Чтобы зерно не уходило сквозь пальцы

2009-09-03 15:27:21

Украина экспортирует в этом году около 17 млн т зерна. Такой прогноз дал президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. По его словам, урожай нынешнего года не превысит 42 млн т.



Но уже сейчас все признают, что
на зерновом рынке Украины — критическое состояние дел, вопрос его эффективности
и прозрачности не решен. Еще за 2—3 недели до начала жатвы цены на зерно
держались на уровне 1—1,2 тыс. грн., но стоило комбайнам выйти в поле, как
произошел обвал цен. Сейчас цена несколько поднялась и составляет 1—1,1 тыс.
грн. за 1 т пшеницы 3 класса, 800—950 грн. — за 1 т фуража, а за ячмень дают и
того меньше. Может ли быть в выигрыше при таком раскладе герой жатвы —
производитель зерна, а не торговец им? Пока что этого не видно…

Аграрии Херсонщины рассчитывают
на урожай 1 млн 678 тыс. т. Но зернотрейдеры вряд ли предложат за него высокие
закупочные цены. Платить аграриям меньше позволяют и новые ГОСТы, вступившие в
силу с 1 июля т.г. Если ранее класс продукции определялся в зависимости от
процентного содержания в ней белка, то сегодня главным ориентиром названа
клейковина, что соответствует мировым стандартам. Но хлеборобы в панике —
пшеница, которая еще в прошлом году классифицировалась как продовольственная и
соответственно оплачивалась, сейчас причисляется к фуражу.

Если учесть, что в валюте злаки
подешевели чуть ли не в разы, то можно предположить, что наступающий
маркетинговый сезон станет для зернотрейдеров наиболее прибыльным. Накал
страстей переместился сегодня в порты, откуда зерно уходит на экспорт. Трейдеры
потребовали от правительства пересмотреть портовые сборы, считая их
неоправданно высокими.

— Но нельзя всех стричь под одну
гребенку. Стоимость перегрузки зерна в государственных портах в 7 раз меньше,
чем в частных погрузочно-разгрузочных терминалах, — $2,8 против $18—20 за 1 т,
— сообщил замминистра транспорта и связи – глава Государственной морской и
речной администрации Михаил Чубай. — Кроме того, следует учитывать, что тарифы
в портах в разы ниже ($2,8 за 1 т), чем за хранение зерна на элеваторах.

Он также подчеркнул, что
украинские порты готовы к перевалке зерна. В этом смогли убедиться и участники
регионального совещания с экспедиторами, стивидорами и зернотрейдерами, которое
12.08.2009 г. в Николаевском морском торговом порту провел первый заместитель
ghtlctlfntkz Государственной администрации морского и речного транспорта
Украины Геннадий Рак. В совещании также приняли участие начальник
координационного совета Государственной администрации морского и речного
транспорта Сергей Сечкин, представители компаний "Мар Шиппинг",
"Витэкс", "Агроконтракт", "Сантрейд" а также
представители Международной сюрвеерской компании "Бюро Веритас",
представители Херсонского и Ильичевского портов, руководство Николаевского МТП.

— Мы проанализировали уровень
тарифов на обработку зерновых, изучили ситуацию с перевалкой грузов и вышли на
проблемы, решение которых зависит уже не столько от Минтранссвязи, сколько от
правоохранительных органов, — подчеркнул Геннадий Рак. — Я провел несколько
встреч в Николаеве, в том числе с представителями Ильичевского и Херсонского
портов. Так вот, могу заявить со всей определенностью: государственные порты
работают сегодня полностью в рамках закона и по тарифам, согласованным с КМУ.
Чего не скажешь о частных погрузочно-разгрузочных терминалах.

Как сообщил присутствующим 1-й
заместитель начальника Николаевского МТП Сергей Колтыпин, благодаря
плодотворной работе порта с грузовладельцами, удалось существенно увеличить
объемы переработки зерновых (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
почти в 2 раза). Николаевский порт, как и любое другое государственное
предприятие, отметил Сергей Колтыпин, работает по тарифам, утвержденным
Минтранссвязи. Аккордная ставка по зерновым грузам составляет $4,5 за 1 т, плюс
каждая стивидорная компания, в соответствии со своими калькуляциями, берет
оплату за услуги, в среднем около доллара. Итого, общая тарифная ставка по
обработке зерна в Николаевском порту, при использовании автотранспорта — $5.
При использовании железнодорожного транспорта она несколько возрастает. При
работе на рейде ставка составляет 5 грн. за 1 т, плюс доставка сигнальщика и
стивидора на рейд и оплата их работы согласно тарифам, сообщает пресс-служба
Николаевского МТП.

Однако, по словам присутствующих,
существенно повысить конкурентную способность портов и терминалов
Днепро-Бугского региона смогло бы применение скидки на канальный сбор для всех
видов грузов.

По мнению портовиков, тарифы,
действующие на государственных предприятиях, абсолютно не влияют на цену зерна
и на благополучие его производителей. Если государственные порты будут работать
с аграриями по прямой схеме, без посредников, то цена услуги за перевалку
снизится втрое!

— Вот почему сегодня мы
рассматриваем проект строительства в Херсонском морском торговом порту
зернового терминала, который позволит максимально упростить схему работы с
производителями зерна, — сообщил Геннадий Рак. — Этот проект особенно важен для
Херсона, всегда считавшегося хлебным портом. Аграрии области получат возможность
существенно снизить расходы на хранение и транспортировку зерна. Сегодня проект
изучают эксперты. Поставлена задача включить его в программу перспективного
развития Херсонского морского торгового порта, представить на утверждение
Минтранссвязи. Расходы по строительству терминала будут внесены в финансовый
план предприятия.

Строительство зернового терминала
ощутимо улучшит схему работы с зерновыми грузами в Херсонском порту, снимет
часть экологических проблем. В этом убежден начальник ХМТП Андрей Егоров.

— Недавно, выступая перед
аграриями Полтавской области, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко затронула
вопрос о развитии внутреннего судоходства. Для нас это очень важно, поскольку
мы не раз ставили вопрос о возрождении судоходства на Днепре. Строительство
терминала станет "первой ласточкой". Кроме того, инвестиционный
проект, поддержанный Минтрансом и реализованный за счет собственных средств
порта, даст возможность серьезно увеличить платежи в государственный и местный
бюджеты. Поставлена задача: к августу следующего года зерновой терминал сдать.

Мирон Буба, Журнал "Транспорт"