…А там их считают героями

2012-05-23 11:27:24

Скромный николаевец, бывший работник ЧСЗ Анатолий Соколов и предположить не мог, что однажды проснется знаменитым. Причем за тысячи километров от дома – в Бангладеш. А все потому, что в начале семидесятых помогал молодой республике ликвидировать последствия войны.



Чтобы наш рассказ был понятным, начнем с пояснений по части истории. В 1947 году территория Британской Индии была разделена на два государства – Индию и Пакистан. Раздел проходил по религиозному признаку, и Пакистан был образован из земель с мусульманским населением. Страна состояла из двух огромных анклавов – Западного Пакистана и Восточного, расстояние между которыми составляло около 1,6 тыс. км. В Восточном Пакистане, где говорили по-бенгальски, считали, что «западники», признавшие государственным языком страны только урду, их угнетают. К тому же экономически восток отставал от запада, здесь царила нищета. Все это привело к войне, итогом которой стало провозглашение независимой республики Бангладеш. В войну на стороне Бангладеш вмешалась Индия, что послужило началом третьей индо-пакистанской войны. Индия победила традиционного противника, а пакистанский корпус на территории Бангладеш сдался в плен.
Мировое сообщество прилагало усилия для скорейшего возобновления здесь мирной жизни. Одна из проблем заключалась в том, что акватория крупнейшего порта страны Читтагонг была загромождена затопленными судами, а подходные пути в Бенгальском заливе заминировали пакистанцы. Именно через этот порт должны были идти гуманитарные грузы, прежде всего продовольствие для голодающих. Американцы предложили разминировать и расчистить акваторию за пять лет, а вот Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев при встрече с первым президентом Бангладеш Муджибуром Рахманом пообещал сделать это намного быстрее. В итоге в страну была отправлена советская спасательная экспедиция.

Обо всех этих перипетиях матрос Анатолий Соколов знал смутно – разве что из газетных новостей. Он был призван на Северный флот, а потом его перевели в Балтийск, куда пригнали новый корабль – плавмастерскую польской постройки. Экипаж, в состав которого входил А. Соколов, получил приказ: идти в Сомали в группе с дизельной подлодкой и БДК, где находилась рота морпехов. Уже обогнув Африку, они получили новый приказ: плавмастерской отделиться от группы и идти в Бенгальский залив. На подходе их встретил ракетный крейсер «Варяг», сопроводивший плавмастерскую ПМ-156 к берегам Бангладеш. Им довелось нос к носу столкнуться с американской эскадрой, корабли проходили друг перед другом на расстоянии в 100 метров. По морским правилам стороны должны были приветствовать друг друга приспусканием флагов, но никто не хотел делать этого первым. Наконец, американцы уступили…

Через минные поля ПМ-156 проводил советский тральщик. Когда входили в порт, ощущения были не из приятных: вокруг разруха, из воды торчат мачты затонувших судов. Все это силами советской спасательной экспедиции в составе 800 моряков под руководством контр-адмирала Сергея Зуенко нужно было расчистить и восстановить в кратчайшие сроки.

Моряки установили прямую связь с Москвой и получили директиву: обеспечить возможность приема грузов в порту через три месяца. Началась напряженная работа: водолазы проверяли и разминировали затонувшие суда, потом их поднимали на поверхность. Мутная река Камафули со стремительным течением, сумасшедшие приливы и отливы, тяжелейшие погодно-климатические условия, – это лишь часть тех проблем, которые всех одолевали. Но задача была выполнена: через три месяца три из 16 причалов порта уже принимали грузы, прежде всего – продовольствие.

Во время выполнения задания погиб один из матросов. Его похоронили здесь же, на высоком берегу. Сейчас тут стоит памятник советским морякам, спасавшим молодую республику, куда приезжают туристы и официальные делегации.

В 1973 г. на помощь экспедиции пришли два огромных плавкрана из ГДР, каждый из которых мог поднимать вес до 800 тонн. Работа сразу пошла веселее. В итоге за 24 месяца были полностью расчищены все причалы порта Читтагонг общей протяженностью около 15 км.

