Украинские порты: «морская болезнь» металлургов и зернотрейдеров

2009-07-09 08:01:23

Снижение ставок портовых сборов в пользу предприятий ГМК и зернотрейдеров негативно отразится на финрезультатах морпортов Украины уже во II полугодии. Ведь в условиях кризиса «морские врата» зарабатывали не столько на объемах грузопотоков, сколько на росте тарифов на свои услуги.



В начале июля вокруг портовых
сборов развернулась настоящая война. Сначала предприятия ГМК, обсуждая с
правительством вопрос продления антикризисного меморандума, запросили еще и
скидки в морпортах на перевалку своих грузов. А затем зернотрейдеры обратились
в Кабмин с жалобой, что частные элеваторы увеличили ставки на хранение зерна на
30-40%. В итоге, премьер-министр Юлия Тимошенко поручила и.о. главы
Минтранссвязи Василию Шевченко изучить обоснованность действующих ставок.

Не преминул вставить шпильку
своему бывшему шефу экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский. «Вопрос о
пересмотре портовых сборов почти год назад в полном соответствии с действующим
законодательством обсуждался на заседании правительства во главе с самой
Тимошенко. В результате было принято постановление, под которым опять-таки
стоит подпись самой Юлии Владимировны», – заявил он.

Напомним, что 11 сентября
прошлого года вступило в действие постановление правительства №769 от 20
августа 2008 г.,
согласно которому ставки портовых сборов выросли в среднем на 58%. Кроме того,
в минувшем году Минтранссвязи своими приказами увеличило уровень аккордных
ставок за выполнение погрузочно-разгрузочных работ на 44%.

Портовые сборы состоят из
различных видов сборов: корабельный, канальный, маяковый, причальный, якорный,
административный и санитарный. Их начисление осуществляется с условного объема
судна, который высчитывается в кубических метрах и равняется произведению трех
величин (длине, ширине и высоты борта судна). Учитывая, что для своих нужд как
зернотрейдеры, так и металлурги пользуются судами группы А (грузовые) большим
дедвейтом, то они терпят значительные издержки на перевалку продукции в
морпортах.

Портовые сборы не повышались с 2000 г. Наряду с ростом
ставок в 2008 г.
Минтранссвязи отменило существующие скидки в некоторых портах, которыми
пользовались промышленники. Справедливости ради надо сказать, что это повышение
готовилось еще на фоне процветания экономики. Но из-за бюрократических
проволочек постановление приняли только в сентябре, когда кризис уже поразил
промсектор.

Правда, это помогло морпортам в
условиях сокращения грузопотоков показать неплохие финрезультаты. В I квартале 2009 г. они заработали
рекордную сумму 522,3 млн. грн., что в 4 раза больше по сравнению с АППГ
(130,65 млн. грн.). По итогам января-мая темпы роста чистой прибыли немного
упали – до 3,5 раза (873 млн. грн.). Также позитивным фактором для «морских
ворот» оказалась девальвация гривны, поскольку до 95% доходов они получают в
долларах США.

При этом показатели отдельных
портов зашкаливали. Так, в I квартале Бердянский МТП увеличил чистую прибыль в
122 раза (3,1 млн. грн.), Керченский и Феодосийский МТП – в 65 раз (10,7 и 7,8
млн. грн. соответственно), Севастопольский порт – в 10 раз (3,4 млн. грн.),
Херсонский – в 42 раза (15,5 млн. грн.). Но это все достаточно мелкие порты, не
делающие погоду в морехозяйственном комплексе.

А вот показатели крупных «морских
ворот» вполне могли вызвать завиться у металлургов. Например, Мариупольский и
Николаевский МТП (главные сухогрузные порты) продемонстрировали рост чистой
прибыли в более чем 6 раз. По итогам І квартала МТП «Южный» занял первое место,
получив 164 млн. грн. чистой прибыли, что составляет 322,3% к плану и почти в 5
раз превышает чистую прибыль, полученную портом за І квартал 2008. Вполне
возможно, что это послужило тому, что представители ГМК обвинили портовиков в
сверхприбылях и потребовали отменить прошлогоднее повышение ставок.

Не отстают от металлургов и
зернотрейдеры, требующие повлиять на морпорты, правда, пока непонятно каким
образом. Отметим, что порт получает от оплаты услуг частного элеватора только
15%. В то же время, стоимость оплаты устанавливает владелец зернохранилища.
Поэтому в случае с зернотрейдерами у правительства мало рычагов влияния на
ситуацию.

Если частному бизнесу все-таки
удастся пролоббировать снижение портовых сборов, уже во втором полугодии стоит
ожидать падение прибыльности портов. Ведь, на фоне повышения ставок грузооборот
в морпортах в I полугодии только падал. Так, Одесский МТП сократил
грузоперевалку почти на 21%, Ильичевский МТП – на 13%, МТП «Южный» – более чем
на 7%. Мариупольский МТП продемонстрировал падение на 30%, в т.ч. перегрузка
металлов уменьшилась на 17,2%,до 2,95 млн. т, угля – на 20,1%,до 1,51 млн.т.

При этом порты в основном
работали на экспортных грузопотоках, тогда как транзитные и импортные были
сведены к минимуму. Это объясняется повышением тарифов как на железных дорогах,
так и в морпортах Украины. Поэтому поставщики, например, нефти и нефтепродуктов
переориентировали свои поставки на российские порты. Также поступили
грузоотправители зерна из РФ и стран Средней Азии. В результате российские
портовые мощности оказались забиты под завязку, а очереди из вагонов
растянулись на несколько областей.

Конечно, потеря транзитных грузов
оказалось неприятным, но не смертельным. Ведь, доля нефти и нефтепродуктов в
структуре обрабатываемых в украинских морпортах составляет порядка 15%. Важную
роль также играло зерно: за I полугодие 2009 г. всего 443 тыс. т против 2 млн. т в
прошлом году. Но отечественные портовики рассчитывали, прежде всего, на
украинские поставки.

Согласно прогнозам Минагрополитики,
в текущем маркетинговом году (июль 2009 – июнь 2010) Украина сможет поставить
на внешние рынки 17 млн. т зерна. Это меньше, чем в прошлом МГ – 24,7 млн. т,
но транспортный комплекс был рад и такому объему грузов в условиях падения
грузопотоков.

А вот грузы ГМК играют для портов
более важную роль. Так, доля черных металлов, угля и руды составляет порядка
40%. Даже когда не было спроса на внешних рынках в IV квартале 2008 г., метпредприятия
вынужденно хранили свою продукцию на складах портах, оплачивая эту услугу.
Поэтому очевидно, что отмена повышения портовых сборов болезненно отразится на
МТП. Тем не менее, уже сегодня, 8 июля, на заседании Кабмина может быть принято
решение, устраивающее частный бизнес. В то же время, в Минтранссвязи говорят,
что им необходимо еще две недели.

Виталий Серебрянников, ugmk.info