Услуги в Украинских портах на 12-20% ниже, чем в Румынии и России

2009-07-22 15:40:05

Тарифы в портах ниже ($2,8 за 1 тонну), чем за хранение зерна на элеваторах. Если на перевалку тонны угля в украинских портах уходит $7-8, то в Констанце – $10-12, а в Новороссийске – $15. Доля «Укрзалізниці» в тарифе порта достигает 22%. За рубежом, как правило, этот показатель не превышает 5%.



Большая часть портовых сборов в
Украине занижена и оснований для еще большего их уменьшения, на чем настаивали
зернотрейдеры, нет, заявили вчера в Мин¬трансе. До конца месяца министерство
намерено подать соответствующие предложения Кабмину, но уже сейчас в портах
подсчитали, что их услуги на 12-20% ниже, чем в Румынии и России. Затраты
трейдеров велики из-за высоких тарифов на перегрузку товаров в железнодорожные
вагоны, утверждают эксперты.

Большая часть тарифов, по словам
заместителя министра транспорта и связи – главы Государственной морской и
речной администрации Михаила Чубая, напротив, занижена. Так, проверка в портах
показала, что стоимость перегрузки зерна в государственных портах в 7 раз
меньше, чем в частных погрузочно-разгрузочных терминалах,– $2,8 против
$18-20/т. Поэтому, по мнению чиновника, претензии нужно предъявлять, скорее,
частным компаниям, чью работу должен анализировать Антимонопольный комитет.
Проект пересмотра тарифов министерство планирует разработать и предложить на
рассмотрение Кабмина до конца июля.

Вопрос о снижении тарифов в
портах возник после заявления премьер-министра Юлии Тимошенко о необходимости
проверить обоснованность их повышения для экспортеров зерна. «Если
подтвердится, что сборы были увеличены на 70%, увольняйте всех, кто к этому
причастен»,– сказала она. Напомним, портовые сборы были повышены в августе 2008
года на 58% по решению Кабинета Министров.

Большая часть портовых сборов в
Украине ниже, чем, к примеру, в России или Румынии, утверждает начальник
Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов. По его словам, 80%
сборов в Ильичевске, Одессе и Южном на 12-15% ниже, чем в румынской Констанце,
и на 14-20%, чем в Новороссийске.

– Мы проанализировали свои
портовые сборы и пришли к выводу, что стоит снизить лишь одну позицию – сборы
за обработку пассажирских судов. По остальным позициям мы полностью
конкурентны,– соглашается начальник Одесского морского торгового порта Николай
Павлюк.

Директор CoalImpex (осуществляет
экспортно-импортные операции с углем) Василий Кононов утверждает, что если на
перевалку тонны угля в украинских портах уходит $7-8, то в Констанце приходится
платить $10-12, а в Новороссийске – $15.

Сам по себе портовый сбор – лишь
малая часть затрат трейдеров, отмечает руководитель исследовательского
агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Портам, если они хотят оптимизировать тарифы, стоит работать прежде
всего над сокращением затрат по подаче вагонов, которые составляют значительную
долю в тарифе и действительно завышены,– говорит эксперт.

По данным члена комитета
Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Виталия Коржа, сегодня доля услуг
«Укрзалізниці» в тарифе порта достигает 22%. «За рубежом, как правило, этот
показатель не превышает 5%»,– говорит он.

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"