2014-05-26 09:01:05
Аннексия Крыма и большой урожай зерновых вывели Одесскую область в передовики по экспорту товаров.
По данным администрации морских портов Украины (АМПУ), в целом объем перевалки грузов в морских портах Украины (без учета портов Крыма и Севастополя) в январе-апреле текущего года составил 46,2 млн тонн (на 7,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). Рост экспорта в первом квартале по всем украинским портам составил 15,6% – до 33,1 млн тонн. В Одесской области наибольшие показатели у Ильичевского морского порта, который нарастил 31% экспорта, по сравнению с первым кварталом 2013 года, Одесский порт – 18,2%, Южный – 14%.
В прошлом году крымские порты перевалили 13,8 млн тонн грузов. В Крыму находится 5 из 18 морских портов Украины (11,3 млн тонн в 2013 году) и 2 из 3 морских рыбных портов (2,5 млн тонн). На их долю в прошлом году пришлось всего 7 % от общего объема перевалки в украинских морских и рыбных портах. Через крымские порты уходит 7,5% от общего объема украинского экспорта зерна, или 1,7 млн тонн. При этом в более 80% отгрузок зерна из АРК в прошлом году было осуществлено через терминалы севастопольской стивидорной компании Авлита (входит в структуру холдинга Портинвест Рината Ахметова).
Большая часть этих грузов сейчас перераспределяются на порты большой Одессы: Одесский, Ильичевский и Южный, говорит аналитик компании BlackSeaTrans Валентина Михайлова. По итогам четырех месяцев на эти порты пришлась половина всего грузооборота морских портов Украины – и этот показатель еще может расти.
Большая часть грузопотока – это перевалка металла (508 000 тонн, +52%), переориентированного из крымских портов, зерновых, а также нефтегрузов, говорят в пресс-службе администрации Одесского порта. В целом в апреле порт переработал 2 млн тонн грузов – это на 300 000 тонн больше аналогичного периода 2013 года (+15%). При этом грузооборот Одесского порта за четыре месяца 2014 года вырос на 10,8% и составил 8,47 млн тонн.
Впрочем, частично крымский грузопоток переориентируется и на порты Николаева, Азовские порты и Херсонский МТП – особенно в части перевалки зерна, которое ближе везти в эти порты, считает аналитик ЦТС Андрей Товстопят. "Важным фактором в выборе порта является не только логистическая составляющая, а устоявшаяся практика работы трейдеров с определенными терминалами. Кроме того, на выбор порта будет влиять и величина судовых партий – тоннаж свыше 25 000 тонн нельзя отправлять через порты Азовского моря", – говорит Товстопят.
По словам Валентины Михайловой, рост перевалки зерновых обеспечивается независимо от фактора Крыма. В 2013 году Украина собрала почти 63 млн тонн зерна, что на 36,3% больше, чем в 2012 году. Минагропрод прогнозирует экспорт зерна из Украины на уровне 33 млн тонн в 2013/2014 маркетинговом году (заканчивается в июле 2014 года). "На фоне запланированного экспорта в 33 млн тонн, 2 млн тонн экспортируемых через порты в Крыму – это очень мало. Эти грузы легко переориентировать на континентальные порты", – говорит Михайлова.
По прогнозам генерального директора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, в 2014 году валовой сбор зерновых в Украине составит свыше 60 млн тонн, а значит перевалка зерна в Украинских портах, как минимум, не уменьшится.