«Если работа мешает яхтам, нужно менять работу»

2009-07-14 15:37:30

Территория чуть больше двух гектаров, расположенная в заливе Берковщина, — особое морское «государство», где нет главных и подчиненных, где люди воплощают свои детские мечты в жизнь. Здесь вот уже более 40 лет существует Киевский городской крейсерский яхт-клуб, к которому, пожалуй, лучше употребить слово «государственный», чем «городской», ведь подобного нет во всей Украине.



Клуб самодельных яхт

К яхтсменам мы добирались действительно как в другое государство, вооружившись картой. Расстояние в полтора километра, заблаговременно отмеченное составителями, преодолели буквально за 15 минут, гонимые назревавшим дождем. Наконец-то длинный забор вдоль дороги оборвался, открывая взгляду въезд на территорию яхт-клуба. Возле ворот — вахтенный. Позже мы узнаем, что это — не наемная должность: каждый член клуба независимо от того, директор ты, капитан или просто моряк, 4 раза в год несет вахту. В журнале учета вписываем свои фамилии и время входа — все строго.

— У нас два вахтенных — один у ворот, один — в вахтерской, — поясняет Александр Евдокимов, директор яхт-клуба. — Я, как и все, 4 раза в год стою вахтенным.

Из-за начавшегося дождя переходим под навес, садимся на скамейку. Вид, скажу вам, весьма располагает к размеренной беседе: перед глазами — залив, пришвартованные яхты, о городе напоминают лишь крыши высоток, виднеющиеся на правом берегу.

— Я здесь, считай, детсадовского возраста, всего-навсего девятый год. Есть люди, которые по 30—40 лет являются членами клуба, — продолжает Александр.

Для того чтобы стать одним из них, как выяснилось, необязательно иметь даже яхту. Достаточно желания.

— Отличительная черта клуба в том, что 80%, а может, и все 90% судов сделано исключительно руками самих моряков, — удивляет директор. — Многие из яхт построены уже у нас, здесь.

И если в самом начале в клубе числилось аж восемь яхт, то теперь их 120. Большим количеством не может похвастаться никто.

Александр проводит нас по своим владениям, бросая несколько слов о яхтах, пришвартованных к причалу. Среди десятков судов нашлась парочка пластиковых, купленных. Все остальные — ручной сборки. Одна из них, не поверите, создавалась целых 11 лет! И вот только недавно ее спустили на воду.

— Вот и скажите, как можно подсчитать, сколько она стоит. Начиналась в рублях, потом строилась в купонах, а затем уже в гривнях, — отвечает на мой вопрос о деньгах Александр.

Сам он — капитан среднего по размерам (8 метров в длину) судна под названием «Злата». Травяными тропами пробираемся к другому причалу — посмотреть на красавицу.

Моряк объясняет, что все, что мы видим, — изготовлено его руками. Когда четыре года назад он купил яхту, то, по сути, приобрел деревянный каркас, покрытый лаком. Пришлось потрудиться, чтобы обшить его пластиком.

— Строить яхту сегодня и легко, и сложно одновременно, — делится Александр. — Детали, или, как мы их называем, дельные вещи, доступны, но стоимость их значительно увеличилась.

Навыки судостроения он получил благодаря другому занятию всей своей жизни — судомодельному спорту.

Все яхты крейсерские, а значит, предназначены для длительного плавания. Можете хоть 20 км, хоть вообще вокруг земного шара плыть. Поэтому в каюте «Златы» шесть спальных мест, гальюн (по-нашему туалет), камбуз — кухня, газовая плитка не зафиксирована намертво, а сделана по принципу качели — раскачивается на волнах.

Собственноручно изготовленное судно, конечно же, должно отвечать определенным нормам, которые проверяются при регистрации яхты в судовой инспекции. Дальше уже более привычные для автомобилистов вещи — каждый год техосмотр. И не стоит забывать, что сначала оканчиваешь курсы, которые разнятся для рулевого 1-й, 2-й, 3-й и капитанской категории, потом каждые три года подтверждаешь свою квалификацию.

Присутствие всех документов контролирует водная милиция. Но, как заверил Александр, они не прячутся по кустам, да и отношения с крейсерами очень хорошие, ведь суда эти небыстроходные.

Гонки вокруг буйка

Закономерно, что самый большой яхт-клуб обязан проводить соревнования, ведь по уставу основная деятельность этой общественной организации — спортивная.

— Раньше у нас была масштабная гонка — Кубок Большого Днепра, которая могла длиться до месяца, — рассказывает Александр. — Организовать ее возможно было потому, что шлюзовки (проход через шлюзы) были бесплатными. А сегодня их стоимость колеблется от 200 до 500 грн, пройти нужно как минимум пять шлюзовок в одну сторону. И главное, что деньги берут с каждого судна отдельно, независимо от того, двадцать их или пять.

