Американская торговая палата: НБУ тормозит позитивные изменения в Таможенном кодексе

2012-12-11 15:36:23

Игорь Даньков, сопредседатель Комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине, старший менеджер PwC в Украине уверен, что устаревшая система валютного контроля тормозит позитивные изменения Таможенного кодекса.



Таможенный кодекс Украины, вступивший в силу 1 июня этого года, существенно реформировал украинскую таможенную сферу. Изменения коснулись фундаментальных основ таможенного дела: применения таможенных режимов, определения и декларирования таможенной стоимости, а также процедур декларирования товаров.

Так, обновленные таможенные режимы должны были открыть совершенно новые перспективы для внешнеэкономической деятельности предприятий, расширив возможности ведения бизнеса. Бизнес крайне заинтересовался возможностями практического внедрения новых моделей ведения бизнеса с применением обновленных таможенных режимов, а Государственная таможенная служба Украины, со своей стороны, сделала все возможное для своевременной разработки подзаконных нормативно-правовых актов в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекса.

Некоторые таможенные режимы, однако, так и не начали функционировать по-новому. На пути к этому стоит устаревшее законодательство, регулирующее вопросы валютного контроля.

Ярким примером несоответствия нового таможенного законодательства и правил валютного контроля является применение таможенного режима переработки. Ранее этот режим применялся к операциям с давальческим сырьем, освобождая их от таможенных платежей при ввозе в Украину для переработки в готовую продукцию, однако новый Таможенный кодекс отменил действие Закона Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", предложив полностью обновленный таможенный режим переработки. Если закон об операциях с давальческим сырьем требовал, чтобы право собственности на давальческое сырье и готовую продукцию принадлежало заказчику-нерезиденту, то новый Таможенный кодекс таких требований не предусматривает. Следовательно, в таможенный режим переработки можно помещать сырье, приобретенное за рубежом украинским переработчиком по договорам купли-продажи и импортированное им в Украину для переработки в готовую продукцию. При этом ввоз приобретенного сырья для переработки освобождаться от таможенных платежей.

Другая возможность расширения бизнеса — переработка товаров для свободного обращения на таможенной территории Украины. Этот вариант предусматривает ввоз приобретенного сырья в режиме переработки (с освобождением от налогов на импорт), при этом таможенному оформлению подлежат продукты переработки (т.е. готовая продукция). В целом такая модель является очень выгодной для бизнеса, если пошлина на готовую продукцию ниже пошлины на сырье.

Приобретение сырья у иностранного поставщика, однако, подлежит валютному контролю. Основной нормативно-правовой акт, который применяться в данном случае — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными и импортными операциями, утвержденная Постановлением Правления Нацбанка Украины в 1999 году. Эта Инструкция предусматривает ограниченный перечень разновидностей таможенных деклараций, на основании которых банк может снять импортную или экспортную операцию с валютного контроля. В то же время требуемого типа таможенной декларации, которая оформляется при ввозе сырья для размещения в таможенном режиме переработки, в перечне вышеупомянутой инструкции нет. Поэтому банки, как правило, отказываются снимать с контроля такую валютную операцию в случае предоплаты, а когда сырье уже ввезено в Украину и размещено в таможенный режим переработки, банки не видят возможности перечисления оплаты иностранному поставщику. Несвоевременное же завершение внешнеэкономической операции влечет за собой применение серьезных санкций.

Следующий пример — режим таможенного склада, в котором можно разместить товары, ввезенные в Украину без уплаты пошлины и НДС на срок до трех лет. Инструкция Нацбанка не позволяет импортеру пересчитать плату иностранному контрагенту за фактически ввезенные товары — тип таможенной декларации, по которому оформляются товары, размещенные на таможенном складе, в перечне Инструкции опять-таки отсутствует.

Свободные таможенные зоны, предусмотренные новым Таможенным кодексом, скорее всего тоже не будут работать до тез пор, пока в Инструкцию не внесут необходимые изменения. Соответствующие типы таможенных деклараций, по которым товары помещаются в этот таможенный режим, в Инструкции тоже отсутствует.

Учитывая, что недавно типы таможенных деклараций были изменены приказом Министерства Финансов, ситуацию еще больше усугубляет тот факт, что Инструкция НБУ ссылается на устаревшие типы таможенных деклараций.

Таким образом, новые возможности для бизнеса, предусмотренные Таможенным кодексом, перечеркиваются нормами подзаконного акта, и устаревшее законодательство по вопросам валютного контроля создает существенные препятствия для внешнеэкономической деятельности в Украине. Это неудивительно, ведь с 1999 года в Украине сменилось уже два Таможенных кодекса и, соответственно, существенно поменялись сами условия применения различных таможенных режимов. Валютное регулирование при этом изменений не учло.

Существующий механизм валютного контроля препятствует улучшению инвестиционной привлекательности Украины и создает дополнительные трудности административного характера при ведении внешнеэкономической деятельности. Первым шагом к выходу из ситуации могло бы стать внесение изменений в Инструкцию о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, а также некоторых других инструкций Нацбанка Украины. Например, можно исключить из Инструкции перечень типов таможенных деклараций, заменив его необходимостью проверки данных, содержащихся в электронном реестре таможенных деклараций Государственной таможенной службы и во внешнеэкономическом контракте о наличии / отсутствии расчетов в иностранной валюте: если расчеты за товары не предусмотрены, то и валютный контроль по таким операциям осуществляться не должен.

Кроме того, во избежание псевдо импорта целесообразно было бы урегулировать процедуру подачи в Нацбанк и налоговые органы данных обо всех (а не об отдельных) типах таможенных деклараций, которые оформляются субъектами внешнеэкономической деятельности. В долгосрочной же перспективе необходимо отказаться от установления сроков для расчетов по внешнеэкономическим операциям, что поможет кардинально решить проблему и приблизит Украину к практикам, применяемым в европейских странах.