«Партизанщина» как стиль работы Минтранса

2008-09-18 09:05:47

Вообще то, речь пойдёт о морской индустрии или, как иногда говорят – морехозяйственном комплексе.

Морская индустрия на наших землях
переживает сейчас непростой период. Мало того, что бывший советский единый
морехозяйственный комплекс разделён границами независимых государств, что,
соответственно, подразумевает различие в подходах к развитию национальных
сегментов бывшего единого комплекса.

Но не только национальные
различия сказываются на состоянии национальной морской индустрии современной
Украины. Более всего на развитии морской индустрии, по-моему, сейчас
сказывается отсутствие понятных народу целей существования морехозяйственного
комплекса страны.

Вот, скажем, на Украине морские
порты – стратегические предприятия по закону не подлежащие приватизации. Кто
может внятно объяснить – в чём заключается их стратегичность? Что обеспечивает
запрет на их приватизацию? Чему, какой стратегической цели служат 19 украинских
государственных морских портов? У нас что, монополия внешней торговли, которую
обеспечивают государственные морские порты? Нет, госмонополии на внешнюю
торговлю уже давно нет. У нас что, цену импортного стратегического сырья на
внутреннем рынке следует регулировать тарифами на грузоперевалку в
государственных морских портах? Нет, о таком задании Правительства пока слышать
не доводилось. Ведь понятно же, что регулируемые тарифы на грузоперевалку это –
механизм управления рентабельностью. Чью рентабельность, в таком случае,
регулирует Министерство транспорта и связи Украины?

Это я задаю вопросы сам себе как
специалист, разбирающийся в морских делах. А что может понять о состоянии
морских дел в государстве простой человек, даже проживающий в приморском
городе? Да, государственные предприятия подчиняются не городским властям, а
Киеву. Но что городской общине от работы такого государственного предприятия?
Планы работы государственного предприятия городской общине часто неизвестны.
Налоги от его работы идут в Госбюджет. От прибылей этого госпредприятия в
городской бюджет также особенно не перепадает.

Зато проблемы, возникающие у
такого государственного предприятия, часто непосредственно влияют на городскую
жизнь. Тем более, что большинство морских государственных предприятий в
приморских городах часто являлись градообразующими.

Вот и получается, что подчинение
морских государственных предприятий Киеву, а, следовательно, непонимание
городскими властями цели их работы, и, в особенности, возможность возникновения
у таких предприятий проблем (то ли ввиду смены руководства предприятия, то ли
ввиду трудностей функционирования), вызывают настороженность в городской
общине.

При этом главным является дефицит
общения между городскими властями и министерскими чиновниками. И впрямь, кто из
Министерства транспорта и связи Украины будет общаться, например, с городским
советом Евпатории? Там, в Министерстве то и людей, наверное, таких нет, кто мог
бы приехать на сессию горсовета и рассказать о том, какой Министерству видится
цель существования Евпаторийского морского торгового порта. В лучшем случае
министерские чиновники будут общаться с чиновниками АРК.

А ведь от такого дефицита
социальных коммуникаций страдают, прежде всего, работники морской индустрии.
Из-за этого растёт и социальная изоляция морской индустрии в целом. Если народу
непонятно чем живёт морская индустрия, то и проблемные вопросы индустрии,
которые требуют решения, также не встречают понимания. Время от времени
возникающие скандалы (например, с попыткой захвата Южного морского торгового
порта) только подливают масла в огонь недоверия населения к государственной
морской политике.

Вот и последний скандал с
принятием "Стратегии развития морских торговых портов на период до 2015
года" (соответствующее распоряжение Правительства сейчас оспаривается в
суде), является ярким свидетельством такого недоверия.

Ведь вдумайтесь, граждане!
Стратегия, т.е. концептуальный документ, который должен определять развитие
важного сектора народного хозяйства, от работы которого зависят судьбы десятков
тысяч работников, сотен тысяч жителей морских городов, без широкого обсуждения,
в "закрытом" режиме протягивается минтрансовскими чиновниками через
Кабмин, еле-еле, со второго раза принимается и потом предъявляется народу как
"руководство к действию". К чему эта "партизанщина"? Почему
Минтранс действует как диверсант в логове врага? Не потому ли, что убедить
нескольких киевских кабминовских чиновников в "необходимости" такой с
позволения сказать "Стратегии" легче, чем вести диалог с городскими
властями приморских городов? И впрямь, какое дело кабминовским чиновникам до
проблем городских общин?

Это, конечно, вопросы
риторические. А за ними стоит главное – неспособность киевских властей
выстроить эффективный канал социальных коммуникаций с общинами морских городов.
Свою очередь, отсутствие социальных коммуникаций и диктует
"партизанский" стиль поведения минтрансовских чиновников, когда для
достижения результата нужно предпринимать меры по засекречиванию своих планов.
И это только усиливает социальную изоляцию морской индустрии в обществе.
Причём, в этой атмосфере социальной изоляции даже, казалось бы, положительные,
давно необходимые и назревшие решения провести в жизнь весьма затруднительно.

Вот, скажем, майский указ
Президента Украины "О мерах по утверждению Украины как морского
государства". Откуда взялся этот указ? Кто его обсуждал? Согласовывался ли
его проект с местными властями? Нет, просто было принято решение Совета
национальной безопасности и обороны. Что думает по этому поводу Верховный Совет
Украины? Что думают по этому поводу жители морских городов, похоже, никого и не
волновало!

И что, скажите пожалуйста, это
разумная государственная политика? Как по мне, так это – шаг к дальнейшей
социальной изоляции морской индустрии. Ведь как принимаются важные решения
относительно будущего морской индустрии ни гражданам, ни самим работникам
морской индустрии (к которым я отношу и себя) совершенно непонятно!

Именно поэтому общественная
организация "Коллегия юристов морского права" (КЮМП) и выступила с
инициативой о проведении Морского Форума Украины, как средства налаживания
социального диалога между морскими общественными организациями –
представителями морской индустрии и местными властями. На наш взгляд, именно
так может быть выработана разумная повестка дня по развитию морской индустрии
для государственной власти. Повестка дня, содержащая перечень необходимых
вопросов, решение которых волнует равно как специалистов морской индустрии так
и жителей морских городов. В том, что только такая, сформированная на уровне
морских городов повестка дня будет встречена с пониманием и поддержана
сомневаться не приходится. В противном случае, в суды будут поступать иски на
отмену принятых поспешных решений.

Дефицит социальных коммуникаций
между городскими общинами и представителями морской индустрии на современном
этапе – угроза существованию морской индустрии страны. В общем, мы выдвигаем
лозунг "Морское будущее страны – в руках морских городов!" и начинаем
работу Организационного комитета по подготовке и проведению Морского Форума
Украины.

 

Сергей Горчаков,

Вице-президент КЮМП