Портовики всегда считались наиболее социально защищенными работниками в нашем городе, – А.Техов

2012-06-05 10:07:57

Свою оценку Закону «О морских портах Украины» дал Почетный гражданин Измаила, Заслуженный работник транспорта Украины Алексей Федорович Техов, многие годы возглавлявший Измаильский порт и Дунайское пароходство.



— У людей моего возраста очень чувствуется
ностальгия по прошлому. Я считаю, что в Министерстве морского флота
бывшего СССР была идеальная система управления низовыми коллективами.
Помню, в министерстве было 3-4 человека, которые курировали все порты и
квалифицированно согласовывали все вопросы с перевозчиками,
грузоотправителями, грузополучателями. Мы только получали готовые
данные, что нужно — какой тоннаж, какие будут грузы. Сегодня все
изменилось, к сожалению. Я считаю* что каждая реформа что-то угнетает.
Смотрите: в начале XX века, спустя всего десять лет после гражданской
войны (которой, к тому же, предшествовало участие России в первой
мировой войне и затем Октябрьская революция) в СССР был запущен в
эксплуатацию Днепрогэс. В нынешней же независимой Украине за истекшие 20
лет я реализации подобных проектов не припомню. Я не говорю, что все
плохо — есть и немало хорошего. Но много разговоров. А дела — мало.
Например, предприниматели уже стонут: налоги, проверки, комиссии… И
каждому надо «дать» — открыто и закрыто.

— Алексей Федорович, если
говорить о Законе «О морских портах Украины», в частности, о возможной
приватизации портовой инфраструктуры — какие последствия могут быть для
портов?

—  Что касается вопроса о приватизации портов — я считаю,
эти вопросы будируют те, кто заинтересован забрать порты под свое
руководство. Создается структура, как минимум, человек в пятьдесят. Для
того, чтобы существовать этой структуре с громким названием
Администрация морских портов, откуда деньги брать? Бюджет у нас
напряженный, поэтому, естественно, за содержание этой структуры будут
платить портовики. А зачем? Что: существующая сегодня система
непригодна? Она реально работает, взять хотя бы на примере Измаильского
порта — были отличные показатели, лучшие в отрасли. Как преимущество
новой структуры выделяют, что будто ужесточится контроль за
расходованием средств. Но и сейчас система контроля, считаю, вполне
нормальная. Портовики платят достаточно налогов, пополняя значительную
часть городского бюджета. В то же время за свой счет, за счет своей
прибыли решали вопросы развития предприятия. Притом вложения делали
достаточно крупные: например, в Измаильском порту не так давно приобрели
портовый кран стоимостью 3,5 миллиона долларов, притом отечественного
производства. На деле же, с образованием Администрации морских портов в
первую очередь значительно увеличится число проверок, количество
различных справок, отчетов. Я считаю, это надуманный вопрос.


 Как скажется образование Администрации морских портов на оперативности и
качестве принятия решений на уровне, скажем, нашего порта?

— Порт
— это комплексное предприятие, которое работает не только по перегрузке
грузов. Здесь и автотранспорт, и судоходство, и контроль за
безопасностью мореплавания, и контроль за рейдовыми стоянками — целый
комплекс вопросов. Любое дополнительное звено в цепочке принятия решений
только усложнит этот процесс.

—  Можно спрогнозировать влияние нового закона на структуру грузоперевозок украинских портов?

Сегодня Полтавский комбинат поставляет окатыши на Линц (Австрия).
Собственник комбината также выкупил австрийский флот и сейчас является,
можно так сказать, «королем» на Дунае. Более того: буквально на днях он
принимает решение направлять грузы (окатыши) не через наши порты, а
через румынскую Констанцу. Таким образом, потерян основной грузопоток,
который шел через наши порты и перевозился нашим флотом. Вот таким
образом уже начинает сказываться на наших портах приватизация сегментов
морехозяйственного комплекса.
— Статья 25
нового Закона «О морских портах Украины» детализирует процесс
приватизации портовой инфраструктуры. Если этот процесс, что называется,
«пойдет», каким образом это повлияет на работу Измаильского порта?

Я считаю, что Измаильский порт окажется в такой же ситуации, в которой
сейчас пребывает Ренийский порт. В Рени портовики находятся в
бедственном положении, фактически без работы: если в советские времена
они перерабатывали в год до 12 миллионов тонн грузов, то сейчас— 1,8-2
миллиона тонн максимум. Реально Ренийский порт не работает, простаивает.
То же самое может быть и с нашим портом. Скажется все это не только на
бюджете порта, но и на бюджете Измаила в целом, на наполняемости
Пенсионного фонда и т.д.
—  Измаильский порт
традиционно обеспечивал развитие своей достаточно объемной социальной
сферы. Что ждет ее в случае приватизации портов?

У частника основная задача — получить как можно большую прибыль.
Основная часть прибыли достанется именно ему, что-то пойдет на развитие
основных фондов. На социальные вопросы, естественно, в прежних объемах
деньги выделяться не будут. Портовики всегда считались наиболее
социально защищенными работниками в нашем городе: и заработки были
нормальные, и, соответственно, пенсии. Сейчас, в связи со снижением
объемов переработки грузов, все социальные гарантии портовиков,
отчисления в бюджет, налоги с предприятия идут на убыль. С приватизацией
частник, скорее всего, сократит все нерентабельные элементы — это может
привести и к сокращению численности работающих. Порт может быть сведен к
статусу обычной перевалочной базы.

—  Город тоже ощутит последствия приватизации портовой инфраструктуры?

Даже если порту удастся в целом сохранить нынешний объем переработки
грузов, отчисления от работы предприятия в городской бюджет неминуемо
сократятся.
—  Если попытаться обобщить, то
«плюсов» от принятия нового закона о портах не наблюдается, а «минусов»
для нашего города, притом существенных, набирается очень много…

 Несомненно. Подобные масштабные решения, регламентирующие работу
портов, так не принимаются. Надо бы попробовать применить один-два новых
элемента, затем проанализировать их действие, эффективность,
отрицательные факторы… А разом всё изменить, всю систему — так не
делается. Порт — стратегический объект. Нельзя его разрывать на части.
Причем специалистов, профессионалов своего дела, которые сейчас работают
в порту, заменить некем — их не подготовишь, что называется, за один
сезон. Начнут уходить такие люди—это будет невосполнимая потеря для
портового комплекса.
—  Спасибо за интервью!

По материалам газеты "Собеседник Измаила"