Первый заместитель Председателя ПРМТУ, амбассадор доброй воли IMO Олег Григорюк (IMO Goodwill Maritime Ambassador – Oleg Grygoriuk) в студии “7 канала”.
Вартість документів для моряків яка зросла в 5 разів. Чи змінилась ситуація за рік?
Руководство морской администрации до сих пор отсутствует. Есть и.о., не назначен руководитель и ситуация остается на том самом плачевном уровне. Количество тренажерных центров у которых есть лицензия критически сократилось. У тех кто остался на рынке выросла цена. Те проблемы, которые мы обсуждали год назад никуда не ушли. Это абсолютно не прозрачный процесс и, к великому сожалению, отсутсвует коректный государственный механизм, который мог бы это урегулировать, не кому на сегодняшний день обрисовать эти проблемы. Все наши обращения, все наши письма откладываются в долгий ящик и не находится компетентной персоналии ни в Министерстве ни в других структурах.
У Міністерстві думають що ці проблеми не на часі і взагалі особисті проблеми моряків?
Совершенно верно. Как то мы не находимся на экране радаров министерства. Есть определенные компетентные люди в министерстве, которые пытаются с нами что то конструкутивно решать, но вся большая политическая составляющая…. то ли руки не доходят, то ли не видят того потенциала, который у нас сохранился…. тысячи и тысячи компетентных украинских моряков, которые привозят в Украину зарплаты, тратят их здесь, поддерживают торговый баланс, все это как то нивелируется, на это стараются не обращать внимание. Хотя по сути это весомый аргумент, чтобы заниматься морскими проблемами в первую очередь и заниматься решением этих проблем.
Можемо констатувати факт, що морякам доводиться переплачувати за сертификати?
К великому сожалению да и мы пока не видим механизма как этому эффективно противостоять. Я как амбассадор буду пытаться со своей стороны обращаться и в Министерство и в Морскую администрацию чтобы как то сдвинуть этот вопрос.
Зникнення моряків. В середині лютого мали звістку, що за тиждень без вісти зникли троє українських моряків. Розкажіть будь ласка, яка робота ведеться в цьому напрямку?
На постоянной основе в рамках нашего профсоюза каждый такой кейс регистрируется. Один из этих моряков член нашего профсоюза. Ко всем этим кейсам мы относимся крайне серьезно. Сделали соответствующие запросы в компанию, постоянно находимся на связи с консульским отделом МЗС, несколько лет назад мы организовали Морской информационный центр. Работу эту ведем, к сожалнию, нет супер механизмов, которые мы могли бы задействовать, но мы находимся в постоянном контакте с компаниями, требуем все материалы расследования.
Можемо сказати, що Україна не залищає своїх моряків в біді?
Безусловно. Родственники, которые обращаются к нам всегда получают достойный уровень консультации. Пытаемся помогать всеми доступными нам средставми. И в этом нам очень сильно помогает МЗС.
Який відсоток позитивних кейсів?
В вопросах исчезнувших моряков с борта судна никакого позитива в принципе быть не может. Тем не менее дальше идет вопрос документарного оборота, если это судно покрыто нашим коллективным договором. Дальше идет диалог с компанией, со страховым клубом, с родными пострадавшего моряка, чтобы обеспечить достойный уровень компенсации, который гарантирован нашим коллективным договором в таком трагическом случае.
Позитивно – я мала на увазі, коли моряка знаходять.
Это достаточно редкое явление. Каждый моряк понимает, что после нахождения некоторого времени в воде, даже в теплой океанской, гиппотермия наступает достаточно быстро. Главное для нас, чтобы был обеспечен момент определения того, что человек пропал с борта судна, чтобы капитан предпринимал корректные действия и все возможные действия были предприняты экипажем, чтобы обеспечить максимально эффективный поиск и спасение.
Інше проблемне питання – працевлаштування українських моряків.
Ну насколько оно проблематично? У нас работает достаточно большое количество крюинговых компаний, которые достаточно долго работают на рынке и оказывают достаточно качественный сервис морякам. Многие моряки предпочитают работать напрямую. Не до конца понял котекст проблемы.
Є випадки, коли між рейсами проходить достатньо великий час, таке затягування відбувається чи через бюрократичні проволочки, чи та ж система сертифікації.
Большинство моряков с такой проблемой к нам не обращаются. Есть моряки в достаточно преклонном возрасте, которые пытаются продолжать работать, мы это поддерживаем. Но бывают кейсы, когда тех или иных моряков откладывают в “долгий ящик”. На это очень сложно повлиять, поскольку у судовладельца все равно остается выбор, с кем он хочет работать. И тут повлиять на судовладельца очень сложно.
Після анексії Криму Одесу стали називати “морськими воротами України” і тут постає питання наскільки наше місто в дійсності відповідає цьому статусу?
Для меня, как для одессита, Одесса всегда была морскими воротами Украины. Можно поговорить о том, что все крымские моряки на сегодняшний день остаются украинскими моряками. Они регистрируются в близлежащих украинских материковых городах, в таких как Херсон, продолжают оформлять документы, получать паспорта моряков. Мы их никак не отделяем и готовы оказывать помощь и поддержку.
Ви тільки заступили на пост амбассадора доброї волі, хочеться почути якою бачать нашу державу амбассадори інших країн?
Они видят наш потенциал, видят результаты нашей работы и готовы всячески помогать, готовы развиваться вместе с нами. Мы внесли несколько наших предложений разработаных нашим профсоюзом и МЗС Украины, в частности по проекту о криминализации моряков, который через несколько дней будет рассматриваться на юридическом комитете IMO. Есть еще один документ, пока не могу анонсировать, который Украина готовится представлять на достаточно высоком уровне.
Мы пытаемся работать со всеми учатсниками рынка, показывая Украину с хорошей стороны, показывая что у нас есть большой потенциал в развитии морского рынка труда, большое количество учебных заведений и огромное количество моряков, которые стремятся в море. Для нас это самый главный тренд, мы со своей стороны, работаем с судовладельцами, с менеджерами и пытаемся всеми силами привлекать их на украинский рынок, создавая таким образом новые рабочие места, к сожалению, на судах под иностранными флагами, но выбирать нам пока не приходится.