Черноморский флот РФ: между Сирией и Абхазией?


Итак, Сирия, порт Тартус.

Со времен СССР в порту размещался
пункт материально-технического обеспечения военно-морского флота. Разговоры о
возможном появлении кораблей ВМФ России в сирийских портах ведутся со времени
успешного визита президента Сирии Башара Асада в Москву в 2005 году. Напомним,
тогда российская сторона приняла решение о списании более 70% сирийского долга
(около 13,4 млрд долларов). Оставшаяся часть долга (3,6 млрд.) должна была
погашаться частями, из которых около 1,5 млрд. планировалось инвестировать в
совместные проекты. Уже тогда в экспертных кругах заговорили о перспективах
возобновления присутствия российского флота в Средиземном море.

Руководитель Центра военного
прогнозирования А.Цыганок считает, что именно будущее постоянное присутствие
российского флота в Тартусе стало одним из условий поставок современных
российских вооружений в Сирию.

В 2006 году в Тартусе были
развернуты дноуглубительные работы, после завершения, которых порт сможет
принимать любые боевые корабли. Одновременно Москва начала работы по расширению
порта в Латакии, который до 1991 года являлся базой Средиземноморской эскадры
ВМФ СССР. Но российское военное ведомство утверждало, что планов досрочного
вывода ЧФ РФ в Сирию у них нет. Здесь такое дело: планов нет, но могут же
внезапно и появиться…

Однако на сегодня в Тартусе уже
дислоцируются пункт временного базирования ЧФ и несколько плавучих причалов.
После модернизации причального фронта пункт материально-технического
обеспечения будет функционировать в полном объеме, и использоваться для борьбы
с пиратами.

Порт в Сирии нужен России еще и
для напоминания странам НАТО, и в первую очередь США, что корабли ее флота тоже
могут принимать не последнее участие в операциях по борьбе с международным
терроризмом, распространением наркотиков и ракетных технологий. Этот тезис
подтверждается и словами советника начальника Генштаба ВС РФ адмирала Игоря
Касатонова, правда с небольшой оговоркой: сирийские военно-морские базы могут в
большей степени способствовать решению российским флотом своих задач, однако с
Севастополем сравниться не могут.

В то же время И.Касатонов не
исключает, что Севастополь в качестве главной базы ЧФ не исключает развитие
других пунктов базирования флота, в том числе Новороссийске и на Средиземном
море. Но если проблемы с финансированием возникли при строительстве
новороссийской базы, то откуда возьмутся деньги на сирийские? Особенно в
условиях финансово-экономического кризиса.

Кроме того, удаленность
сирийского побережья российского сопряжена с рядом проблем:

– увеличение затрат на
обслуживание и перемещение кораблей;

– постоянная зависимость от
использования черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), которые принадлежат
Турции;

– возможная переориентация курса
официального Дамаска на сотрудничество с США и НАТО (вследствие вероятного
смягчения политики администрации президента Б.Обамы).

Еще одним немаловажным фактором
является рассредоточение сил флота на Черном и Средиземном море. По мнению
А.Храмчишина, заведующего аналитическим отделом Института политического и
военного анализа, легкие корабли, скорее всего, останутся в Новороссийске, а
тяжелые перейдут в Тартус.

При такой расстановке ЧФ России
будет существенно проигрывать ВМС Турции, Румынии, Болгарии – странам-членам
НАТО. И в случае конфликта, толку от российских кораблей будет мало. Да и сами
россияне признают, что такой конфликт – бредовые идеи прокремлевских
пропагандистов, которые даже не способны представить себе его последствия для
человечества. Это же не пятидневная война с Грузией, после которой можно год
самих себя убеждать в непобедимости и мощи российской армии.

Еще один вариант – Абхазия.

Говоря об этом варианте, нельзя
не отметить, что размещение ЧФ РФ в Очамчире укрепит позиции России на южном
Кавказе и позволит усилить контроль восточной части Черного моря. Да и в
отношениях с Тбилиси база в Абхазии будет не последним козырем.

Казалось бы, ситуация должна
устраивать Москву в полной мере. Но почему-то дальше разговоров дело не идет.
Причины на это есть.

Прежде всего, строительство
военно-морской базы в Очамчире, где раньше стояли военно-морские части
погранвойск, потребует немалых финансовых вливаний.

По словам секретаря Совета
безопасности Абхазии С.Лакобы, на данный момент порт функционирует, но сможет
вместить не более 10-20 судов малого, либо среднего размера. Не надо обладать
прилагать усилий, чтоб понять: порт надо существенно расширять.

Инфраструктура Очамчиры не идет
ни в какое сравнение с Севастополем. Отсюда вывод: планируемых Министерством
обороны России 10-12 млрд рублей на обустройство военных баз в Абхазии и Южной
Осетии явно не хватит даже на одну очамчирскую.