Матрос-радиотелеграфист Анатолий Соколов выполнял разные задачи, в том числе корректировал проход тральщика по буям и обеспечивал связь с Москвой. Условия были нечеловечески тяжелыми. В сезон муссонов дожди со шквальными ветрами валили огромные деревья, жара и высокая влажность досаждали экипажу. И хотя перед походом им сделали прививки от оспы, холеры, чумы, существовала реальная угроза заражения экзотическими болячками, прежде всего малярией. Некоторые члены экипажа в условиях такого климата начинали гнить заживо в буквальном смысле слова – разлагалась кожа и мышечные ткани. Таких госпитализировали и списывали в Союз.

Даже в самые холодные месяцы – февраль и март – температура здесь достигала плюс 35 градусов. Для бенгальцев это была «зима», они ходили в шарфах и шапках. Зато в августе-сентябре железная коробка корабля раскалялась так, что невозможно было находиться на верхней палубе. Спасали лишь кондиционеры во внутренних помещениях.

Частично питание – крупы и консервы – доставлялось сухогрузами их СССР, остальное – мясо, рис, овощи – брали на месте. Питьевая вода была до того плохой, что туда перед употреблением кидали хлорку. Также с Родины поставлялась необходимая морякам техника и автомашины.
Бегнальцы по-разному относились к морякам. Одни были настроены проамерикански, другие – просоветски. Случались конфликты, а один раз наша охрана (внутренний периметр охраняли наши, внешний – местная полиция) даже поймала диверсанта, который заложил взрывное устройство под корабль. К счастью, его успели обезвредить. В целом моряки относились к местному населению душевно, по-человечески, и постепенно расположили всех к себе. Вместе с бенгальцами они играли в футбол, устраивали соревнования по перетягиванию каната, культурные мероприятия.

В город русские выходили только пятерками. Читтагонг тогда поражал воображение не столько размерами и плотностью населения, сколько бедностью, голодом, послевоенной разрухой. И, тем не менее, купить здесь можно было практически всё, включая товары, которых не видели тогда в Союзе – от кока-колы до японских кассетных магнитол. На «кассетник» приходилось копить по две-три зарплаты. Правда, основную часть зарплаты моряки, в т.ч. «срочники», получили потом чеками у себя дома, а здесь им выдавали примерно по 60 так в месяц (така – местная валюта).
Повидать Соколову довелось многое. Однажды перед их плавмастерской затонуло сингапурское судно с грузом металла. В другой раз возле них перевернулось бенгальское суденышко, три дня находившееся в надводном положении килем кверху. Внутри оставались люди, отчаянно барабанившие в борта, но местные власти по непонятным причинам запретили советским морякам спасти их. Лишь когда судно утонуло, местные обратились за помощью, попросив достать погибших и вытащить корпус на сушу.
Когда наши уходили домой, в Читтагонге им устроили пышные проводы, собрался огромный митинг. Моряки были награждены правительством Бангладеш. А.Соколов получил медаль от президента Муджибура Рахмана (через год он был убит в результате военного переворота). На обратном пути в 1974 году их плавмастерская успела принять участие в операции по разминированию Суэцкого залива, переполненном минами в ходе арабо-израильских конфликтов.

Отслужив три года и четыре месяца, Анатолий Викторович наконец был уволен в запас. Из-за подписки о невыезде и неразглашении он не смог ходить «в загранку» и пошел работать на ЧСЗ, постепенно утратил контакты с сослуживцами. А несколько лет назад, оформляя пенсию, узнал, что по закону ему положен статус участника боевых действий и, соответственно, определенные льготы. Но как их получить? Два года Анатолий Викторович боролся, отправлял запросы, рассказывал, доказывал. Но найти подтверждающей информации в архивах так и не смог. Возможно, материалы по той миссии до сих пор засекречены. Единственный плюс этой борьбы – ему удалось найти своего флотского друга Костю Сусликова, который, как оказалось, уже почти 20 лет живет в Праге. Тот порекомендовал обратиться к послу Бангладеш в России (в Украине посольства этой страны нет). И, о чудо! Буквально на следующий день он получил ответ на свой e-mail. Завязалась переписка, в ходе которой Соколову предложили предоставить доказательства пребывания в Читтагонге. Увидев сканы грамот, поздравлений, фото тех времен и главное – медаль от первого президента страны, в посольстве пришли в восторг и пригласили А.Соколова вместе с его чешским другом на торжества в честь героев войны за независимость. Естественно, за счет принимающей стороны.

