Ильичевский порт: юбилейный перехват?

2008-11-10 15:31:02

Если вы думаете, что Госавтоинспекция регулирует только автодороги, вы глубоко неправы. Она вполне может регулировать даже порты.

Так, в конце октября ГАИ г.Одессы
внезапно озаботилась состоянием автобусного парка Ильичевского морского
транспортного порта. Оказалось, что некоторые машины не прошли техосмотр.
Причем речь шла об автобусах, которые готовились к выезду.

Судя по всему, дело не терпело ни
малейшего отлагательства, и в 23.00 к месту нахождения автобусов прибыла
техническая лаборатория, которая на месте определила, что техническое состояние
пяти из них не позволяет перевозить людей.

Трогательная забота о
безопасности движения подтвердила, что когда надо, наша ГАИ может работать
оперативно. Ну а портовики почувствовали: порт явно готовят к зачистке.

Дело в том, что экстренной
проверке подверглись именно те автобусы, на которых работники порта собирались
ехать в Киев — пикетировать здание Минтранссвязи. В знак протеста против
внезапного отстранения от должности нынешнего руководителя порта Геннадия
Скворцова.

По иронии судьбы, еще весной
Минтранс сам заявлял об опасности силового перехвата в Ильичевске. Теперь роли
поменялись.

По официальной версии,
руководителя отстранили на время срочной проверки финансового состояния порта.
Однако работники и профсоюзы порта открыто говорят, что подлинной причиной стал
тянущийся уже четвертый год конфликт с арендатором порта — частным предприятием
“Укртрансконтейнер” (дочерним предприятием российского контейнерного оператора
“Национальная контейнерная компания” братьев Виталия и Евгения Южилиных).

Откуда такая уверенность? Дело в
том, что приказ Минтранссвязи был подписан на основании депутатского запроса от
16 октября 2008 года председателя парламентского комитета по борьбе с организованной
преступностью и коррупцией Игоря Калетника. В документе критиковались все
договора совместной деятельности в порту. И единственным, по данным прессы,
исключением стало ЧП “Укртрансконтейнер” (УТК). Напомним, буквально через
неделю порт уже усиленно проверяли.

История появления УТК в Ильчевске
очень любопытна. В 2004 году контейнерный терминал порта был в откровенном
загоне. Уровень переработки условных шестиметровых контейнеров составлял менее
200 тыс. единиц. Причин было много, и, как мягко говорят, не все они носили
объективный характер. В конце концов, они привели к смене руководства и
назначению нынешнего директора.

Однако в промежутке, летом 2005
года, предприятие заключило договор, согласно которому россиянам передавали
сначала четыре причала, а через два с половиной года еще два (причем основных
для порта). Взамен было обещано, что уже в 2007 году порт утроит объемы
перевалки контейнеров, доведя его до 600—650 тыс. единиц. А до 2014 года в
контейнерное хозяйство будет вложено и вовсе полмиллиарда долларов.

Правда, внимательное чтение
данного договора вызывает массу вопросов. В частности, более 3/4 обещанных
средств почему-то приходились аж на далекий третий этап. А условием внесения
этой суммы была передача портом частному предприятию намытой территории в тылу
первого и второго причалов. Хотя эта территория вообще не является
собственностью порта. Ее владелец — город.

Фактически изначально
закладывалась ситуация, при которой инвестор мог легко уйти от выполнения
обязательств.

Более того, при многократном
росте объемов перегрузки “Укртрансконтейнер” гарантировал порту только
“ежегодное получение прибыли (доли порта от совместной деятельности) в размере
не меньшем”, чем порт получил в 2004 году, т.е. при низком обороте контейнеров.

К тому же все имущество,
находящееся на четырех причалах, а также обширные складские площади были
оценены и переданы за 17,6 млн. долл. США. Построить аналогичные причалы
обойдется в сотни миллионов долларов.

Руководитель портового профсоюза
Сергей Брызгалов отметил : “По этому договору нас поставили в заведомо
невыгодные условия с “Укртрансконтейнером”, который при минимальных
капиталовложениях эксплуатирует третий-шестой причалы порта и пытается взять
под свой контроль причалы №1 и 2. Если в Новороссийском и Санкт-Петербургском
портах эта компания вкладывает в создание условий для обработки одного
условного контейнера 250—300 долл., то в Ильичевском — всего порядка 60 долл.
Кроме того, по договору порт получает всего несколько процентов прибыли от
совместной деятельности с этим предприятием”.

