Сухогрузный тоннаж: на рынке появился дефицит

2009-11-19 16:08:08

Несмотря на пессимистические прогнозы, в октябре фрахтовые ставки выросли. Это стало возможным благодаря дефициту балкеров, в основном, «панамаксов». Аналитики объясняют эту тенденцию снижением поставок нового тоннажа почти на 30%.



Высокий тон фрахтового рынка
балкерного тоннажа в октябре 2009
г
. в очередной раз посрамил пессимистически настроенных
аналитиков, особенно в отношении «панамаксов». Для балкеров данного типа
Балтийский фрахтовый индекс (БФИ) в течение месяца вырос на 836 пунктов или
36,1%. В то же время для балкеров «суперхендимакс» БФИ снизился на 91 пункт
(-4,8%).

Динамика БФИ в октябре 2009 г.

Тип тоннажа

01.10

15.10

30.10

Панамакс

2314

2726

3150

Суперхендимакс

1911

1890

1820

Хендисайз

975

964

867

Источник: Clarkson

В направлении Континент-Дальний
Восток ставки в рейсовом тайм-чартере снизились на $5000/сут. (-14,4%), Черное
море-Дальний Восток – на $3500/сут. (-10,3%) и в направлении Мексиканский залив
США-Континент – на $5678/сут. (-17,6%). И лишь в тихоокеанской секции рынка
ставки рейсового тайм-чартера выросли на $900/сут. (+12,2%).

Для «хендисайзов» БФИ снизился
еще в большей мере, чем для «хендимаксов», потеряв в весе срезу 108 пунктов или
11,1%. При этом в направлении Континент-Америка ставки рейсового тайм-чартера
снизились на $2600-2800/сут. или 16-20%. В направлении Южная Америка-Континент
фрахт подешевел в гораздо меньшей степени – на $827/сут. или 5,6%.

В Атлантике средний уровень
ставок для «панамаксов» в рейсовом тайм-чартере в октябре достиг почти
$26000/сут., хотя в зависимости от районов подачи, возраста и экономичности
тоннажа тарифы колебались в достаточно широком диапазоне от $15000 до
$40000/сут. Обращает внимание сокращение разрыва между средним уровнем ставок в
атлантической и тихоокеанской секциях рынка. Это говорит о том, что движущей
силой фрахтового рынка в октябре были дальневосточные отгрузки. В то же время
диапазон колебаний ставок в данной секции был еще больше, чем в атлантической,
достигнув 4-х кратной величины.

Отличительной особенностью
октября является заметный рост активности отфрахтований балкеров всех
типоразмеров, но в первую очередь «панамаксов» в период-чартер. Средний уровень
ставок в полугодовом тайм-чартере для «панамаксов» достиг $23000/сут., в годовом
– $19750/сут. и двухлетнем – $17550/сут., хотя в отдельных случаях ставки
достигали и $18500/сут.

Росту активности отфрахтовок
балкеров «панамакс» в период-чартер способствовала нехватка тоннажа данного
типа, с которой столкнулись фрахтователи в ряде регионов. Для «хендимаксов»
средний уровень ставок в полугодовом тайм-чартере достиг $18350/сут., в годовом
– $17350/сут. и двухлетнем –$16550/сут. У «хендисайзов» была минимальная
активность отфрахтовок в период-чартер – всего три опубликованные сделки. При этом
уровень ставок в полугодовом тайм-чартере находился в диапазоне
$13750-15250/сут. Нередким явлением для октября 2009 г. были и рейсы с
балластными бонусами, в которых, например, для «панамаксов» их уровень нередко
достигал $575-650 тыс.

Коастеры и суда «река-море»

Рынок коастерного тоннажа и судов
«река-море» в октябре оставался достаточно стабильным с небольшой тенденцией к
росту ставок во всех секциях. Во многом этот рост объясняется увеличением цен
на бункерное топливо.

