Закон України «Про виключну (морську) економічну зону України» потребує нової редакції – Богдан Устименко

Устименко Богдан, тема доповіді: «10 кроків в сфері морської безпеки» на Першому он-лайн Форумі морської галузі «Морська галузь України і пандемія: виклики і можливості» 29 квітня 2020 року.

10 шагов по спасению исчезающего украинского моря

Прежде всего, необходимо обратить внимание на тот факт, что между Украиной и Россией не установлена морская граница в Чёрном и Азовском морях. 

Это одна из базовых проблем в сфере национальной безопасности и обороны Украины, которую необходимо решить при любых обстоятельствах.

Также, после российского вторжения в 2014 году, наше государство потеряло контроль над 80 % своего моря: около 100000 км² из общей площади украинских морских пространств, которые в совокупности составляют 137000 км². Но Россия на этом не останавливается и дальше продолжает «ползучую» оккупацию нашего моря.

Кроме того, работа украинских государственных органов, которые занимаются морской безопасностью, неэффективна и разрозненна, государство Украина надлежащим образом эту деятельность не координирует.

Несмотря на упомянутые проблемы, у Президента Зеленского и других политиков нет чёткой стратегии противодействия российской агрессии на море. Лишь декларации.

Очень важен и тот факт, что 90 % всего мирового торгового оборота перевозит именно морской флот. Как следствие, наша страна в текущих условиях рискует полностью потерять доступ к морю и тогда миллионы украинцев останутся без работы. 

Учитывая изложенное, предлагаю:

1️.Принять Закон Украины «О внутренних водах и территориальном море Украины». С помощью этого Закона необходимо:

  • Установить статус и определить правовой режим внутренних вод и территориального моря Украины;
  • Установить ширину (внешнюю границу) территориального моря Украины;
  • Временно установить Закрытый Район в поясе украинского территориального моря вокруг Крымского полуострова, поскольку Украина не имеет возможности обеспечить безопасность судоходства на данном участке из-за его оккупации Россией. В Закрытом Районе запретить плавание невоенных судов и военных кораблей, предусмотрев при этом возможность для гуманитарных судозаходов, в том числе, связанных с охраной человеческой жизни на море.

2️.Создать на основании специального закона немногочисленный и высокопрофессиональный Объединённый центр морских операций, который будет осуществлять координацию всех гражданских, военных и правоохранительных органов и предприятий, деятельность которых связана с обеспечением морской безопасности. Центр будет также осуществлять оперативный обмен информацией между своими участниками и дружественными странами.

Аналогичный Центр был создан в Грузии и сейчас успешно функционирует. 

3️.Украина с 1996 года тщетно пыталась установить морскую границу с РФ путём прямых переговоров. Официальная Москва никакой границы не хотела, так как московские чекисты начали вынашивать планы нападения на Украину сразу после провозглашения её независимости.

Учитывая сложившиеся с Россией отношения, этот спор относительно морской границы необходимо передать на урегулирование по специальной принудительной процедуре, которая предусмотрена Конвенцией ООН по морскому праву (статья 298 и Раздел 2 Приложения V Конвенции ООН).

4️.У Грузии с Россией также не установлена граница в Черном море. В связи с этим Украине и Грузии необходимо провести переговоры на предмет выполнения синхронных действий на международной арене, в том числе, реализации принудительных процедур, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву.

Таким образом, вместе с грузинскими союзниками мы сможем быстрее добиться результата и продемонстрировать всему миру, как Россия грубо нарушает морские права других государств.

5️.Доказано, что на шельфе Черного моря находятся колоссальные запасы газа и нефти, добывая которые Украина сможет стать наконец-то энергетически независимой.

Необходимо принять на уровне Кабинета Министров Украины «Стратегию освоения энергетических ресурсов в украинском секторе Черного и Азовского морей» и утвердить выгодные условия для инвестирования в бизнес по добыче сырья на шельфе.

6️.Также, Кабинету Министров необходимо принять Государственную программу финансовой поддержки системы обеспечения безопасности судоходства на 2021-2025 годы.

Аналогичная программа принималась Кабмином лишь раз, действовала с 2002 по 2006 годы и помогла существенно и комплексно повысить уровень безопасности судоходства.

Большую часть денег и иных ресурсов под профессионально составленную программу на 2021-2025 годы сможет выделить Запад и некоторые другие страны.

7️.«Минские соглашения» незаконны и прямо противоречат международному праву, в частности, нормам Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Как следствие, Украине необходимо на основании пункта 6 юридически «сильного» Будапештского Меморандума призвать Россию, США и Великобританию для проведения официальных межгосударственных  консультаций по вопросам деоккупации захваченных территорий Украины, в том числе, украинского моря и воздушного пространства.

8️.Президент Кучма в декабре 2003 года вынужденно подписал документ под названием «Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» с целью предотвращения провоцируемого Путиным с сентября 2003 года вооруженного конфликта возле украинского острова Коса Тузла.

Как следствие, этот «Договор» юридической силы не имеет и Украина может на основании статьи 52 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года уведомить ООН и все страны мира о том, что невыгодные для украинцев «договорные обязательства» являются ничтожными и возникли посредством угрозы силой со стороны чекиста Путина.

9️.Изложить действующий Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» в новой редакции, в которой, среди прочего, установить порядок предоставления Украиной разрешений на проведение военных учений со стрельбами в морской экономической зоне, а также проинформировать ООН и другие страны о таком новом порядке.

10.Дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьёй, с помощью которой установить уголовную ответственность для капитанов торговых/рыболовных судов и командиров воздушных судов, а также руководителей компаний – работодателей этих капитанов судов и командиров бортов, за нахождение в упомянутом в пункте 1 этого поста Закрытом Районе вокруг Крыма или полёты над ним.

Также, вполне возможно организовать международный розыск нарушителей  запретного режима Закрытого Района с помощью Интерпола и их передачу Украине для отбывания наказания.