Итоги 2010 года морехозяйственного комплекса Украины: этот стон у нас песней зовется

2011-01-04 08:02:11

В 2010 году значительных изменений морехозяйственный комплекс Украины не почувствовал, несмотря на то, что вся власть была, практически, в одних руках. Были кадровые перестановки, непонятно по какому принципу, были какие-то попытки законодательного регулирования, но долгожданных изменений, которые давно назрели, не было.



«Кадры решают
всё…»


     Большинство
морских портов Украины в уходящем году
вряд ли могут похвастаться высокими
показателями грузооборота. Конечно,
цифры станут известны только в начале
2011 года, однако уже сейчас Госкомстат
сообщает, что по итогам 11 месяцев 2010
года морские порты и причалы Украины
снизили оборот грузов на 6,2% – до 134,2 млн.
т по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года.

     Итоги 2009 года
для портов также были неутешительны —
снижение грузооборота на 17%. Но исправлять
эту ситуацию в нынешнем году портовикам
было сложно: после победы на президентских
выборах в феврале 2010 года Виктора
Януковича и
назначения
Константина Ефименко министром транспорта
и связи Украины
порты начало
лихорадить от кадровых перестановок.

    В апреле
Минтранс назначил начальником морского
торгового порта «Южный»
Вадима
Пархоменко
вместо Юрия
Крука. Уже в начале июля исполняющим
обязанности начальника, а в последствии
начальником порта «Южный» стал
Александр
Лагоша
.

     Сменился в
апреле уходящего года и начальник
Скадовского морского торгового порта.
Им стал
Константин
Стадников
. «Не прошло и
полгода», как СБУ поймала
на
взятке в полмиллиона
грн.
руководителя Скадовского порта. Вместо
Константина Стадникова начальником
порта был назначен
Андрей
Пелюховский.

     Начальник
Евпаторийского порта
Александр
Котельников
был задержан
также в апреле текущего года. Ему

инкриминируют злоупотребление служебным
положением и нарушение порядка занятия
хозяйственной деятельностью. Досудебное
следствие по его делу завершилось в
сентябре. Порт возглавил
Тимур
Кондратьев
.

Не
обошли кадровые изменения и руководство
Ильичевского морского торгового порта.
В июне
Константин
Лавриненко

стал исполняющим обязанности, а в
сентябре был утвержден в должности
начальника порта.

В
июне Феодосийский порт возглавил
Анатолий
Мунтян
.

Егор
Иванов

возглавил в апреле Ялтинский порт, но
уже в июне был уволен. По официальной
версии — за невыплату заработной платы
в порту. В июле Ялтинский порт возглавил
Сергей
Тараканов
.

Херсонский
порт в уходящем году успел сменить
нескольких начальников. В июне порт
возглавил
Александр
Калошин
.
Однако уже в августе исполняющим
обязанности начальника порта стал

Сергей Игнатенко
.
В ноябре он был утвержден в должности.

Николай
Ильин

возглавил Бердянский порт в июле.
Белгород-Днестровский
морской торговый порт
возглавил Олег Манитенко.

В
августе Ефименко назначил
Юрия
Кравцова

исполняющим обязанности начальника
Севастопольского морского торгового
порта. Уже в ноябре Кравцов попался
на
взятке в 1,2 млн. грн.
,
в декабре он был
отпущен
под залог
.

Эпопея
с начальниками была и в Николаевском
порту. Сначала исполняющим обязанности
начальника был назначен
Алексей
Кактус
.
После того, как в порту была завершена
проверка Минтранса, Порт возглавил
Василий
Иванюк.

Последний
уволенный Константином Ефименко
начальник порта —
Валентин
Котельный

(Измаильский морской торговый порт).
Сейчас он исполняет обязанности
начальника предприятия.

В
остальных портах “у руля” остались
самые
стойкие
.

Понятно,
что в таких условиях некогда и некому
было достраивать терминалы и комплексы.

Не
оправдали ожидания портовиков и попытки
переориентировать мощности на перегрузку
зерновых, введение квот значительно
сократило объемы экспорта зерна.

Хотя
был принят Закон “О государственно-частном
партнерстве”, в котором вскользь
упоминаются порты, этого оказалось явно
недостаточно для кардинальных изменений
в работе с потенциальными инвесторами,
да и сами процедуры в отношении портов
не прописаны достаточно четко, так что
многие юристы не могут однозначно
сказать, как же работать по этой схеме.


Судостроение
— атавизм украинской экономики?

По
итогам 2009 года судостроительные
предприятия Украины сократили выпуск
продукции на 24%. В 2010 году ситуация не
изменилась.

Большую
надежду украинские судостроители
возлагали на начало реализации проекта
строительства кораблей класса “корвет”
для нужд украинской армии. Уже в августе
стало известно, что строительство
корветов
приостановилось,
не успев начаться
.
Попросту проект не финансируется.

Не
так давно ветераны Военном-морских Сил
Украины предложили всем общественности
“поднатужиться” и “скинуться” на
строительство корветов. Сейчас
Минобороны
инициирует новую программу строительства
корветов
,
при этом никто не уточняет когда же
начнется финансирование.