Подводя итог, можно сказать с
уверенностью, что в ближайшем будущем Севастополь остается единственным местом
в Черном море, которое абсолютно устраивает Россию в качестве военно-морской
базы Черноморского флота. Правда этот факт абсолютно не устраивает Украину. И
Москва вынуждена будет считаться позицией Киева по данному вопросу, несмотря на
неприкрытое желание закрепиться в Севастополе на века.

Еще бы, ведь это так удобно за
практически символическую, учитывая территории и объекты ЧФ РФ в Крыму, плату в
97,75 млн. долларов США в год (и то даже не «живыми деньгами», а списанными с
долгов) позволять себе в соседней стране делать все что угодно. Например,
откровенно плевать на украинские законы, мешать экономическому и рекреационному
развитию Севастополя, проводить свою информационную политику (читай – промывать
мозги населению в нужном русле), вмешиваться в политическую жизнь Крымского
полуострова и государства в целом, а также наносить непоправимый ущерб экологии
региона.

Если бы Украина смогла бы сейчас
настоять на пересмотре условий платы за аренду (свыше 4,5 тысяч зданий и
сооружений, около 20 тысяч гектаров земли, более 10 км глубоководных причалов,
морских акваторий, платы за использование радиочастотного ресурса Украины, за
экологический ущерб, который наносит флот и его предприятия), то сумма,
согласно международных стандартов и экспертных оценок, доходила бы до 5
миллиардов долларов США в год. На этом фоне как-то нелепо выглядят постоянные
обвинения в недружественной политике нашего государства по отношению к России…

Еще глупее звучат фразы некоторых
российских политиков, что Севастополь выживает только за счет ЧФ РФ, вывести
флот – мол, значит обречь город на голодную смерть. При этом почему-то все
забывают, что Черноморский флот является крупнейшим в городе должником по
отчислениям в Пенсионный фонд. Сумма его долга только в начале этого года
достигла около 700 тысяч евро. Почему-то никто не думает, что с выводом
кораблей освободятся глубоководные причалы, которые можно использовать для
строительства новых терминалов. А ведь это тысячи рабочих мест для
севастопольцев и остальных крымчан, пополнение украинского и местного бюджета,
живые деньги, которые пойдут на развитие региона.

Еще одной любимой, но
безосновательной, страшилкой России является постоянное вдалбливание идеи о
том, что Севастополь будет отдан под НАТОвскую базу. Давайте же наконец
признаем, что это – бред.

На это украинская сторона не
пойдет по двум причинам. Во-первых, согласно конвенции Монтрё (1936 г.) военные
корабли нечерноморских держав не могут оставаться в Чорном море более 3 недель.

Во-вторых, 17 статью Конституции
Украины, в которой говориться о невозможности размещения баз иностранных
государств, никто переписывать не будет. Сложно представить, что в течение 8
лет произойдет что-то настолько существенное, чтоб две трети депутатов
парламента проголосовали за изменение именного этой статьи основного
украинского закона, как для США, так и для России. Да в этом случае и
неизвестно, потянет ли Россия арендную плату, которую ей выставят после 2017
года с учетом всех экономических реалий.

Одним словом: военно-морская база
России не нужна ни Севастополю, ни Крыму, ни Украине. Но официальная Москва
прекрасно понимает, что лидерство в Черноморско-Азовском регионе можно
удержать, только контролируя Крымский полуостров. А вот от роли лидера
Российская Федерация ни за что не откажется. Почему-то российское руководство
считает, что Украина не способна играть первую скрипку в регионе, и всеми
силами старается закрепить за собой позиции гаранта безопасности и
стабильности.

Только пока у нее это не очень
хорошо выходит. Российская политика по отношению к странам региона является не
такой уж безобидной: война с Грузией, поддержка сепаратистского режима в
Абхазии, территориальные претензии к Украине. Исходя из такого
пренебрежительно-снисходительного отношения к странам-соседям, стоит ожидать,
что Москва сделает все для превышения сроков пребывания своего флота на
украинской территории.

Будем надеяться, что будущему
руководству нашей страны хватит терпения и мудрости, не обращать внимания на
сопутствующие выводу ЧФ РФ провокации (газовое давление, языковой вопрос, права
соотечественников). И рассматривать вопрос в исключительно верном ключе – через
призму интересов Украины как суверенной независимой державы.

А вот российскому руководству
все-таки стоит хорошенько задуматься о новой базе славного Черноморского флота.
При этом необходимо сосредоточится на финансировании данного проекта, а не ныть
на каждом углу про то, что корабли выводить некуда, надеясь разжалобить
украинскую сторону. Слишком многое поменялось в отношениях двух стран. Обратной
дороги нет!

Леонид Шевченко, ФЛОТ-2017.


