Ильичевский порт на пороге массовых увольнений

2012-08-17 16:56:20

Несмотря на оптимистические заявления Пресс-службы Ильичевского порта, что администрация предприятия успешно реализует планы по развитию порта, вкладывает значительные средства в обновление и модернизацию технического парка, создает благоприятный инвестиционный климат и обеспечивает социальные гарантии портовиков, ситуация в порту с каждым днем стремительно ухудшается.



План 1-го полугодия 2012 года по грузопереработке не выполнен. Еще хуже обстоят дела с финансовыми показателями. Возвращение Контейнерного терминала, приносившего порту более половины прибыли, частной компании «Укртрансконтейнер», ныне «Контейнерный терминал Ильичевск», усугубило ситуацию. И хотя ИМТП продолжает учитывать объемы переработанного тоннажа «КТИ» в своих сводках, порту это не приносит никаких доходов.

Что касается переработки низкотарифных навалочных грузов, на которую сделало ставку нынешнее руководство портом, то их объемы не перекрывают даже расходы по проведению погрузо-разгрузочных работ с данной номенклатурой грузов. Грузовые терминалы работают в минус. Расходы за использование перегрузочной техники, ГСМ делают грузовые операции по переработке ЖРК, аглоруды и угля на терминалах убыточными и нерентабельными.
В частности, самый глубоководный 1-й грузовой терминал порта с причалами №№1, 2 , обеспечивающий обработку крупнотоннажного флота и дававший раньше порту основную часть доходов по грузопереработке, по итогам работы за 1-е полугодие 2012 года снизил объемы перевалки груза на 14,7% при этом его доходы упали на 13,8%, а затраты увеличились на 8,5%. При плане прибыли 3 млн. 885 тыс. грн терминал получил убыток в размере 9 млн. 691 тыс. грн.

Другими словами, невыполнение составило 13 млн. 576 тыс. грн. Такого положения на терминале не было даже в самые кризисные годы. Еще более незавидная ситуация по финансовому положению на терминалах №№2,3,4.

Администрация порта объявила о решении приостановить работы по ремонту перегрузочной техники и приобретению нового оборудования в связи с падением грузопереработки. По отзывам руководителей структурных подразделений порта, им приходится буквально с «боем» выбивать средства для обеспечения грузовых работ и поддержания жизнедеятельности вверенных им хозяйств.

Впрочем, судя по предпринимаемым администрацией порта действиям, можно предположить, что именного такого результата они и добиваются. Получив ранее предписание суда о приостановке приказа о переводе порта на четырехдневный режим работы, они не отказались от своих планов, а лишь слегка подкорректировали их, причем в сторону ужесточения.

Вместо поиска дополнительных грузопотоков и обеспечения загрузки порта, они активно используют ситуацию с падением грузопереработки для обоснования решения по проведению в порту массовых увольнений.

3 июля 2012 года был издан приказ №950 о ликвидации с 1 сентября 2012 года структурного подразделения «Автобаза порта» и создания на ее основе нового подразделения. Всем работникам автобазы было предложено написать заявления об увольнении, а после этого их будут принимать обратно, правда, уже не всех.

6 августа 2012 года был издан приказ №1114, предусматривающий сокращение с 1 сентября 2012 года сокращение численности работников 1-го терминала в количестве 67 человек, поименные списки прилагались прямо к приказу. В числе сокращаемых инженеры, стивидоры, техники, слесаря, докеры-механизаторы и другие специалисты производственной сферы. В основе своей это молодежь на обучение и подготовку которых государство затратило значительное время и средства, у многих есть семьи, дети, престарелые родители. Но видимо этот факт нисколько не смущает руководство портом.

В погоне за достижением поставленной цели они идут на прямое нарушение КЗОТ и коллективного договора. В частности, нарушают раздел 2, п 2.1, колдоговора, где четко сказано: «не проводить целенаправленных сокращений работников, а в случае принятия такого  решения заблаговременно, не менее чем за 3 месяца, уведомлять профсоюзы и вести с ними переговоры по соблюдению прав и интересов работников, подлежащих сокращению.» Однако администрация ни один из указанных приказов на согласовывала с профсоюзами порта, болеетого откровенно игнорирует обращения профсоюзов о недопустимости таких нарушений, всячески препятствует деятельности профсоюзных организаций по защите социальных прав портовиков. Освобожденные члены первичных профсоюзных организаций подразделений ИМТП не допускаются на свои рабочие места и не могут встречаться с членами профсоюзов, оперативно реагировать на их жалобы и обращения.

К сожалению, выжидательную позицию в этой сложной ситуации заняло отраслевое министерство, правительство, куда профсоюзы неоднократно обращались с письмами и требованиями вмешаться в создавшуюся ситуацию.
Хотелось бы напомнить уважаемым чиновникам, что Ильичевский порт – градообразующее предприятие и бюджетный донор государства. Обеспечение стабильной работы порта – это не только наполнение бюджета, но и судьба, благополучие 7-ми тысячного коллектива, их семей, будущее подрастающего поколения. Проводимая нынешним руководством порта политика может привести лишь к одному – безработице, социальному взрыву и недовольству людей.

Андрей Прокофьев