В конце октября были достигнуты
максимальные значения ISTFIX за последние 12 месяцев для всех категорий
коастерного тоннажа, увеличившись за месяц на 84 пункта или 11,8%. Если
рассматривать динамику роста тайм-чартерного эквивалента ISTFIX по тоннажным
группам, то увеличение ставок носило более или менее равномерный характер. Для
тоннажа дедвейтом от 2000 до 8000 т рост тайм-чартерного эквивалента в октябре
составил $190-220/сут., а для более крупных коастеров дедвейтом свыше 8000 т –
$160/сут.

Таким образом, Черноморская
секция рынка имела достаточно сбалансированный характер соотношения спроса и
предложения тоннажа, что способствовало как росту ставок, так и самого индекса.
В азовской секции рынка преобладали отправки угля судами «река-море» и заметно
снизившиеся к концу месяца отправки зерновых, что привело к образованию
свободных позиций у части флота. Как следствие, фрахтователи сумели добиться
даже небольшого снижения ставок (по сравнению с серединой месяца, а не с
началом). По всей видимости, ситуация в данных секциях рынка в ноябре также
будет оставаться стабильной.

На Балтике ситуация обострилась
из-за того, что в конце месяца на рынке вновь стал появляться избыточный тоннаж
и фрахтователь всеми способами, даже путем задержки грузов в портах, старались
оказать давление на уровень фрахтовых ставок в сторону их понижения.

В Средиземноморской секции рынка
по-прежнему активно провозились строительные грузы из турецких портов на страны
Северной Африки и Ближнего Востока. Не снизили своей активности и отгрузки
стального проката из портов Турции, Египта и Италии. Тем не менее, достаточное
предложение тоннажа не привело к резкому росту ставок, обеспечив стабильный тон
рынка.

Тайм-чартерный эквивалент,
рассчитываемый NORBROKER для «коастеров» различной грузоподъемност, в октябре 2009 г составлял, ?/сут.

Дедвейт, т

Начало октября

Конец октября

1250

1200

1200

1750

1400

1400

2500

1700

1750

3500

2000

2200

6500

2650

2850

Источник: NORBROKER

Рынок новостроя

Согласно данным издания Foreign
Policy, уже к 2015 г.
лидирующие позиции в мировом судостроении займет Китай, где эта цель возведена
в ранг госполитики. По итогам 9 месяцев на судостроение КНР пришлось 53%
мирового портфеля заказов (2,4 млн. cgt), в то время как верфям Южной Кореи
досталось 29% или 1,3 млн. cgt, т.е. почти в два раза меньше.

Из заказов, размещенных в
октябре, можно выделить контракт на постройку 16-ти балкеров дедвейтом 63000 т
на верфи Yangzhou Dayang Co, которые должны быть построены в 2011-12 гг.
Контрактная цена на каждое судно составит порядка $40 млн.

Обозреватели отмечают также
активизацию заказов на коастерный тоннаж дедвейтом до 10 тыс. т, в частности на
верфях Бангладеш. Среди крупных балкеров обращает внимание контракт верфи
Daewoo&Marine Engineering на 4 рудовоза дедвейтом 400 тыс. т с поставкой
уже в 2011 г.

Представительные поставки нового балкерного тоннажа в
октябре 2009 г.

Название судна

Судостроительная верфь

Судовладелец/оператор

Дедвейт, т

EASTERN SAPPHIRE

Weihai Donghai Shipyard Co

YNL Overseas Co

6648

ZENITH SEOUL

Yangzhou Longchuan

DaeHo Shipping

7142

EASY PROSPERITY

Ningbo Beilun Lantian Co

Richwill Shipping Tianjin

8320

CHARLOTTE C

Kyokuyo.

Carisbrooke Shipping

13538

GAILLARDIA SW

Yamanishi.

Shih Wei Navigation

18600

TRI ARROWS

Imabari.

Temm Maritime Co

28050

FAIR WINDS

Shimanami

Kotoku Kaiun

28050

TRI ARROWS

Imabari.

