2008-09-18 08:07:46

Возникнет потребность, например, в поддержке мореходных училищ не за счёт госбюджета (и не за счёт поборов с моряков), а за счёт спонсоров из городской общины и местного бюджета.

Демократическое устройство государства,
по-любому, предполагает наличие общественной активности в отстаивании
общественных интересов. Ведь всем известно, что любые ресурсы ограничены. В том
числе ограничены и ресурсы власти.

Поэтому власть занимается лишь
теми вопросами, которые являются следствием общественной активности. Ведь за
доступ к ограниченному властному ресурс бьются несколько общественных групп:
тут тебе и бизнесмены отдельных отраслей с группами поддержки, и пенсионеры с
инвалидами, требующие государственной заботы, и иностранные инвесторы, и
работники некоторых оборонных предприятий. Эту общественную активность пытаются
использовать и политические партии для обеспечения электоральной базы, т.е.
проще говоря, обещая выполнить все пожелания избирателей в случае поддержки на выборах.

 

Громче кричишь – больше получишь.
Правила демократии

Правила демократии суровы: громче
кричишь – больше получишь; не имеешь своего голоса – не рассчитывай на внимание
к своим проблемам. Голоса моряков в стройном шуме голосов разных общественных групп
сегодня не слышно. Почему? Во многом потому, что у моряков отсутствуют
признанные морским сообществом лидеры. Некоторые личности время от времени
претендуют на лидерство, но часто, получив свою долю от "властного
пирога", о выполнении своих общественных обязанностей "лидера"
быстро забывают.

Некоторые нетвёрдые умы из
морской среды продолжают надеяться на "доброго" начальника в Центре,
который поможет, стоит лишь составить правильное письмо и направить его
"наверх". Не зря ещё то тут то там слышны голоса о том, что на
должности начальников нужно назначать принципиальных и честных. Но вот то, что
тщательно укрыто от взора морской общественности – это способ отбора таких
кандидатур на начальственные должности.

Как раньше происходил отбор
кандидатов мы все с вами знаем, отбор руководящих кадров происходил по
партийной линии. Тем более, что и партия то была одна. Как сейчас происходит
такой отбор? Многое указывает на то, что сейчас селекция, во многом,
осуществляется по шуму, который генерирует тот или иной кандидат в начальники.
И пусть опыта у него с гулькин нос, пусть он не пользуется поддержкой в
профессиональных кругах, способность грамотно говорить на профессиональные темы
часто принимается за способность руководить. К чему это приводит? А это
приводит к тому, что зависимый не от общественного мнения, а от назначившего
его начальства такой "руководитель" доверенный ему властный ресурс
тратит вовсе не на общественные цели. Примеров таких "лидеров
отрасли" – масса.

 

Где искать лидеров?

Но откуда же в морской индустрии
возьмутся лидеры, которые смогут сформулировать социальные запросы моряков и
предъявить их как повестку дня для власти? Ведь общественный лидер должен,
прежде всего, уметь работать с людьми, знать проблемные вопросы, которые их
волнуют, предлагать пути решения этих проблем. Может ли морской профсоюз стать
школой таких морских лидеров? Те профсоюзы, которые являются наследниками
советских "школ коммунизма" не могут быть школой современных лидеров.
В советских профсоюзах воспитывали не лидеров, а советских функционеров. Вновь
же созданные профессиональные морские союзы, по-моему, пока ещё ищут своё место
в сложившейся системе международного разделения морского труда.

Вот, скажем, есть грамотный,
рассудительный, успешный молодой капитан, который вроде бы и не против того,
чтобы проявить свои таланты на общественной ниве. Как ему заняться общественной
работой? На берегу ведь сейчас нет общественных должностей с приемлемым уровнем
заработной платы. Значит, этому специалисту придётся устраиваться на береговую
работу в какую-то морскую сервисную компанию, в которой он и будет применять
все свои таланты. Как руководство этой морской компании посмотрит на то, что
этот капитан будет проявлять общественную активность? Не факт, что одобрит!

Вот и выходит, что без создания
мощных общественных организаций моряков – нечего ждать появления морских
лидеров. А создание морских общественных организаций под вопросом из-за
отсутствия интереса у моряков и желания платить членские взносы. Получается
замкнутый круг:

 – проблемы моряков властью не решаются из-за
пренебрежительного отношения к морякам;

 – пренебрежительное отношение формируется
из-за отсутствия признанных лидеров, способных работать как с общественностью,
так и с представителями власти;

– признанные лидеры не могут
появиться в отсутствие активной морской общественной жизни;

 
общественная жизнь еле теплится из-за отсутствия к ней интереса у самих
моряков;

 – интерес у моряков отсутствует потому, что
социальные проблемы моряков властью не решаются, а только создаются.

 

Как быть?

Как мне представляется выход из
этого замкнутого круга можно найти только при взаимодействии моряков с местной
общиной. Только местная община может помочь морякам наладить общественную
жизнь. Довольно надеяться на "доброго начальника" в столице! Пора
налаживать тесную работу с местными властями.

А чтобы у местных властей
появился интерес к морякам и их запросам, надо сделать так, чтобы проблемные
вопросы, которые волнуют морское сообщество, стали волновать и местные власти.

 

Одесский Городской Совет

Именно поэтому общественная
организация "Коллегия юристов морского права" выдвинула лозунг
"Морское будущее страны – в руках морских городов!". Как я думаю,
если разработка морской политики будет отталкиваться от потребностей местных
общин, в таком случае у моряков появится шанс заявить о своих запросах на
уровне городов. И это – уже кое-что!

В таком случае возникнет
потребность, например, в поддержке мореходных училищ не за счёт госбюджета (и
не за счёт поборов с моряков), а за счёт спонсоров из городской общины и
местного бюджета. Государственные предприятия, которые сегодня замыкаются на
Центр, смогут также частично быть переориентированы на интересы городских общин.
И в этом – прямая заинтересованность местных властей.

 

Какой я вижу будущую школу
морских лидеров?

Думаю, что местные власти для
создания условий развития морской общественной жизни могли бы подумать о
дотации морским общественным организациям хотя бы в размере, необходимом для
аренды помещения под офис. Может быть, ещё могли бы быть какие-то небольшие
деньги на организационные расходы. Именно городская община через свои
представительские органы может это сделать. Государственный бюджет никогда не будет
финансировать такие общественные организации просто потому, что такие
общественные организации не смогут отчитаться перед Казначейством за
потраченные средства Госбюджета. А вот местным властям по силам организовать
контроль за расходованием средств городского бюджета.

Как мне представляется, только
при таком режиме поддержки может оживиться общественная жизнь в морском
сообществе, которая, в результате и будет школой лидерства морского сообщества.

(C) C.Горчаков, 2008