2008-08-18 09:27:38
Перспектива строительства стивидорной компанией “Авлита” универсального перегрузочного комплекса на Северной стороне для перевалки сыпучих грузов — угля, песка и щебня — вот уже несколько лет заботит многих севастопольцев.
На следующей неделе по этому
вопросу состоятся общественные слушания, которым предшествовал целый ряд
независимых экспертиз, передает Газета "Слава Севастополя+".
Институт биологии южных морей
оказался в числе экспертов, которые выносили свое компетентное мнение об
экологических последствиях такого масштабного строительства. Заведующий отделом
санитарной гидробиологии Института биологии южных морей Национальной академии
наук Украины профессор Олег Миронов давал экспертную оценку проекту с точки
зрения гидробиологии Севастопольской бухты.
У многих сегодня вызывает удивление,
как представители уважаемого института и уважаемые эксперты могли дать
позитивную оценку проекту, который вызывает неоднозначное мнение у некоторых
севастопольских экологов. Профессор Миронов расставляет все точки над “i” и
вносит ясность в суть вопросов экологии Севастопольской бухты и проектов
“Авлиты”.
—Олег Глебович, в каком состоянии
сейчас находится Севастопольская бухта?
—Сегодняшнее состояние бухты
примерно такое же, как и 20 лет назад, когда она интенсивно использовалась в
хозяйственной деятельности. То есть сейчас бухта, как и прежде, практически
максимально загрязнена нефтяными углеводородами, изменений в этих процессах
практически нет. Надо отметить, что в начале 90 — х наметилось некоторое
улучшение состояния Севастопольской бухты, когда после распада СССР уменьшилось
количество промышленных выбросов в связи с остановкой работы предприятий. В это
время появилось некоторое разнообразие в морской биоте (совокупность видов
растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения.—Ред.).
А так фактически на сегодняшний день бухта крайне грязная. Мероприятия, о
которых мы говорим и которые проведет “Авлита”, будут весьма и весьма кстати.
—Так кто же главный загрязнитель
нашей бухты?
—Сейчас объемы выбросов
постепенно восстанавливаются. Основную часть загрязнений вносят сегодня даже не
военные и торговый флоты, а город. Так как город потребляет большее количество
и топлива, и других веществ. Все это, естественно, смывается в море, в
акваторию бухты. Концентрацию нефтепродуктов в ливневых стоках можно
сопоставить со сбросами нефтеперерабатывающих заводов. При этом все дождевые
сливы идут в бухту. В некоторых случаях они идут организованно:
биоочистительные системы сегодня уже установлены в Артиллерийской бухте, в
районе нефтебазы Черноморского флота.
—Неужели “Авлита” будет чистить
бухту?
—Да. Дело в том, что, согласно
планам “Авлиты”, предусматривается очистка дна судоходного канала в
Севастопольской бухте по фарватеру движения судов. То есть будет очищаться дно
от донных отложений, которые скопились за многие годы. В этих отложениях
содержится большое количество металла и металлоконструкций, осевших и заиленных
нефтяных отложений, мусора и загрязненного ила. Мероприятия “Авлиты”
предусматривают расчистку и удаление загрязненных отложений. Объемы работ
исчисляются десятками тысяч кубометров загрязненных отложений. На сегодняшний
день это будет первая масштабная чистка дна Севастопольской бухты. Естественно,
что эти работы будут проходить под нашим непосредственным научным сопровождением.
Будет проделана большая работа.
Сначала по всей длине канала
будут взяты пробы, потом—очистка. Параллельно с этим фиксируется ситуация,
проводится химический анализ воды. В подобных случаях обычно резко падает
концентрация нефтепродуктов в донных отложениях, особенно в первых двух метрах.