Вот и выходит, как отметил директор клуба, что нынешние гонки напоминают плаванье вокруг буйка. А дальние путешествия могут себе позволить некоторые члены клуба.

Пока главное достижение нашего собеседника — путешествие до шлюзов Каневского водохранилища. Но яхтсменам есть кем гордиться — семейная пара Валерий и Наталья Петрущаки в свое время совершили кругосветное путешествие, Дмитрий Бирюкович — доплыл до Австралии через Америку, несколько капитанов — гоняли яхты из Америки.

От дерева до бетона — один шаг

Когда мы прогуливались по пристани, Александр уточнял, из какого материала та или иная яхта. И если слово «дерево» не вызывало никаких сомнений, то, услышав «бетон», мы даже остановились. Как вам — яхта из бетона? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Идем смотреть…

Обо всех тонкостях бетоносудостроения нам поведал Дмитрий Львович Бирюкович, которого мы застали как раз за этим занятием — перед нашим приходом он залил очередную порцию бетона в свою яхту. По лестнице забираемся на борт.

— Бетон у людей вызывает ассоциацию с большим весом, — сразу уточняет для нас Дмитрий Бирюкович. — Однако на самом деле оно обманчиво, поскольку, например, удельный вес армированного бетона и алюминия одинаков, а из последнего, как мы знаем, строят самолеты.

Мастер не был первооткрывателем технологии армированного бетона, этот материал появился приблизительно 150 лет назад. Но именно Дмитрий Львович подарил его украинским яхтсменам и уже более 50 лет успешно строит яхты из бетона.

— Я ж родился в семье строителей, так что со всякими новинками знакомился сразу. А где-то в 50-х годах в Союзе перевели книгу выдающегося итальянского архитектора Пьера Луиджи Нерви «Строить правильно», где он подробно описывает технологию использования армированного бетона для строительства судов, — продолжает Дмитрий Львович. — Я жил у реки, и моей давнишней мечтой была собственная яхта. А тут представился отличный случай использовать навыки профессионального строителя.

Волею судьбы на завод, на котором по распределению после университета работал молодой Бирюкович, поступил заказ на армоцементные оболочки для Черниговской ТЭЦ. Дмитрию удалось освоить всю технологию. Он предложил соорудить для заводской молодежи небольшой катер из армоцемента. Судно становится первым в его зачете, но далеко не последним. Когда мастер распрощался с заводом, то еще успел достать большое количество железной сетки. С помощью которой потом с сыном на Трухановом острове построил настоящую яхту. Ее он так и назвал — «Цементал». В чем же секрет армоцемента, или армированного бетона? Этот материал состоит из нескольких слоев (как минимум пять) мелкой железной сетки и раствора цемента. Благодаря соединению двух материалов армированный бетон приобрел новые свойства — при небольшой толщине он очень прочен и даже при очень сильном ударе не рушится полностью.

— Железо и бетон — как муж и жена, — проводит аналогию Дмитрий Львович. — Они хорошо сосуществуют: железо не коррозирует в бетоне, а когда они соединены, то проявляют одинаковые свойства при нагревании.

Пропагандист Украины в мире

В ходе разговора с Дмитрием Львовичем выяснилось, что он не только входил в число тех нескольких человек, которые основали крейсерский клуб, но и еще с 2001-го по 2004-й как капитан практически обогнул земной шар на своей яхте «Батьківщина» с миссией «Пусть мир узнает Украину».

— Моя профессия — инженер-строитель-технолог в области сборных железобетонных конструкций и материалов. Но душа всегда была здесь. Я всегда был убежден: если работа мешает яхтам, то нужно менять работу. Случалось так: не пускают на соревнования — увольнялся. Я ведь беспартийным был по убеждению, поэтому на должность выше начальника отделения не мог претендовать, так что и жалеть было нечего. Этот яхт-клуб позволил мне построить яхту и обойти почти весь мир с миссией.

Дмитрий Бирюкович вместе со своим экипажем прошел путь от столицы Украины до побережья США, через Панамский залив к Гавайским островам, далее Острова Рождества, Острова Кука, Новая Зеландия и наконец причалил к берегам Австралии. Поскольку все путешествие финансировалось за счет команды, добраться из Сиднея обратно в Киев денег уже не было. «Батьківщина» так и осталась в Австралии.

В каждом порту украинцы рассказывали о нашей стране. Для этого заблаговременно подготовили множество агитационного материала — планшеты с фотографиями, листовки и т.д. По словам капитана Бирюковича, интерес к Украине везде был огромнейший.

На наш вопрос, не хотите ли опять в кругосветку, Дмитрий Львович отвечает:

— Разумеется, да. Мне 72 года, это, естественно, усложняет возможность длительного путешествия. Но я оптимист. И не собираюсь сидеть на месте и отращивать себе живот.

К слову, свою очередную бетонную яхту моряк планирует закончить уже в 2011 году.

Наталия Васюк, газета «Новая» novaya.com.ua