2012-06-05 10:07:57
Свою оценку Закону «О морских портах Украины» дал Почетный гражданин Измаила, Заслуженный работник транспорта Украины Алексей Федорович Техов, многие годы возглавлявший Измаильский порт и Дунайское пароходство.
— У людей моего возраста очень чувствуется
ностальгия по прошлому. Я считаю, что в Министерстве морского флота
бывшего СССР была идеальная система управления низовыми коллективами.
Помню, в министерстве было 3-4 человека, которые курировали все порты и
квалифицированно согласовывали все вопросы с перевозчиками,
грузоотправителями, грузополучателями. Мы только получали готовые
данные, что нужно — какой тоннаж, какие будут грузы. Сегодня все
изменилось, к сожалению. Я считаю* что каждая реформа что-то угнетает.
Смотрите: в начале XX века, спустя всего десять лет после гражданской
войны (которой, к тому же, предшествовало участие России в первой
мировой войне и затем Октябрьская революция) в СССР был запущен в
эксплуатацию Днепрогэс. В нынешней же независимой Украине за истекшие 20
лет я реализации подобных проектов не припомню. Я не говорю, что все
плохо — есть и немало хорошего. Но много разговоров. А дела — мало.
Например, предприниматели уже стонут: налоги, проверки, комиссии… И
каждому надо «дать» — открыто и закрыто.
— Алексей Федорович, если
говорить о Законе «О морских портах Украины», в частности, о возможной
приватизации портовой инфраструктуры — какие последствия могут быть для
портов?
— Что касается вопроса о приватизации портов — я считаю,
эти вопросы будируют те, кто заинтересован забрать порты под свое
руководство. Создается структура, как минимум, человек в пятьдесят. Для
того, чтобы существовать этой структуре с громким названием
Администрация морских портов, откуда деньги брать? Бюджет у нас
напряженный, поэтому, естественно, за содержание этой структуры будут
платить портовики. А зачем? Что: существующая сегодня система
непригодна? Она реально работает, взять хотя бы на примере Измаильского
порта — были отличные показатели, лучшие в отрасли. Как преимущество
новой структуры выделяют, что будто ужесточится контроль за
расходованием средств. Но и сейчас система контроля, считаю, вполне
нормальная. Портовики платят достаточно налогов, пополняя значительную
часть городского бюджета. В то же время за свой счет, за счет своей
прибыли решали вопросы развития предприятия. Притом вложения делали
достаточно крупные: например, в Измаильском порту не так давно приобрели
портовый кран стоимостью 3,5 миллиона долларов, притом отечественного
производства. На деле же, с образованием Администрации морских портов в
первую очередь значительно увеличится число проверок, количество
различных справок, отчетов. Я считаю, это надуманный вопрос.
—
Как скажется образование Администрации морских портов на оперативности и
качестве принятия решений на уровне, скажем, нашего порта?
— Порт
— это комплексное предприятие, которое работает не только по перегрузке
грузов. Здесь и автотранспорт, и судоходство, и контроль за
безопасностью мореплавания, и контроль за рейдовыми стоянками — целый
комплекс вопросов. Любое дополнительное звено в цепочке принятия решений
только усложнит этот процесс.
Сегодня Полтавский комбинат поставляет окатыши на Линц (Австрия).
Собственник комбината также выкупил австрийский флот и сейчас является,
можно так сказать, «королем» на Дунае. Более того: буквально на днях он
принимает решение направлять грузы (окатыши) не через наши порты, а
через румынскую Констанцу. Таким образом, потерян основной грузопоток,
который шел через наши порты и перевозился нашим флотом. Вот таким
образом уже начинает сказываться на наших портах приватизация сегментов
морехозяйственного комплекса.
нового Закона «О морских портах Украины» детализирует процесс
приватизации портовой инфраструктуры. Если этот процесс, что называется,
«пойдет», каким образом это повлияет на работу Измаильского порта?
Я считаю, что Измаильский порт окажется в такой же ситуации, в которой
сейчас пребывает Ренийский порт. В Рени портовики находятся в
бедственном положении, фактически без работы: если в советские времена
они перерабатывали в год до 12 миллионов тонн грузов, то сейчас— 1,8-2
миллиона тонн максимум. Реально Ренийский порт не работает, простаивает.
То же самое может быть и с нашим портом. Скажется все это не только на
бюджете порта, но и на бюджете Измаила в целом, на наполняемости
Пенсионного фонда и т.д.
традиционно обеспечивал развитие своей достаточно объемной социальной
сферы. Что ждет ее в случае приватизации портов?
У частника основная задача — получить как можно большую прибыль.
Основная часть прибыли достанется именно ему, что-то пойдет на развитие
основных фондов. На социальные вопросы, естественно, в прежних объемах
деньги выделяться не будут. Портовики всегда считались наиболее
социально защищенными работниками в нашем городе: и заработки были
нормальные, и, соответственно, пенсии. Сейчас, в связи со снижением
объемов переработки грузов, все социальные гарантии портовиков,
отчисления в бюджет, налоги с предприятия идут на убыль. С приватизацией
частник, скорее всего, сократит все нерентабельные элементы — это может
привести и к сокращению численности работающих. Порт может быть сведен к
статусу обычной перевалочной базы.
Даже если порту удастся в целом сохранить нынешний объем переработки
грузов, отчисления от работы предприятия в городской бюджет неминуемо
сократятся.
«плюсов» от принятия нового закона о портах не наблюдается, а «минусов»
для нашего города, притом существенных, набирается очень много…
Несомненно. Подобные масштабные решения, регламентирующие работу
портов, так не принимаются. Надо бы попробовать применить один-два новых
элемента, затем проанализировать их действие, эффективность,
отрицательные факторы… А разом всё изменить, всю систему — так не
делается. Порт — стратегический объект. Нельзя его разрывать на части.
Причем специалистов, профессионалов своего дела, которые сейчас работают
в порту, заменить некем — их не подготовишь, что называется, за один
сезон. Начнут уходить такие люди—это будет невосполнимая потеря для
портового комплекса.