Temm Maritime Co

28050

MACCOA

Shandong Weihai Shipyard

Navarone SA

30000

LILLY BOLTEN

Tsuji HI (Jiangsu) Co

Aug Bolten Wm Miller’s Nachfolger

30760

NORD MUMBAI

Jiangmen Nanyang Ship Engineering

Dampskibsselskabet ‘Norden’ A/S

32688

CLEANTEC

Taizhou Maple Leaf

Adani Shipping (China)

33344

ROCKAWAY BELLE

Nantong Yahua

TBS International

34000

FOUR AIDA

SPP

Premuda

34408

USHUAIA

Jiangsu Eastern Heavy Industry Co

Pancoast Trading SA

37500

UBC TAMPA

Saiki HI

Intership Navigation

37724

STAR KILIMANJARO

Hyundai Mipo Co

Grieg Shipping Group

49862

HAKIM

Yangzhou Dayang Co

Islamic Republic
of Iran
Shipping Lines

53500

INTA

Yangzhou Dayang

Genel Denizcilik

53500

TIANJIN VENTURE

Shanghai Shipyard & Chengxi
Shipyard

Wah Kwong Shipping Holdings

53600

KAVO PORTLAND

Qingshan Shipyard

Gourdomichalis Maritime SA

56868

CHANG SHUN II

COSCO (Dalian) Shipyard Co

Government of Republic
of Tanzania

57000

INGRID C

COSCO (Dalian) Shipyard Co

Efshipping Co SA Panama

57000

JIN JI

Shanghai Shipyard & Chengxi
Shipyard

Jinhui Shipping & Transportation

57000

PRISCO ABAKAN

STX Co

Primorsk Shipping

57334

BITTERN

Yangzhou Dayang

Eagle Bulk Shipping

58000

NAVIOS CELESTIAL

Tsuneishi Group (Zhoushan)

Navios Maritime Holdings

58056

CALY MANX

Tsuneishi Group (Zhoushan)

Seven Mile Shipping

58470

HONG YU

Shanghai Jiangnan Changxing

COSCO

76381

EURO TRADER

Shin Kasado Co

Daio Kaiun

76500

NORD LUNA

Oshima

Mitsubishi Ore Transport

77171

MBA FUTURE

Tsuneishi Group (Zhoushan)

Giuseppe Bottiglieri di Navigazione SpA

82100

KESARIA

Tsuneishi Holdings Tsuneishi

Andriaki Shipping

82100

RTM GLADSTONE

Namura

Rio Tinto Plc

89861

CHANCHAL PREM

Jiangsu New Yangzijiang

Liberty Maritime International

92500

AOM SOPHIE

Oshima

Mitsubishi Ore Transport

106498

GENCO MAXIMUS

Sungdong

Genco

169025

GENCO MAXIMUS

Sungdong & Marine Engineering

GENCO

169025

YUE SHAN

Shanghai Waigaoqiao

Oak Maritime (Canada)

177800

CORINTHIAN PHOENIX

Hyundai HI Co

Phoenix Energy Navigation SA

179570

CAMILLA BULKER

Hyundai HI Co

J Lauritzen A/S

179600

DONG-A EOS

Hyundai HI Co

Dong-A Tanker Co

179600

ALEXANDRA P

Sasebo HI

Dynacom Tankers Management

179764

LILAC

Daewoo & Marine Engineering Co

Korea Line

180000

IANTHE

Daewoo & Marine Engineering Co

Lykiardopulo

180018

SHIRARA

Imabari. Saijo Shipyard

Shoei Kisen Kaisha

180200

SG FOUNDATION

Dalian Industry Co

Transfield ER Ship Management

180300

COSCO ANSTEEL

Universal

Sinobright Shipping

297719

ABIGAIL N

Universal

General Ore International

300000

HE YONG

Nantong COSCO KHI

Gateway Shipping

300000

Источник: Fairplay

Pынок судов «сэконд-хэнд»

По оценкам Baltic
Sale&Purchase Assessment, индикативные цены на современные «панамаксы» в
течение октября снизились на $1676 тыс. или 5%, а на современные
«суперхендимаксы» – на $864 тыс. или 3,1%. Причиной этого падения являются
преобладающие негативные оценки соотношения спроса и предложения на балкера в
2010-11 гг., а также трудности с финансированием сделок по приобретению
тоннажа. Оба эти фактора привели к нестандартной ситуации, когда в октябре 2009 г. при относительном
благополучии фрахтового рынка цены на подержанный тоннаж имели явную тенденцию
к снижению.

