Транзит грузов через украинские порты перераспределяется в пользу российских терминалов

2009-11-19 16:31:48

По данным минтранссвязи Украины, за январь-октябрь-2009 ее порты сократили объем перевалки грузов на 20%, а объемы транзита – на 30%.



Особенно быстро сократился грузооборот
черноморских и дунайских портов Украины. Главные причины – растущие портовые
сборы, транзитные тарифы и увеличение перегруженности этих портов. В то же
самое время "недобор" украинских портов по транзиту – это переход
грузов на российские порты. Тем более что до 65-70% объема общеукраинского
портово-транзитного грузооборота составляют внешнеторговые грузы России.

Правда, в некоторых черноморских портах Крыма
транзит российских грузов почти не сократился.

"РБГ" уже сообщала, что
соседние с Украиной крупные российские порты тоже перегружены, но есть резервы
провозной способности у менее крупных портов РФ в этом регионе (в основном на
азовском побережье и в дельте Дона).

В этой связи грузы, прежде
следовавшие транзитом через украинские терминалы, примерно с осени-2009
передислоцируются в основном на соседние порты РФ в Азовском и Азово-Донском
бассейне, пока имеющие меньший уровень загруженности.

Причем если загрузка этих
российских портов растет, то украинские азовские порты за 10 истекших месяцев
лишились 3 млн тонн грузов.

По дунайским портам Украины объем
грузоперевозок тоже сократился на 3 млн тонн – в основном из-за высоких тарифов
и дефицита провозной способности.

Причем в дунайских портах Румынии
и Молдавии тарифы ниже украинских, так что транзит уходит и туда.

Намеченное на 2010-2015 гг.
увеличение мощностей в российских азовских портах Приморско-Ахтарск,
Камышеватский, Темрюк и Азов, а также российских трансчерноморских паромных
линий приведет к сокращению российского грузотранзита через терминалы Украины
самое меньшее на 40%.

Алексей Чичкин

www.rg.ru