2015-11-03 14:34:53
Проблема состоит в том, что многие из стран, придавших конвенции юридическую силу, имеют крошечные флоты под национальным флагом.
За последние два года Балластная конвенция вплотную приблизилась к достижению требования о придании ей законной силы. Однако до сих пор эта линия не пересечена, а импульс к ратификации международного договора, по-видимому, уже утерян – пишут в РПСМ, ссылаясь на публикацию Адама Корбетта для «Tradewindsnews».
Балластная конвенция, согласованная 11 лет назад, вступит в силу через12 месяцев после ее ратификации 35-ю государствами-членами Международной морской организации (ИМО), на чью долю приходится 35% мирового торгового флота. Пока что конвенцию ратифицировали 44 страны, но суммарно они образуют всего 33,85% мирового тоннажа. Для полного наделения конвенции статусом обязательного исполнения и определения точной даты вступления в силу достаточно одного государства флага, представляющего 2,15% мирового флота.
Проблема состоит в том, что многие из стран, придавших конвенции юридическую силу, имеют крошечные флоты под национальным флагом. Среди таких государств следует выделить Албанию, Конго, Египет, Грузию, Иран, Мальдивские острова и Кирибати. Сейчас Гана и Никарагуа находятся в процессе ратификации, но их суммарный флот – ничтожная доля от необходимых 2,15%.
Конвенция была подписана вторым и третьим по величине государствами флага – Либерией и Маршалловыми островами, однако Панама – крупнейший флаг – все еще делает шаги по направлению к ратификации международного договора. Единственное государство флага, которое уведомило ИМО о каком-то прогрессе в придании конвенции в этом году законного статуса, стала Грузия, сдавшая в январе этого года уведомление о присоедини к Балластной конвенции.
Судя по всему, импульс к ратификации была утерян как раз перед вступлением конвенции в силу, в связи с чем возникло подозрение о возможности заключения неофициального соглашения между правительствами о незавершении процесса финальной ратификации до момента устранения ряда конвенционных проблем.
Единственное объяснение сложившейся ситуации: чем ближе к ратификации Балластной конвенции, тем меньше государств не желают замечать ее недостатков. Одна из огромнейших проблем связана с ее расхождением с правилами Береговой охраны США в области контроля судовых балластных вод, в которых будут применяться иные стандарты утверждения к системам очистки, чем в Балластной конвенции.
В 2014 году Канада, ратифицировавшая международный договор, представила в ИМО документ, где излагались проблемы, с которыми столкнутся суда под ее флагом в случае вступления конвенции в силу при ведении торговой деятельности в рамках международных стандартов и требований американского правительства в акватории Великих озер. В направленном обращении говорится о разъяснении государствам-членам ИМО сложностей с соблюдением на международном рынке положений двух разных сводов правил.
Уровень неопределенности повысился на прошлой неделе после того, как апелляционный суд США заявил, что законодательство США в области контроля балластных вод подлежит пересмотру. Кроме того, есть вопросы, касающиеся контроля за соблюдением конвенционных норм со стороны государственного портового контроля, а возможности применения разных стандартов в различных странах по-прежнему находятся в стадии разработки.