Украинские торговые порты погружаются в эпоху выживания

2009-03-05 17:32:45

На протяжении последних нескольких лет отечественные порты с трудом справлялись с валом хлынувшего на них грузопотока. Но сейчас многие из них столкнулись с пугающими темпами снижения перевалки.


По итогам прошлого года общий
грузооборот в морских торговых портах (МТП) страны вырос по сравнению с 2007 г.
на 7% — до 132 млн. т. Наибольшие его объемы за всю историю своего
существования зафиксировали Одесский и Николаевский порты (на двоих — свыше 43
млн. т).

А вот в конце нынешнего года
Украина может подвести прямо противоположные итоги. В январе объем переваленных
грузов в отечественных морских портах снизился на 13% (по отношению к январю
2008 г.) — до 8 млн. т.

Так, например, на 95%
ориентированный на экспорт Измаильский МТП переваливал в прошлом году порядка
200—250 тыс. т окатышей Полтавского ГОКа и примерно 50 тыс. т руды Сухой балки
и КЖРК в месяц. Сейчас же объемы грузопереработки упали до 60—70 тыс. т
окатышей в месяц, а руда вообще перестала экспортироваться.

Херсонский порт, в объемах
грузоперевалки которого импорт последние несколько лет занимал около 20%, уже
второй месяц не обрабатывает грузы из-за рубежа. “В январе прошлого года по
импорту мы перевалили порядка 6 тыс. т (известь, гипс, мраморная крошка и
коксующийся уголь). А в этом январе и феврале импорта не было вообще. На март
заявок пока также нет”, — сообщила начальник отдела внешнеэкономических связей
и коммерческой работы Херсонского МТП Валентина Хаецкая.

Примерно таким же образом ситуация
складывается и в крупнейшем торговом порту Украины — Одесском. По данным,
перевалка грузов на предприятии в январе 2009 г. снизилась на 25% по сравнению
с прошлогодними показателями — до 2,25 млн. т. Эта негативная динамика была
зафиксирована в основном “благодаря” тому, что порт практически полностью
потерял перевалку импортных нефти и марганцевой руды, а также на треть сократил
грузооборот отечественной металлопродукции.

Мариупольский МТП увеличил
грузопереработку примерно на 20% — 555,3 тыс. т (основная номенклатура —
металл, уголь, сера и глина). Правда, рост показателей объясняется тем, что в
2008 г. Азовское море было покрыто льдом, из-за чего груженые суда простаивали
как в порту, так и в Керченском заливе.

По мнению специалистов, к столь
стремительному падению грузооборота привели две причины: снижение импорта из-за
резкого роста валютных курсов и экспорта — из-за сокращения традиционных рынков
сбыта.

Зарубежные порты, стремясь хотя
бы сохранить объемы грузооборота, предпринимают целый ряд мер, главная из
которых — уменьшение ставок перевалки. Так, в конце 2008 г. латвийский
Вентспилс и литовская Клайпеда снизили тариф на транспортировку грузов. Из-за
этого расценки николаевского предприятия стали по отношению к ним
неконкурентоспособными, и в результате от его услуг (в пользу Вентспилса и
Клайпеды) отказался “Беларуськалий”. Правда, месяц назад Вентспилс также
лишился перевалки белорусских удобрений (основная причина — решение Латвийских
железных дорог повысить для “Беларуськалия” тариф на транспортировку с 6 до 7
евро), так что теперь они идут в основном через Клайпеду.

Некоторые наши порты также
довольно успешно привлекают груз на свою сторону, предлагая его владельцам
скидки. Но пока что тем самым они оставляют без работы не зарубежных, а
отечественных коллег.

Например, пару месяцев назад
Херсонский порт вдвое (до 1,55 дол/т) снизил ледовый сбор с грузовладельцев,
благодаря чему в начале 2009 г. ему удалось нарастить объем экспортной
перевалки в 2,5 раза — до 202 тыс. т. Рост ему обеспечили увеличившиеся (по
сравнению с январем 2008 г.) в восемь раз объемы перевалки зерновых — до 87
тыс. т и металлопрокат комбината “Запорожсталь” (в январе 2009 г. было
переработано порядка 53,7 тыс. т), который до этого работал через группу речных
портов, включая Николаевский.

Нынешнему раскладу в
государственных торговых портах можно не удивляться, ведь сейчас лихорадит даже
частную перевалку, которая подконтрольна грузовладельцам.

Через нефтерайон Одесского МТП,
на котором освоилась группа “Приват”, в январе 2009 г. прошло 572 тыс. т, что
на треть меньше показателей января прошлого года — 870 тыс. т.

В свою очередь через
севастопольское ЗАО “Стивидорная компания “Авлита” (СКМ), терминал которой
“заточен” под перевалку металлопродукции и зерна, в январе текущего года прошло
428 тыс. т продукции. Это примерно на четверть больше показателей января 2008
г., когда через “Авлиту” было перевалено 335 тыс. т. Сейчас севастопольская
компания наращивает грузооборот исключительно за счет двукратного увеличения
поставок экспортного зерна. При этом объемы перевалок металла через “Авлиту” на
протяжении последних месяцев как минимум на 30 тыс. т меньше прошлогодних. И
частники могут увеличить объемы переработки своих грузов подконтрольными
портами в любое время.

У государства же, которое не
является собственником грузов, идущих через госпорты, такой возможности нет.
Единственное морское госпредприятие, которому была оказана реальная помощь в
последние несколько месяцев, — Керченский МТП: в конце 2008 г. Кабмин утвердил
распоряжение об открытии пункта пропуска через государственную границу на его
территории. Благодаря этому решению созданы условия для налаживания паромной
линии Керчь — порты Грузии (Поти/Батуми). Но в нынешней экономической ситуации
реализация проектов развития представляется маловероятной — у государства на
это просто нет денег. Поэтому портовикам придется выживать самостоятельно.

Эммануил ЛЕСНОЙ, Деловая столица