А дальше наши научные сотрудники будут наблюдать, как это все будет
развиваться. Мне так представляется, что это будет опыт не только для
Севастопольской бухты, даже не только для Украины в целом, он может иметь и
международное значение. Потому что такие работы еще не проводились в плане
сопровождения наукой. Обычно такие работы предусматривались, согласовывались—и
на этом проект заканчивался, а здесь “Авлита” начинает работать в прямом смысле
слова в грязи, тут интересно сопроводить процесс очистки в полном объеме и
изучить все процессы очистки бухты.
—Есть ли у вас данные о степени
загрязнения дна Севастопольской бухты бытовыми отходами, металлом? Ведь
общеизвестно, что Севастопольская бухта сильно захламлена.
—К сожалению, у нас нет точных
данных, фиксирующих ситуацию по всей бухте, тем более по наличию всевозможных
материалов на ее дне. Мы, к сожалению, не обладаем такой базой данных, где что
лежит на дне. Такую работу иногда проводят частные компании, но у них однобокий
интерес—поднять металл. Я с вами согласен: бухта захламлена мусором, в
особенности металлическим и углеводородным. Этот тип загрязнения—большая помеха
в нашей работе. Например, у стенки Севморзавода грунт так загрязнен, что мы не
можем нормально брать пробы, черпатель не закрывается до конца из — за
различных предметов, поэтому грунты и все содержимое вымывается и мы не имеем
возможности проводить свои исследования и наблюдения.
—Какие последствия, вы
предполагаете, принесет очистка дна для экологии бухты?
—Очистка дна, которую будет
осуществлять “Авлита”, в краткосрочной и долгосрочной перспективе принесет
ощутимые результаты в деле улучшения экологии бухты. Эти действия дадут большой
и скорый эффект, потому что в районе непосредственной уборки поверхностного
грунта появятся организмы, которые смогут произрастать на очищенном дне, и это
даст возможность оценить, что можно сделать для того, чтобы такие мероприятия
по санации бухты проводились и далее. Существует возможность через некоторое время
транслировать и распространять этот способ санации акватории бухты. Другими
словами, то, что проведет “Авлита”,—это будет полигон, на котором будут
отрабатываться вопросы улучшения экологического состояния Севастопольской бухты
в целом. Это площадка, где будут вестись наблюдения и исследования поведения
тех организмов, которые выступают биологическими фильтрами морской воды.
Активное внедрение систем биологической очистки позволит не только улучшить
ситуацию непосредственно там, где будут функционировать системы биоочистки, но
и повысить процессы самоочищения Севастопольской бухты. Самоочистка акватории
бухты будет идти непосредственно и под причалами “Авлиты”, где будут развернуты
очистные биосистемы.
—ИнБЮМ предлагает биосистему
очистки воды. Скажите, существует ли опыт в эксплуатации этой биосистемы в
загрязненных участках моря?
—Эта система разработана у нас,
применялась уже в Новороссийске и Севастополе. Система двухступенчатая,
улавливает загрязнение с помощью мидий на первом этапе и на втором
перерабатывает загрязненные воды на уровне микроорганизмов, которые поглощают
углеводородные “результаты” переработки мидиями. Мидии фильтруют воду, а мы
ничего не вносим неприятного, никакой техники или химии. Мы вносим природные
очистители, которые крайне устойчивы к загрязнению. Мидия обладает природным
фильтром, который очищает воду, дифференцирует частицы: они поступают в желудок
мидии и перевариваются, другое обрабатывается выделениями мидии и уходит в
сторону.
Когда “Авлита” поставит новый
причал, а мы поставим свои очистные биосистемы, то процессы очистки там пойдут
гораздо быстрее, чем в другом месте. Ежесуточная норма очистки воды биосистемой
составляет более десяти тысяч кубометров воды в сутки. Вот почему мы и
выступаем за очистку судоходного канала.
—Корабли, заходящие в
Севастопольскую бухту, наносят ощутимый урон экологии бухты? В случае с “Авлитой”
ситуация складывается так, что в Севастопольском порту будет гарантирован
регулярный судозаход крупнотоннажных судов.
