2008-08-18 08:03:18

Самое большое судно дноуглубительного флота Украины «Гогланд» водоизмещением 17 тыс. т., принадлежащее государственной компании «Укртехфлот», брошено на произвол судьбы без экипажа в Таиланде и представляет угрозу для судоходства в акватории порта Бангкока.

Корабль-землесос, предназначенный
для производства дноуглубительных работ, длительное время работал в странах
Юго-Восточной Азии. Однако в 2000 году, после заправки некачественным топливом,
двигатель судна пришел в негодность, и «Гогланд» зашел на ремонт в порт Бангкок,
передает газета 2000.

Как это часто происходит с
украинским имуществом за рубежом, после задержки с проплатой ремонта
возвращение корабля к жизни затянулось на долгие годы. Все это время на судне
находился экипаж, хотя и в минимальном составе, работал вспомогательный
двигатель, позволяющий маневрировать в критической ситуации. Однако в мае
текущего года по необъяснимым причинам экипаж оставил судно. Сейчас оно с
неработающими двигателями стоит на якорях на реке Чао-Прайа в центре Бангкока.

Судно названо в честь острова в
Финском заливе, к юго-западу от Выборга. Но в отличие от российского
живописного островка суши, железный «Гогланд» сегодня выглядит вовсе не
привлекательно. Многолетнее нахождение в руках нерадивых хозяев сделало свое
дело. Но в данном случае речь идет не об эстетической стороне. Огромное судно,
над которым развевается выцветший украинский флаг, представляет реальную угрозу
безопасному судоходству в данном регионе.

Река Чао-Прайа — это не наш спокойный
и обмелевший Днепр. На этой водной артерии расположен морской порт Бангкока с
интенсивным судоходным движением. Тут же находятся множество нефтяных
терминалов и плавучих доков.

Немаловажно и то, что срок
страховки судна давно уже истек, стоит оно на якоре с неисправным двигателем, а
якорные цепи корабля так переплелись, что не обеспечивают надежную его фиксацию
на месте долговременного причала. Быстрое течение уже несколько раз
разворачивало «Гогланд» поперек фарватера. Это не только препятствует прохождению
судов, но и увеличивает шанс их столкновению с опасной железной громадой. В
сущности, не имея своего боеспособного военного флота, Украина умудрилась стать
грозой иностранным морякам с помощью гражданского судна.

Если столкновение кораблей произойдет,
то, без сомнения, по искам иностранных компаний Украине придется погашать
многомиллионные убытки.

Сегодня «Гогланд», длина которого
122 м,
напоминает мифический «Летучий голландец», наводящий ужас на моряков всех стран
— призрак без ветрил и команды. Что-то мистическое есть в том, что и само
название судна отчасти напоминает нам этот ужасный образ. Нечто подобное ужасу
испытывают и портовые власти Бангкока. Украинское судно давно уже превратилось
в кошмар и головную боль местной администрации.

Редакция связалась с мистером
Садитом в Таиланде, который когда-то имел неосторожность стать посредником
между украинской стороной и ремонтным доком. Уже дважды его компания обращалась
за помощью к водолазам — чтобы распутать цепи «Гогланда», и к услугам буксиров
— чтобы вернуть корабль в безопасное положение. На эти работы уже потрачено не
менее 200 тыс. долл., которые никто не собирается компенсировать.

Но самое ужасное для портовых
властей Бангкока — они не знают, как поступать с «миной замедленного действия»
в виде аварийного украинского корабля. Отремонтировать его нельзя — у судна
есть законный владелец — государственное украинское предприятие, которое, судя
по предыдущим действиям, не возместит затраты. Порезать на металлолом?
Последуют иски и долгие разбирательства в международных судах. Тем более нельзя
его затопить.

Знают ли о нынешнем положении
«Гогланда» в «Укртехфлоте»? Безусловно. Изредка от нерадивых хозяев в Бангкок
перечисляются мизерные суммы, которые не могут покрыть расходы по обслуживанию
судна. А недавно в порт прибыли два представителя «Укртехфлота», которые, к
изумлению м-ра Садита, не владеют ни английским, ни тайским языком.

Как читатель, вероятно,
догадывается, сам Садит пока еще не освоил украинский. Поэтому вместо
компенсации средств на содержание судна в безопасном состоянии ему приходится
содержать за свой счет украинских представителей и общаться с ними с помощью
переводчиков, что еще больше увеличивает его расходы.

Может быть, в Министерстве
транспорта и связи Украины не знают о бедственном положении, в котором по вине
украинской стороны оказался порт Бангкок? Увы, в приемную главы транспортного
ведомства Иосифа Винского были доставлены два письма от г-на Садита, взывающего
о возмещении расходов и о принятии решения, которое наконец-то избавит Таиланд
от небезопасного «подарка». Тем самым Украина перестанет быть посмешищем, в
головотяпстве чиновников которой убеждаются тысячи иностранных моряков,
проплывающих мимо «Гогланда».

Как удалось выяснить редакции
«2000», в настоящее время за украинским судном присматривает один таец.
Странная закономерность: как только над какой-то территорией возносится
украинский флаг (пусть даже эта территория находится за тысячи километров от
Киева и является корабельной палубой), так сразу же начинается привычная и,
быть может, искусственно созданная бесхозяйственность.

По оценкам специалистов, на
ремонт судна после 8 лет простоя нужно около 3 млн. долл., после чего
ориентировочная стоимость составит более 40 млн. долл.