Говоря о перспективах вывода Черноморского флота Российской Федерации с украинской территории после 2017 года, кроме Новороссийска, называются еще два варианта возможных мест базирования ЧФ РФ – в Сирии или Абхазии.


Итак, Сирия, порт Тартус.

Со времен СССР в порту размещался
пункт материально-технического обеспечения военно-морского флота. Разговоры о
возможном появлении кораблей ВМФ России в сирийских портах ведутся со времени
успешного визита президента Сирии Башара Асада в Москву в 2005 году. Напомним,
тогда российская сторона приняла решение о списании более 70% сирийского долга
(около 13,4 млрд долларов). Оставшаяся часть долга (3,6 млрд.) должна была
погашаться частями, из которых около 1,5 млрд. планировалось инвестировать в
совместные проекты. Уже тогда в экспертных кругах заговорили о перспективах
возобновления присутствия российского флота в Средиземном море.

Руководитель Центра военного
прогнозирования А.Цыганок считает, что именно будущее постоянное присутствие
российского флота в Тартусе стало одним из условий поставок современных
российских вооружений в Сирию.

В 2006 году в Тартусе были
развернуты дноуглубительные работы, после завершения, которых порт сможет
принимать любые боевые корабли. Одновременно Москва начала работы по расширению
порта в Латакии, который до 1991 года являлся базой Средиземноморской эскадры
ВМФ СССР. Но российское военное ведомство утверждало, что планов досрочного
вывода ЧФ РФ в Сирию у них нет. Здесь такое дело: планов нет, но могут же
внезапно и появиться…

Однако на сегодня в Тартусе уже
дислоцируются пункт временного базирования ЧФ и несколько плавучих причалов.
После модернизации причального фронта пункт материально-технического
обеспечения будет функционировать в полном объеме, и использоваться для борьбы
с пиратами.

Порт в Сирии нужен России еще и
для напоминания странам НАТО, и в первую очередь США, что корабли ее флота тоже
могут принимать не последнее участие в операциях по борьбе с международным
терроризмом, распространением наркотиков и ракетных технологий. Этот тезис
подтверждается и словами советника начальника Генштаба ВС РФ адмирала Игоря
Касатонова, правда с небольшой оговоркой: сирийские военно-морские базы могут в
большей степени способствовать решению российским флотом своих задач, однако с
Севастополем сравниться не могут.

В то же время И.Касатонов не
исключает, что Севастополь в качестве главной базы ЧФ не исключает развитие
других пунктов базирования флота, в том числе Новороссийске и на Средиземном
море. Но если проблемы с финансированием возникли при строительстве
новороссийской базы, то откуда возьмутся деньги на сирийские? Особенно в
условиях финансово-экономического кризиса.

Кроме того, удаленность
сирийского побережья российского сопряжена с рядом проблем:

– увеличение затрат на
обслуживание и перемещение кораблей;

– постоянная зависимость от
использования черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), которые принадлежат
Турции;

– возможная переориентация курса
официального Дамаска на сотрудничество с США и НАТО (вследствие вероятного
смягчения политики администрации президента Б.Обамы).

Еще одним немаловажным фактором
является рассредоточение сил флота на Черном и Средиземном море. По мнению
А.Храмчишина, заведующего аналитическим отделом Института политического и
военного анализа, легкие корабли, скорее всего, останутся в Новороссийске, а
тяжелые перейдут в Тартус.

При такой расстановке ЧФ России
будет существенно проигрывать ВМС Турции, Румынии, Болгарии – странам-членам
НАТО. И в случае конфликта, толку от российских кораблей будет мало. Да и сами
россияне признают, что такой конфликт – бредовые идеи прокремлевских
пропагандистов, которые даже не способны представить себе его последствия для
человечества. Это же не пятидневная война с Грузией, после которой можно год
самих себя убеждать в непобедимости и мощи российской армии.

Еще один вариант – Абхазия.

Говоря об этом варианте, нельзя
не отметить, что размещение ЧФ РФ в Очамчире укрепит позиции России на южном
Кавказе и позволит усилить контроль восточной части Черного моря. Да и в
отношениях с Тбилиси база в Абхазии будет не последним козырем.

Казалось бы, ситуация должна
устраивать Москву в полной мере. Но почему-то дальше разговоров дело не идет.
Причины на это есть.

Прежде всего, строительство
военно-морской базы в Очамчире, где раньше стояли военно-морские части
погранвойск, потребует немалых финансовых вливаний.

По словам секретаря Совета
безопасности Абхазии С.Лакобы, на данный момент порт функционирует, но сможет
вместить не более 10-20 судов малого, либо среднего размера. Не надо обладать
прилагать усилий, чтоб понять: порт надо существенно расширять.

Инфраструктура Очамчиры не идет
ни в какое сравнение с Севастополем. Отсюда вывод: планируемых Министерством
обороны России 10-12 млрд рублей на обустройство военных баз в Абхазии и Южной
Осетии явно не хватит даже на одну очамчирскую.