—Любая хозяйственная
деятельность, естественно, приносит вред. Вред может быть связан с тем, что с
приходом тех или иных судов в воду могут попадать те или иные виды загрязнения,
хотя это и не должно быть, но технологическое загрязнение всегда будет иметь
место. Но существуют тысячи портов и принимаются усилия, чтобы предотвратить и
максимально убрать загрязнение. И именно в этих ситуациях необходима
долгосрочная программа, о которой мы говорили ранее, по улучшению
экологического состояния акватории. Силами нашего института и инвестиций
“Авлиты” в чистку дна мы сможем создать условия не только для контроля над
загрязнением бухты, но и для биоочистки бухты от загрязнения. Хотя должен вам
признаться, что торговый и военные флоты не являются главными загрязнителями
бухты. Главная роль в этом принадлежит непосредственно городу.
—Представляют ли опасность для
Севастопольской бухты сыпучие грузы?
—Частицы угля практически не
являются токсичными для морской флоры и фауны, но могут играть роль
механического фактора. Но если их будет очень много, выбросы приведут к
появлению эффекта заиливания дна—будет воздействие механическим путём. То же
самое касается песка и щебня. Однако, согласно проекту, который представила нам
“Авлита”, влияние механического фактора загрязнения сведено на нет. Учитывая
объемы выбросов, заявленные в проектных разработках, эффект воздействия
минимальный.
—На чем базировалось экспертное
заключение, которое делал ваш институт для стивидорной компании “Авлита”?
—Наше экспертное заключение
базируется на результатах более чем сорокалетних наблюдений и исследований
состояния акватории Севастопольской бухты. Да, наши выводы позитивны, но не
забывайте, что мы делали выводы о воздействии проектов “Авлиты” на акваторию
Севастопольской бухты.
—Экспертное заключение, которое
сделал ваш институт, вызывает вопросы. Как вы считаете, проекты “Авлиты” по
перевалке угля да и сыпучих грузов нанесут существенный ущерб Севастопольской
бухте?
—Смотря какие вещества
переваливают. Если уголь или другие сыпучие грузы, то, здесь существуют
государственные нормативы. Технологическая сторона этого дела регламентируется
законами. Вопрос лишь в соблюдении этих норм и соответствующем контроле со
стороны государственных органов, общественности. А что касается морской части,
то здесь совершенно однозначно понятно, что в условиях Севастопольской бухты
проект “Авлиты”—это благо. Не следует акцентироваться только на перевалке,
поскольку перед тем как ее осуществить, будут проведены масштабные
гидротехнические работы, эффект от которых, по нашим прогнозам и расчетам,
только позитивный. Конечно, если предположить, что мы возьмем чистую бухту,
которая никогда не использовалась человеком, то тогда любые действия по
строительству будут являться только ухудшающим фактором. А в нашем
случае—улучшающим, потому что дальше ухудшать уже некуда, бухта потеряла
промысловое значение, многое потеряно безвозвратно, может быть, вернётся
обратно через многие и многие годы, если будут проведены такие масштабные
мероприятия по очистке, которые намерена проделать компания “Авлита”.
—Есть ли позитивный опыт по
восстановлению экологии бухты или ваши заключения основываются только в теории
и на моделях развития акватории?
—Сейчас у нас есть точные данные,
апробированные на опыте, тем более что наши системы по биоочистке работают на
крупнейшей нефтебазе Черного моря в Новороссийске, а также в Севастополе на
нефтебазе флота. С другой стороны, есть совершенно случайный локальный
эксперимент, когда в Южной бухте, которая является грязнейшей в Севастополе, в
одном месте, откуда была поднята большая часть судна для утилизации,
образовался “оазис”. Там на фоне общего загрязнения появились организмы, которые
исчезли более тридцати лет назад. И сейчас они находятся там, на месте подъема,
а кругом—сплошная грязь. Дело в том, что дно под корпусом судна на этом участке
оказалось чистым. Чистое дно обнажилось и дало возможность развиваться
различным видам (жизнь есть жизнь), и организмы сразу кинулись его заселять.