Уровень цен на современные
балкера «сэконд-хэнд» в октябре 2009
г
.

Pынок судов «сэконд-хэнд»

По оценкам Baltic
Sale&Purchase Assessment, индикативные цены на современные «панамаксы» в
течение октября снизились на $1676 тыс. или 5%, а на современные
«суперхендимаксы» – на $864 тыс. или 3,1%. Причиной этого падения являются
преобладающие негативные оценки соотношения спроса и предложения на балкера в
2010-11 гг., а также трудности с финансированием сделок по приобретению
тоннажа. Оба эти фактора привели к нестандартной ситуации, когда в октябре 2009 г. при относительном
благополучии фрахтового рынка цены на подержанный тоннаж имели явную тенденцию
к снижению.

Уровень цен на современные
балкера «сэконд-хэнд» в октябре 2009
г
.

Тип тоннажа

Возраст

Дедвейт, т

Цена, тыс. USD

начало октября 09

конец октября 09

Изменения (+) (–)

«Панамакс»

мах 5 лет

74000

33542

31866

-1676

«Суперхендимакс»

мах 5 лет

52000

27514

26650

-864

Источник: Baltic Sale&Purchase Assessment

Пользуясь достаточно низким
уровнем цен на подержанный тоннаж американский зерновой гигант Archer Daniels
Midland (ADM) только в течение октября приобрел 5 балкеров от «хендимаксов» до
«панамаксов» с диапазоном цен $15-20 млн. за судно. Эти приобретения
руководство ADM объясняет большой волатильностью фрахтового рынка и
прогнозируемым на 2010 г.
увеличением отгрузок зерновых морем на 6%.

Анализируя данные по текущим и
предыдущим продажам одних и тех же судов, можно отметить, что сегодняшние цены,
как правило, в 2-3 раза ниже тех, которые имели место в 2007 г. и до двух раз ниже
уровня 2004-06 гг. Еще одной особенностью рынка подержанного тоннажа является
активизация перепродажи контрактов по вновь строящимся судам с поставкой до
конца 2009 г.
или в 2010 г.
Очевидно, что в основе подобных сделок лежат все те же трудности с
финансированием достройки судов.

Прогноз развития рынка

По мнению аналитиков, основой
успехов балкерного рынка в III квартале 2009 г. стала не столько закончившаяся
рецессия, сколько замедление поставок нового тоннажа. Если в I квартале т.г.
поставки составили 11,5 млн. cgt, то в III квартале они упали до 8,1 млн. т,
т.е. снизились почти на 30%. В то же время в октябре был опубликован достаточно
представительный список вновь построенных балкеров, но в большинстве своем это
были «хендисайзы», «супрамаксы» или «кейпсайзы», в то время как поставки
«панамаксов» носили ограниченный характер, что и явилось одной из причин их
физической нехватки на рынке.

Ситуация на рынке фрахта для
судов различного типоразмера привела к тому, что в наибольшей степени уровень
ожиданий во фьючерсах вырос для балкеров типа «панамакс». Здесь уровень
котировок во фьючерсных сделках на оставшуюся часть IV квартала вырос к концу
октября на $6750/сут. или 36,5%. Для «суперхендимаксов» этот рост составил
$2550/сут. или 15%, а для «хендисайзов» – $1450/сут. или 12,7%, т.е. гораздо
меньше, чем для «панамаксов».