Подводя итог, можно сказать с
уверенностью, что в ближайшем будущем Севастополь остается единственным местом
в Черном море, которое абсолютно устраивает Россию в качестве военно-морской
базы Черноморского флота. Правда этот факт абсолютно не устраивает Украину. И
Москва вынуждена будет считаться позицией Киева по данному вопросу, несмотря на
неприкрытое желание закрепиться в Севастополе на века.

Еще бы, ведь это так удобно за
практически символическую, учитывая территории и объекты ЧФ РФ в Крыму, плату в
97,75 млн. долларов США в год (и то даже не «живыми деньгами», а списанными с
долгов) позволять себе в соседней стране делать все что угодно. Например,
откровенно плевать на украинские законы, мешать экономическому и рекреационному
развитию Севастополя, проводить свою информационную политику (читай – промывать
мозги населению в нужном русле), вмешиваться в политическую жизнь Крымского
полуострова и государства в целом, а также наносить непоправимый ущерб экологии
региона.

Если бы Украина смогла бы сейчас
настоять на пересмотре условий платы за аренду (свыше 4,5 тысяч зданий и
сооружений, около 20 тысяч гектаров земли, более 10 км глубоководных причалов,
морских акваторий, платы за использование радиочастотного ресурса Украины, за
экологический ущерб, который наносит флот и его предприятия), то сумма,
согласно международных стандартов и экспертных оценок, доходила бы до 5
миллиардов долларов США в год. На этом фоне как-то нелепо выглядят постоянные
обвинения в недружественной политике нашего государства по отношению к России…

Еще глупее звучат фразы некоторых
российских политиков, что Севастополь выживает только за счет ЧФ РФ, вывести
флот – мол, значит обречь город на голодную смерть. При этом почему-то все
забывают, что Черноморский флот является крупнейшим в городе должником по
отчислениям в Пенсионный фонд. Сумма его долга только в начале этого года
достигла около 700 тысяч евро. Почему-то никто не думает, что с выводом
кораблей освободятся глубоководные причалы, которые можно использовать для
строительства новых терминалов. А ведь это тысячи рабочих мест для
севастопольцев и остальных крымчан, пополнение украинского и местного бюджета,
живые деньги, которые пойдут на развитие региона.

Еще одной любимой, но
безосновательной, страшилкой России является постоянное вдалбливание идеи о
том, что Севастополь будет отдан под НАТОвскую базу. Давайте же наконец
признаем, что это – бред.

На это украинская сторона не
пойдет по двум причинам. Во-первых, согласно конвенции Монтрё (1936 г.) военные
корабли нечерноморских держав не могут оставаться в Чорном море более 3 недель.

Во-вторых, 17 статью Конституции
Украины, в которой говориться о невозможности размещения баз иностранных
государств, никто переписывать не будет. Сложно представить, что в течение 8
лет произойдет что-то настолько существенное, чтоб две трети депутатов
парламента проголосовали за изменение именного этой статьи основного
украинского закона, как для США, так и для России. Да в этом случае и
неизвестно, потянет ли Россия арендную плату, которую ей выставят после 2017
года с учетом всех экономических реалий.

Одним словом: военно-морская база
России не нужна ни Севастополю, ни Крыму, ни Украине. Но официальная Москва
прекрасно понимает, что лидерство в Черноморско-Азовском регионе можно
удержать, только контролируя Крымский полуостров. А вот от роли лидера
Российская Федерация ни за что не откажется. Почему-то российское руководство
считает, что Украина не способна играть первую скрипку в регионе, и всеми
силами старается закрепить за собой позиции гаранта безопасности и
стабильности.

Только пока у нее это не очень
хорошо выходит. Российская политика по отношению к странам региона является не
такой уж безобидной: война с Грузией, поддержка сепаратистского режима в
Абхазии, территориальные претензии к Украине. Исходя из такого
пренебрежительно-снисходительного отношения к странам-соседям, стоит ожидать,
что Москва сделает все для превышения сроков пребывания своего флота на
украинской территории.

Будем надеяться, что будущему
руководству нашей страны хватит терпения и мудрости, не обращать внимания на
сопутствующие выводу ЧФ РФ провокации (газовое давление, языковой вопрос, права
соотечественников). И рассматривать вопрос в исключительно верном ключе – через
призму интересов Украины как суверенной независимой державы.

А вот российскому руководству
все-таки стоит хорошенько задуматься о новой базе славного Черноморского флота.
При этом необходимо сосредоточится на финансировании данного проекта, а не ныть
на каждом углу про то, что корабли выводить некуда, надеясь разжалобить
украинскую сторону. Слишком многое поменялось в отношениях двух стран. Обратной
дороги нет!

Леонид Шевченко, ФЛОТ-2017.