Визит румынского президента Басеску не решил проблем

Вчера Киев посетил президент Румынии Траян Басеску. Единственную встречу он провел с президентом Виктором Ющенко. Лидеры государств общались за закрытыми дверями. На публику лидеры вынесли только общую позицию по ситуации в Грузии. Между тем эксперты предполагают, что президенты затрагивали и конфликтные темы, которые есть в отношениях между Украиной и Румынией. Последние несколько лет страны спорят сразу по нескольким вопросам, что не позволяет назвать их дружными соседями.

 

 

 

Остров невезения

Так, вчера стало известно, что Украина и Румыния готовят соглашение о демаркации границ. Необходимость этого документа подогревает конфликт вокруг острова Змеиный (Одесская область) в Черном море. Румыния доказывает, что остров не является таковым, а это всего лишь риф. Признание этого факта позволит стране “отхватить” значительную часть черноморского шельфа, которая сейчас принадлежит Украине. Соседи столь яро спорят за морское дно, поскольку там были обнаружены запасы нефти и газа.

Оспаривая признание Змеиного островом, Румыния дошла до Международного суда ООН. Со 2 по 19 сентября в Гааге состоится первое слушание по делу об установлении морской границы между странами. Экс-глава Одесской области, замглавы Госуправления делами Иван Плачков уверен, что украинская сторона выиграет судебное разбирательство. “Евросоюз выступает за целостность всех границ, территорий. Еще не было за всю историю прецедента, когда ЕС поддерживал передачу территории”, — утверждает он. При Плачкове на острове Змеином даже создали поселок, чтобы официально “застолбить” территорию за Украиной.

 

 

 

Украина глубоко копает

Еще один конфликт между Румынией и Украиной, который тлеет уже несколько лет, — строительство украинской стороной глубоководного канала Дунай — Черное море. Его начали строить в 2004 году. Уже через несколько месяцев в Одесской области состоялось торжественное открытие первой части этого канала. Но затем работы по дноуглублению были прекращены. Причиной стали протесты Румынии. Представители власти, а также экологические организации страны утверждают, что строительство канала приведет к непоправимым последствиям для экологии региона.

Румын поддержал и Европейский Союз. Однако украинские специалисты склонны усматривать экономическую подоплеку в этом конфликте. В случае достройки канала Дунай — Черное море румыны могут потерять миллионы долларов на транзитных перевозках, осуществляемых в водах страны. После введения в эксплуатацию канала, он перехватит часть этого потока. Это будет самый большой международный транспортный водный коридор, открывающий наиболее короткий и дешевый путь для экономических коммуникаций Запада и Востока.

“В конце мая в Бухаресте прошло четвертое заседание сторон экологической конвенции. На этом заседании была принята рекомендация для Украины не проводить строительство по второму этапу канала, но эта рекомендация не запретила строительства по первому этапу”, — рассказывает помощник директора ГП “Дельта-Лоцман” (заказчик строительства канала) Евгений Фарафонов. На первом этапе проходная осадка канала должна достичь 5,85 метра. Сейчас этот показатель меньше на 40-45 сантиметров. Предполагается, что в случае реализации второго этапа строительства проходимость канала достигнет 8 метров.

 

 

 

По два паспорта

В свете недавних событий в Грузии между Украиной и Румынией всплыл еще один конфликт. Соседняя страна, опираясь на собственное законодательство, которое позволяет иметь двойное гражданство, уже несколько лет раздает румынские паспорта жителям приграничных украинских сел. Сейчас МИД Украины регистрирует всех, кто имеет гражданство. Юридических оснований для лишения того или иного человека второго паспорта ведомство не имеет.

После вступления Румынии в Евросоюз приобретение украинцами румынских паспортов стало еще более распространенным явлением. “С 2007 года украинским гражданам выгодно получать паспорта ЕС, что обеспечивает им более свободное передвижение по Европе”, — пояснил советник главы Черновицкой облгосадминистрации Ярослав Басняк. В то же время советник заверил, что непосредственно у области претензий к румынам нет.

Ольга ДЖЕЛЕБОВА Укррудпром

Страны продолжат их обсуждение в судебном порядке.

