2010-05-28 10:01:30
Государственный оператор на рынке зерновых ГАК “Хлеб Украины” лишился основных мощностей для экспорта.Высший административный суд вынес решение о передаче пяти элеваторов “Хлеба Украины” в управление Госкомрезерва в счет погашения долга. Правда, ситуацию может изменить законопроект, который готовит Минэкономики – в случае его принятия будут списаны долги предприятия перед государственными кредиторами.
Высший
административный суд 11 апреля вынес
решение о передаче пяти элеваторов
"Хлеба Украины" – Одесского
портового, Красноперекопского,
Нижнегорского и Уманского элеваторов,
а также Черняховского комбината
хлебопродуктов в управление Госкомрезерва,
сообщил источник в компании. Правительство
решило передать эти активы комитету
еще в октябре 2007 года в счет погашения
долга перед ним в размере 267 млн грн. Но
руководство "Хлеба Украины" не
признает долг перед Госкомрезервом.
"Он был погашен за счет передачи ему
28 предприятий (мельницы и хлебоприемные
предприятия) еще в 1998-1999 годах",–
пояснил источник. Тогда "Хлеб Украины"
оспорил решение Кабмина в Окружном
административном суде Киева, а затем в
Киевском апелляционном административном
суде. В ГАК "Хлеб Украины" от
комментариев отказались.
"У
‘Хлеба Украины’ есть долг перед
Госкомрезервом, и мы заинтересованы в
его погашении",– заявил председатель
Госкомрезерва Николай Злочевский. По
его словам, элеваторы компании комитет
будет использовать "по назначению"
– для хранения и перевалки зерновых.
Сейчас, по его словам, комитет не
экспортирует зерновые. Ранее Госкомрезерв
продавал зерно на экспорт через дочерние
предприятия, в частности через "Укррезерв".
Участники рынка утверждают, что аграрного
бизнеса у господина Злочевского нет,
зато он известен как создатель компании
"Инфокс", которая занимается
перевалкой нефтепродуктов в Одесском
и Ильичевском портах.
Два
из пяти элеваторов, подлежащих передаче
в Госкомрезерв,– Черняховский и
Красноперекопский – банкроты. Ценность
представляет Уманский элеватор – он
выгодно расположен и используется для
хранения зерна, которое направляется
в порт. А Одесский портовый элеватор –
ключевой в экспортной деятельности
"Хлеба Украины" актив, говорит
гендиректор компании "Нибулон"
Алексей Вадатурский. Пропускная
способность второго портового элеватора
компании – Николаевского – в два раза
меньше (600 тыс. т), а акватория порта
позволяет принимать только суда
водоизмещением до 25 тыс. т (в Одесском
порту – до 60-70 тыс. т), а это удорожает
процесс перевалки.
Если
"Хлебу Украины" не удастся вернуть
Одесский портовый элеватор, правительство
не сможет создать на его базе мощного
экспортера зерновых, отмечают участники
рынка. Ранее министр агрополитики
говорил, что правительство намерено
объединить "Хлеб Украины" и Агрофонд,
создав на его базе госоператора "Зерно
Украины". Планировалось, что компания
будет государственным экспортером
зерновых, который ежегодно сможет
переваливать 5-7 млн т зерна. В 2009/10
маркетинговом году "Хлеб Украины"
экспортировал только 35 тыс. т зерна
(общий экспорт с начала маркетингового
года из страны – 19,7 млн т).
"Хлебу
Украины" будет сложно добиться
возврата предприятий через суд, считает
управляющий партнер юридической компании
"Ольга Демченко и партнеры" Ростислав
Кравец: "Решение Высшего админсуда
является окончательным". "Предприятия
могут быть возвращены, только если на
то будет воля Кабмина",– уверен
гендиректор "Украинской аграрной
конфедерации" Сергей Стоянов. Получить
комментарий в Кабмине не удалось. Но
источник в Минэкономики говорит, что
по поручению Виктора Слауты от 5 мая
сейчас готовится законопроект,
предполагающий списание долгов "Хлеба
Украины" перед государственными
структурами. По данным участников рынка,
общая задолженность "Хлеба Украины"
– 4,5 млрд грн.
Источник
Коммерсантъ