Модернизация
судов, строительство плавдоков и
судоремонт не спасают украинских
судостроителей. Эта “капля в море” не
решает проблем с задолженностями по
заработной плате, перед социальными
фондами, устаревшего оборудования и
многих других.

В
сентябре Верховная Рада Украины
отклонила
законопроект о продлении господдержки
судостроения до 2016 года
.
А что, собственно говоря, поддерживать-то?
Хотя в октябре Премьер-министр Николай
Азаров сообщил, что у правительства
есть
программа
выведения судостроительной отрасли
из затяжного кризиса
,
однако ее реализация требует времени.
Сколько времени, Премьер не уточнил.
Остается надеяться, что когда это “чудо”
произойдет, еще будет кому строить суда,
а на судостроительных предприятиях не
распродадут за гроши всё имущество.

Конец
2009 года ознаменовался проблемами на
еще одном судостроительном предприятии,
которое до этого стабильно работало —
судостроительном заводе “Океан”. Если
в 2008 году предприятие было загружено
заказом зернотрейдера “Нибулон” по
строительству несамоходных барж, т.н.
проект “двух героев”, то в 2009 отсутствие
заказов, конфликты в наблюдательном
совете и пристальное внимание власти
говорят о возможном скором банкротстве
предприятия. Примечательно, что губернатор
Николаевской области проблемы на этом
предприятии считает не иначе как
“заказом” по своему политическому
уничтожению… Хочется успокоить власть
имущих — вон сколько уже судостроительных
предприятий развалено, а карьера ни
одного чиновника при этом не закончилась.


О
Черноморском флоте и Военно-Морских
Силах Украины

Пожалуй,
одним из важнейших для нашей страны
событием в уходящем году стала
пролонгация
соглашения о пребывании на территории
Украины Черноморского флота россии до
2042 года.

В
апреле в Харькове были достигнуты
договоренности об “обмене флота на
экономические выгоды”. Когда украинский
народ сможет оценить эти выгоды пока
неизвестно.

Отметим,
что Военно-морские Силы Украины в 2010
году традиционно поучаствовали в
нескольких учениях, хотя бывало, что и
корабль
для парада приходилось одалживать у
российских соседей
.

Поэтому
украинскому флоту остается надеяться
на лучшее, тем более, что скоро обещают
ввести в строй
подводную
лодку “Запорожье”, на ремонт которой
уже потратили 40 млн. грн.,

а там глядишь все-таки что-нибудь еще
построим.

Достоверно
известно про функционирование только
одного корабля — корвета “Тернополь”.
На этом плачевном фоне радостно получают
зарплату четырнадцать (!) адмиралов.


В
плену у корсаров

     Несладко
пришлось в 2010 году многим украинским
морякам. В пиратском плену побывали
украинские моряки судов
Asian
Glory
,
St.James Park, Ariella, Melina I,
MV
Frigia
,
Marina Marguerita,
North
Spirit
,
York,
Beluga
Fortune

и других. Нескольким украинцам придется,
наверное,
встретить
Новый 2011 год в плену.

     Хотя
проблема пиратства приобрела мировые
масштабы, Украинское государство пока
не внесло существенного вклада в борьбу
с ним. Приходится надеяться на морские
державы. Вот и на Новый год очередной
украинских экипаж захватили…


Меняем
названия, суть та же?

В конце
уходящего года Президент Янукович начал
реализовывать административную реформу.
Конечно же, коснулась она и морской
отрасли.

Прежде
всего напомним, что Министерства
транспорта в Украине больше нет. Вместо
него —
Министертсво
инфраструктуры
.
Возглавил это министерство Борис
Колесников.
Константин
Ефименко стал первым заместителем
Министра инфраструктуры.

Президент
обещает, что численность чиновников в
Украине значительно сократится,
следовательно, казенные деньги не будут
“проедаться”, а пойдут на благие дела.

В
2009 году значительных изменений
административная реформа не принесла
отрасли — не было кадровых перестановок,
к которым так привычна отрасль, не было
серьезных изменений по сути. Очевидно,
что административная реформа только
набирает обороты и окончательно станут
понятны ее плоды в 2011 году.


Что
год грядущий нам готовит…

Укрморречфлот
уже определился, как будет
модернизировать
морскую отрасль в 2011 году.

Среди прочего,
уже много лет ожидается принятие Закона
«О морских портах Украины», закрепление
акваторий за государственными
предприятиями (или местными советами),
внедрение новой тарифной политики,
отделение капитании портов в самостоятельную
структуру и развитие государственно-частного
сотрудничества в портах.

Отдельно
следует вспомнить давно наболевшую
проблему поиска и спасения на море —
принята не одна “концепция” и “программа”
но наши моряки как гибли так и гибнут в
водах Украины.

Также хочется
надеяться, что в Новом году Украина все -аки сможет завершить все начатые
инвестиционные проекты, которые позволят
значительно расширить транспортную
инфраструктуру: проект ГСХ “Дунай-Черное
море”, проект лихтеровочного терминала
в районе Очакова, расширение порта
Очаков, обновление флота УДП, строительство
мостового перехода через Керченский
пролив, строительство терминала сжиженного
газа и проч. Хочется пожелать удачи нам
всем в реализации этих и других проектов.

Сегодня мы будем публиковать не только свое видение итогов 2010 года, но и мнения экспертов в разных отраслях, следите за новостями.