Столь “выгодная” аренда не могла
не привлечь внимание руководства страны. Еще в декабре 2005 года президент
Украины Виктор Ющенко заявил: “Что касается скандального тендера по
контейнерному терминалу, то, чтобы была достигнута полная ясность, давайте
договоримся. Минтранссвязи аннулирует тендер и проводит следующий прозрачный
тендер, который отвечал бы всем правилам игры”. В Минтранссвязи клятвенно
обещали к концу февраля 2006-го подвести итоги нового тендера и выбрать
инвестора.

Прошло три года. Поручение
президента проигнорировано — видимо, интересы семьи Южилиных оказались
приоритетнее. Дело о расторжении арендного договора вскоре увязло в судах,
которые при практически полной пассивности министерских чиновников
“Укртрансконтейнер” уверенно выигрывает.

Тем временем, по данным
руководства порта, уже в 2006 году за время работы привлеченного на
неконкурсной основе оператора показатель дохода за перевалку контейнера
снизился на 27%, в то время как себестоимость перевалки увеличилась в 1,7 раза.

И хеппи-энд не предвидится.
Несмотря на неполное выполнение обязательств первого этапа инвестирования,
“Укртрансконтейнер” настаивает на передаче ему первого и второго причалов.

Тем временем порт ведет
переговоры о привлечении кредита ЕБРР для самостоятельного развития своих
производственных мощностей. Банк ставит условие: передача в совместную
деятельность, аренду первого и второго причалов возможна только на конкурсных
началах. Минтранс принимает решение о пересмотре условий договора между УТК и
портом, выносит соответствующее решение…

УТК публично заявляет, что вроде
готов пересмотреть несправедливые по отношению к государству статьи договора.
Об этом уведомляют ЕБРР, и в итоге он выдает кредит под гарантии государства.
Источником погашения является доход от самостоятельной эксплуатации портом
первого и второго причалов.

Однако в нарушение принятых на
себя обязательств инвестор начинает планомерно освобождать под себя площадки. В
июне 2008 года он подает иск в суд, понуждая Ильичевский порт передать “целостный
имущественный комплекс контейнерного терминала” в совместную деятельность.

То, что договор о совместной
деятельности не содержит обязанности порта передавать какой-либо терминал, а
лишь предусматривает проведение переговоров и получение разрешений от
Минтранса, Фонда госимущества на дальнейшее развитие совместной деятельности, в
расчет не принимается. Хотя именно они должны были дать (или не дать)
разрешение на какую-либо передачу имущества порта, предприятия
государственного, в качестве взноса.

В общем, ситуация вокруг порта
непрерывно накалялась. А тут еще начавшийся кризис, ударивший по перевозкам
сухих грузов (в первую очередь металла). В октябре, по данным начальника порта,
объемы переработки металла сократились в четыре раза, до 100—150 тыс. тонн в
месяц. Сейчас руководство принимает меры, чтобы не допустить сокращения
персонала. По словам Скворцова, “город вырос вокруг порта, это градообразующее
предприятие, и ни в коем случае нельзя допустить увольнений. Несмотря на все
факты, мешающие работе, задача и цель — не допустить развала порта”.

А желающие порулить найдутся, это
факт. Сейчас в судах рассматривается дело о восстановлении в должности
управлявшего портом с февраля по август 2006 года Руслана Родзяховского.
Портовикам он запомнился тем, что порт с традиционно высоким уровнем
рентабельности во втором и третьем кварталах 2006 года получил убытки, а
календарный год закончил практически без прибыли. И лишь благодаря
целенаправленным действиям нового руководства в 2007 году прибыль порта составила
40 млн. гривен, за первое полугодие текущего года — 32,6 млн.

Г-н Родзяховский собирается
восстановиться по суду как несправедливо уволенный. А тут еще Минтранс и
параллельный ползучий захват УТК портового имущества…

К тому же у работников нет особой
веры в незаангажированность и профессионализм внеплановой проверки. На этом
фоне создание отряда “портовой самозащиты” против силового захвата никому не
кажется перестраховкой….

В августе порт отметил свое
50-летие. И за все полвека захватов в его истории пока не было. Люди надеются,
что и не будет…

Георгий МАЛИНСКИЙ, Зеркало недели