В Одесском порту новый закон фактически на 80% реализован, – Васьков

2012-07-16 14:03:30

Подписанный 8 июня Президентом Виктором Януковичем Закон «О морских портах» формализовал ситуацию, которая сложилась в отрасли достаточно давно. Несмотря на то что после распада СССР портовый сектор не реформировался (оставаясь государственным), бизнес в нем присутствовал — от малого до самого большого.



Опыт работы предпринимателей во многом был связан с придуманной в 90-е годы в Одесском морском торговом порту схемой «договора о совместной деятельности», пускавшей частников на портовую территорию. Одесское ноу-хау, по словам нынешнего начальника ОМТП Юрия Васькова, и предвосхитило новый закон.

«В Одесском порту закон фактически на 80% реализован. И хотя складские комплексы, перегрузочное оборудование преимущественно находятся в госсобственности, де-факто ими управляют частные компании, которые вкладывают средства в их развитие и отвечают за их эффективное использование.

То, что 20 лет назад было сделано Николаем Павлюком (начальником порта в то время. — Авт.) и его командой, признано сегодня уже на законодательном уровне», — отмечает Васьков в комментарии журналу "Комментарии".

Конечно, к считавшейся стратегической отрасли иные портовые начальники относились как к вотчине. Предстоящая теперь реформа фактически нивелирует их власть, резко снижая градус коррупции в отрасли. К тому же все эти годы роль государства в портах была условной — по факту, именно из-за деятельности коммерсантов портовые предприятия могли продолжать свою работу и развиваться. Например, в тот же Одесский порт за последние 20 лет вложено более $300 млн. частных инвестиций. Частное присутствие на рынке сегодня достаточно ощутимо — по итогам 2011 года из 156 млн. т грузов, обработанных в морских портах, 41 млн. перегружен через частные комплексы.