РОССИЯ, УКРАИНА И ЧФ: любит – не любит

2010-06-04 13:22:31

Как только в Украине пришла к власти команда, которую в Москве считали «своей», начали твориться чудеса вокруг Черноморского флота РФ. Сначала Янукович одним махом продлил его базирование. Но это оказалось лишь началом. Тут же мы стали свидетелями, как Кремль весьма покладисто принялся решать с Киевом вопросы, связанные с этим базированием: активно обсуждаются различные аспекты, связанные с перемещениями ЧФ РФ по украинской территории, вопросы, касающиеся возможных экологических последствий деятельности флота…


То есть –
началось решение проблем, которые раньше в Москве не то что обсуждать
отказывались, а само упоминание о которых немедленно воспринимали в штыки,
классифицируя исключительно как «антироссийскую риторику» и «демонстрацию
недружелюбия». В этом контексте поневоле возникает убеждение, что Россия не
иначе как демонстрирует двойные стандарты, которые сама же породила, и вину за
которые раньше всенепременно пыталась скинуть на Киев.

«ФЛОТ2017»
поинтересовался у экспертов: что, по их мнению, раньше мешало России
конструктивно обсуждать вопросы, касающиеся ЧФ РФ, которые Киев считал
принципиальными, – и как раз тех, решение которых давно позволило бы снять
немалую часть проблем, возникавших в диалоге Киева с Москвой?

Научный
консультант Общественного комитета национальной безопасности Украины,
иностранный член Российской ассоциации международных исследований Алексей
ПОЛТОРАКОВ:

– Проблема
Черноморского флота РФ всегда была и остается наиболее ярким индикатором общего
состояния украинско-российских отношений. В ней, как в капле воды, виден весь
спектр проблем – начиная с политико-экономических, и заканчивая
социогуманитарными.

Достаточно
показательны такие проблемы, как принадлежность маяков или случаи незаконной
перевозки боеприпасов ЧФ РФ по Крыму (видео здесь). Не менее острыми – хотя и
не такими яркими – были вопросы, связанные, например, с экологическими
аспектами флотского бытия. Подобное состояние дел было довольно «удобно»
российской стороне по нескольким соображениям: экономическим (экономия на плате
за аренду имущества и пр.), политическим и иным. В силу этого целый клубок
проблем – коллизии подчинения объектов, субаренды (например, отошедшая ЧФ РФ
нефтяная база почти на 90% отдана в аренду коммерсантам), а также непростые
вопросы разведывательной (контрразведывательной) деятельности и т.п. – решался
по принципу «как-то будет», исходя из «тактических» соображений скорой выгоды
или сиюминутных тактических интересов.

Пролонгация
пребывания флота на целую четверть века (!) стала, несомненно, своеобразным
выходом из кризиса (какой ценой – вопрос отдельный). В силу этого «на повестку
дня» постепенно выходят те вопросы и проблемы, которые оставались принципиально
«нерешаемыми» в силу общей неопределенности ситуации с флотом. Коль скоро
российский флот обосновывается в Крыму «всерьез и надолго» – обостряется
проблема максимально эффективного стратегического использования инфраструктуры,
«замкнутой» на флот.

Ситуацию
«усугубляет» также структурная реформа российских Вооруженных сил – в частности,
оперативное замыкание ЧФ РФ на Северо-Кавказский военный округ. В силу этого
постепенно пересматриваются подходы к использованию флотской инфраструктуры и
пр. Более того, в активно «продавливаемом» Кремлем проекте новой архитектуры
общеевропейской безопасности ЧФ РФ отводится одна из принципиально важных ролей
– а в силу этого Крым автоматически превращается в серьезный геостратегический
узел.

В этой связи
перед украинской стороной открываются возможности усиления своих позиций во
«флотском диалоге» с российской стороной. Вопрос в том, сумеет ли новая
украинская власть эффективно использовать нынешнюю «внешнеполитическую
конъюнктуру» во имя национальных интересов Украины.

Директор
Центра социальных исследований «София» Владимир ЛУПАЦИЙ:

– С моей точки
зрения, у нас всегда было гипертрофированное обсуждение проблемы Черноморского
флота. Слишком много сил и времени истрачено на обсуждение этой проблемы, в то
время, когда для Украины принципиальна собственная крымская политика, свой
крымский проект и обеспечение вхождения в единое экономическое, культурное и
гуманитарное пространство города Севастополя.

Территория
базирования Черноморского флота должна быть локализована, насколько это
возможно. Функция и специализация города не могут сводиться к одному измерению
– к обслуживанию исключительно Черноморского флота. Ключевой вопрос – это
нахождение баланса интересов и перспектив развития города, в который включали в
себя и обеспечение функционирования ЧФ РФ.

Ведь в случае,
если развитие Черноморского флота, его модернизация будут проходить за счет
милитаризации Севастополя, не думаю, что это может отвечать интересам жителей.
Ведь они в перспективе видят свой город рекреационным центром или свободной
экономической зоной. Считаю, что мнение жителей города и представителей бизнеса
различных секторов должно учитываться. В настоящем город динамично развивается,
интернационализируется, развивает свои международные связи и поэтому
возвращение Севастополя в статус «закрытого города» нереально и
бесперспективно.

Директор
Центра политического анализа "Стратагема" Юрий РОМАНЕНКО:

– Я не вижу
ничего экстраординарного в происходящем, и искать скрытый смысл в ситуации не
стоит. На сегодняшний день в высших эшелонах власти мы видим большое количество
людей, лояльных по отношению к России. И россияне, пользуясь благоприятно
сложившимися для них условиями, пытаются взять по максимуму в сфере своих
интересов.

Раньше это
было невозможно в силу принципиальности различий в подходах к положению, к
месту, к будущему Черноморского флота Российской Федерации между Киевом и
Москвой.

И ничего
удивительного я не нахожу в том, что россияне спешат закрепиться по
приоритетным для себя базовым позициям, пока Виктор Янукович имеет достаточный
уровень доверия в стране. В России прекрасно понимают, что по прошествии
времени у команды Януковича, вполне вероятно, будет возникать все больше
проблем, и, соответственно, тем меньше будет возможности достигать нужных
Москве результатов.

Беседовала
Анна Шумакова, 

ФЛОТ-2017.