломератов.

Иван
Осауленко, Украинская транспортная
газета "Моряк"