Средний уровень фьючерсных сделок
на балкерный тоннаж на рынке FFA

Пользуясь достаточно низким
уровнем цен на подержанный тоннаж американский зерновой гигант Archer Daniels
Midland (ADM) только в течение октября приобрел 5 балкеров от «хендимаксов» до
«панамаксов» с диапазоном цен $15-20 млн. за судно. Эти приобретения
руководство ADM объясняет большой волатильностью фрахтового рынка и
прогнозируемым на 2010 г.
увеличением отгрузок зерновых морем на 6%.

Анализируя данные по текущим и
предыдущим продажам одних и тех же судов, можно отметить, что сегодняшние цены,
как правило, в 2-3 раза ниже тех, которые имели место в 2007 г. и до двух раз ниже
уровня 2004-06 гг. Еще одной особенностью рынка подержанного тоннажа является
активизация перепродажи контрактов по вновь строящимся судам с поставкой до
конца 2009 г.
или в 2010 г.
Очевидно, что в основе подобных сделок лежат все те же трудности с
финансированием достройки судов.

Прогноз развития рынка

По мнению аналитиков, основой
успехов балкерного рынка в III квартале 2009 г. стала не столько закончившаяся
рецессия, сколько замедление поставок нового тоннажа. Если в I квартале т.г.
поставки составили 11,5 млн. cgt, то в III квартале они упали до 8,1 млн. т,
т.е. снизились почти на 30%. В то же время в октябре был опубликован достаточно
представительный список вновь построенных балкеров, но в большинстве своем это
были «хендисайзы», «супрамаксы» или «кейпсайзы», в то время как поставки
«панамаксов» носили ограниченный характер, что и явилось одной из причин их
физической нехватки на рынке.

Ситуация на рынке фрахта для
судов различного типоразмера привела к тому, что в наибольшей степени уровень
ожиданий во фьючерсах вырос для балкеров типа «панамакс». Здесь уровень
котировок во фьючерсных сделках на оставшуюся часть IV квартала вырос к концу
октября на $6750/сут. или 36,5%. Для «суперхендимаксов» этот рост составил
$2550/сут. или 15%, а для «хендисайзов» – $1450/сут. или 12,7%, т.е. гораздо
меньше, чем для «панамаксов».

Средний уровень фьючерсных сделок
на балкерный тоннаж на рынке FFA

Тип тоннажа

Дата котировки

Период фьючерсной сделки

4 кв. 2009

2010

2011

Панамаксы

01.10.09

18500

15313

`14750

15.10.09

20700

16097

15000

30.10.09

25250

17824

15675

Супермаксы

01.10.09

17025

13750

13125

15.10.09

18700

14375

12975

30.10.09

19575

15250

13325

Хэндисайзы

01.10.09

11425

10175

10263

15.10.09

12875

10750

10875

30.10.09

12875

10925

10750

Источник: Clarkson

По подсчетам Clarkson, в III
квартале 2009 г.
средние тайм-чартерные ставки для «панамаксов» превышали операционные расходы
на $7000-13000/сут. Это означает, что годовая операционная прибыль, если так
будет продолжаться и дальше, может составить порядка $2,4-4,4 млн. Этого вполне
достаточно, чтобы покрыть капитальные издержки и финансовые расходы и получить
в итоге неплохую прибыль. То же относится и к «хендимаксам», которые, по
оценкам Clarkson, могут заработать операционную прибыль на уровне $3,6 млн.

В долгосрочной перспективе, в
2010-11 гг., аналитики по-прежнему отмечают значительное превышение поставок
нового тоннажа над предложением. Рост объемов грузоперевозок морем в этом
периоде оценивается на уровне 3,7%, в то время как поставки, исходя из
существующего портфеля заказов, во много раз больше. Но окончательный баланс
будет зависеть от сделанных ранее отказов на новострой и переносов сроков
поставки, уровня сдачи старых судов на металлолом, а также фактической
дальности перевозок и скопления судов в портах в ожидании погрузки/выгрузки.

Елена Кучерова, УкрНИИМФ, ugmk.info