Вчера Киев посетил президент Румынии Траян Басеску. Единственную встречу он провел с президентом Виктором Ющенко. Лидеры государств общались за закрытыми дверями. На публику лидеры вынесли только общую позицию по ситуации в Грузии. Между тем эксперты предполагают, что президенты затрагивали и конфликтные темы, которые есть в отношениях между Украиной и Румынией. Последние несколько лет страны спорят сразу по нескольким вопросам, что не позволяет назвать их дружными соседями.

 

 

 

Остров невезения

Так, вчера стало известно, что Украина и Румыния готовят соглашение о демаркации границ. Необходимость этого документа подогревает конфликт вокруг острова Змеиный (Одесская область) в Черном море. Румыния доказывает, что остров не является таковым, а это всего лишь риф. Признание этого факта позволит стране “отхватить” значительную часть черноморского шельфа, которая сейчас принадлежит Украине. Соседи столь яро спорят за морское дно, поскольку там были обнаружены запасы нефти и газа.

Оспаривая признание Змеиного островом, Румыния дошла до Международного суда ООН. Со 2 по 19 сентября в Гааге состоится первое слушание по делу об установлении морской границы между странами. Экс-глава Одесской области, замглавы Госуправления делами Иван Плачков уверен, что украинская сторона выиграет судебное разбирательство. “Евросоюз выступает за целостность всех границ, территорий. Еще не было за всю историю прецедента, когда ЕС поддерживал передачу территории”, — утверждает он. При Плачкове на острове Змеином даже создали поселок, чтобы официально “застолбить” территорию за Украиной.

 

 

 

Украина глубоко копает

Еще один конфликт между Румынией и Украиной, который тлеет уже несколько лет, — строительство украинской стороной глубоководного канала Дунай — Черное море. Его начали строить в 2004 году. Уже через несколько месяцев в Одесской области состоялось торжественное открытие первой части этого канала. Но затем работы по дноуглублению были прекращены. Причиной стали протесты Румынии. Представители власти, а также экологические организации страны утверждают, что строительство канала приведет к непоправимым последствиям для экологии региона.

Румын поддержал и Европейский Союз. Однако украинские специалисты склонны усматривать экономическую подоплеку в этом конфликте. В случае достройки канала Дунай — Черное море румыны могут потерять миллионы долларов на транзитных перевозках, осуществляемых в водах страны. После введения в эксплуатацию канала, он перехватит часть этого потока. Это будет самый большой международный транспортный водный коридор, открывающий наиболее короткий и дешевый путь для экономических коммуникаций Запада и Востока.

“В конце мая в Бухаресте прошло четвертое заседание сторон экологической конвенции. На этом заседании была принята рекомендация для Украины не проводить строительство по второму этапу канала, но эта рекомендация не запретила строительства по первому этапу”, — рассказывает помощник директора ГП “Дельта-Лоцман” (заказчик строительства канала) Евгений Фарафонов. На первом этапе проходная осадка канала должна достичь 5,85 метра. Сейчас этот показатель меньше на 40-45 сантиметров. Предполагается, что в случае реализации второго этапа строительства проходимость канала достигнет 8 метров.

 

 

 

По два паспорта

В свете недавних событий в Грузии между Украиной и Румынией всплыл еще один конфликт. Соседняя страна, опираясь на собственное законодательство, которое позволяет иметь двойное гражданство, уже несколько лет раздает румынские паспорта жителям приграничных украинских сел. Сейчас МИД Украины регистрирует всех, кто имеет гражданство. Юридических оснований для лишения того или иного человека второго паспорта ведомство не имеет.

После вступления Румынии в Евросоюз приобретение украинцами румынских паспортов стало еще более распространенным явлением. “С 2007 года украинским гражданам выгодно получать паспорта ЕС, что обеспечивает им более свободное передвижение по Европе”, — пояснил советник главы Черновицкой облгосадминистрации Ярослав Басняк. В то же время советник заверил, что непосредственно у области претензий к румынам нет.

Ольга ДЖЕЛЕБОВА Укррудпром