Регулированием тарифов в портах должен заниматься не Минтранс, а Нацкомиссия по транспорту – С.Горчаков

2010-05-28 10:33:05

Разработку “Сборника тарифов” Сергей Горчаков, вице-президент “Коллегии юристов морского права”, морской эксперт считает надуманной проблемой и выступает за предоставление соответствующих полномочий от Минтранса Нацкомиссии по транспорту.


МБНУ: Минтранс установит новый уровень
тарифов на грузоперевалочные услуги в портах. Профильному институту в лице ГП УКрНИИМФ
поручена
разработка проекта нового сборника тарифов на комплекс услуг, связанных с
перевалкой грузов в портах.

Есть ли у КУМП предложения к "Сборнику тарифов"?

С.Горчаков: У
меня есть замечания по сути. В Украине морские порты – стратегические
предприятия, по закону не подлежащие приватизации. Кто может внятно объяснить –
в чём заключается их стратегичность? Что обеспечивает запрет на их приватизацию?
Чему, какой стратегической цели служат 19 украинских государственных морских
портов?

У нас что,
монополия внешней торговли, которую обеспечивают государственные морские порты?
Нет, госмонополии на внешнюю торговлю уже давно нет.

У нас что,
цену импортного стратегического сырья на внутреннем рынке следует регулировать тарифами
на грузоперевалку в государственных морских портах? Нет, о таком задании правительства пока слышать не доводилось.

Ведь понятно же,
что регулируемые тарифы на грузоперевалку – это механизм управления
рентабельностью. Чью рентабельность, в таком случае, регулирует Министерство
транспорта и связи Украины?

Вопрос о
тарифах в его нынешней постановке – свидетельство отсутствия у чиновников
Минтранса обоснованного видения будущего, места, которое должен занимать
госсектор в экономике нашей страны и, в частности, в морской индустрии.
Поэтому, в качестве доказательства "работы" предъявляются надуманные
проблемы.

Мне
представляется, что нужна открытая дискуссия о сути правоотношений в морской
индустрии Украины. Нужны ли нам стратегические государственные предприятия, не
подлежащие приватизации? Если да, то зачем? Если нет – то что с ними делать,
как их реформировать и "разгосударствлять" имущество?

А то
получается, что сейчас развели кормушку, где на государственном имуществе
паразитирует горстка заинтересованных лиц, прикрывающихся "государственными"
интересами. А в чём эти "государственные" интересы состоят – тайна за
семью печатями.

Если речь идёт
о регулировании тарифов, значит, в рыночной экономике это – свидетельство
нерыночного регулирования, свидетельство наличия монополии. А регулированием
монополии должен заниматься совсем не Минтранс, а Нацкомиссия по транспорту,
созданию которой Минтранс так упорно сопротивляется. И в Нацкомиссии по
транспорту должно быть обеспечено участие не только представителей госсектора,
но также и представителей потребителей услуг портов.

Кстати, я
задумался над вопросом: Является ли акватория морского порта – государственной собственностью?

Ведь Пункт 1
Раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины 1996 года прямо
устанавливает:  «Законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу
настоящей Конституции, являются действующими в части, не противоречащей
Конституции Украины».

До 2009 года (и в
некоторых случаях 2008 года)  положения статьи 74 КТМУ не применялись,
поскольку они противоречили Конституции. Почему противоречили? Очень просто, в
силу статьи 13 Конституции Украины. Эта статья, если кто не помнит,
устанавливает, что земля, вода, воздух – объекты права собственности всего народа Украины, а не объект государственной собственности,
как указано в ст.74 КТМУ.

Перевод
дискуссии в плоскость методологии установления тарифов – увод внимания от
проблемы незаконного регулирования Минтрансом монопольных правоотношений (виды
и пределы монополии определяются законом – ст.42 Конституции Украины) – закона,
предоставляющего Минтрансу право регулировать монополию, нет.