Тут события и вовсе приобрели умопомрачительный поворот. Анатолию Викторовичу – обычному николаевскому работяге – срочно потребовался загранпаспорт и деньги на поездку в московское посольство. С деньгами помог Анатолий Крылов – руководитель фирмы «Укрспецоборудование», где работает Соколов. Но чтобы за три дня оформить загранпаспорт, с бывшего моряка в турфирме запросили нереальные для него деньги – около 4 тыс. грн. Анатолий Викторович в отчаянии – поездка ведь срывается! – обратился за помощью к Николаевскому городскому голове Владимиру Чайке, с которым до этого лично не был знаком. Тот оперативно его принял, расспросил, позвонил в ОВИР, еще кому-то… Короче, уже через день загранпаспорт был у Соколова на руках, и платить за него баснословные суммы не пришлось.

В Москве он впервые за много лет увидел своего флотского друга. Вместе из Посольства Бангладеш они поехали в Домодедово, а оттуда – в VIP-салоне самолета вылетели в катарскую Доху. Анатолия Викторовича, к роскоши не привыкшего, поразил уровень комфорта и сервиса. Но еще больше он был поражен, когда узнал, что ради них двоих задержали вылет огромного двухэтажного аэробуса из Катара в столицу Бангладеш Дакку, поскольку самолет из Москвы запаздывал. Здесь в первом классе он летел вместе с министрами коммуникаций, сельского хозяйства и другими высокопоставленными чиновниками Бангладеш. Говоривший по-русски министр коммуникаций, узнав, что их рейс задержали ради двух советских моряков, спасавших Читтагонг и всю молодую республику от голода, поцеловал руку николаевцу и потребовал у стюардесс французского шампанского! Бенгальцы наперебой начали шуметь, фотографироваться с моряками.

А дальше всё завертелось, словно в калейдоскопе. В аэропорту Дакки «мистера Соколова» и его друга встретила целая группа телохранителей, переводчиков, гидов, носильщиков. К каждому из них приставили личного секретаря – симпатичную бенгальскую девушку. Не успели они поселиться в шикарном отеле, как через два часа их «при параде» уже доставили на прием к министру обороны. Потом был прием в МИДе, встречи с президентом и премьер-министром, участие в открытии мемориала борцам за независимость, в многочисленных официальных и неофициальных мероприятиях, катание на катере, посещение гольф-клуба Минобороны.

Всего в группу иностранцев, помогавших созданию независимого государства, приглашенную руководством страны, попали около 80 человек. Только 5-6 из них составляли военные, а остальные – журналисты, медики, гражданские специалисты. В таком количестве президиумов Анатолию Соколову не доводилось сиживать в течение всей жизни, ходить по ковровым дорожкам и общаться с таким количеством VIP-персон – тем более. Всех, с кем он познакомился, – не перечислить. Назовем только одного – Александр Броз Тито, родной сын маршала Иосипа Броз Тито, а ныне хорватский дипломат.

Видел он не только торжества, но и демонстрацию оппозиции, которая пыталась помешать празднованию годовщины независимости, но была разогнана полицией. В промежутках между бесчисленными мероприятиями успел посмотреть и на жизнь страны. В отличие от прежних лет, общий уровень жизни там поднялся, бедных стало намного меньше. Дакка пестрит  многоэтажными новостройками. Бенгальцы практически не употребляют спиртного – ни на одном из приемов его не было, хотя предлагалась масса блюд местной (мясной плов, жареные баклажаны и ананасы, масса острых блюд из курятины, и овощей, фрукты) и европейской кухни. Везде очень развито чинопочитание. Когда, выходя из автомобиля, Анатолий Викторович попытался пожать руку лейтенанту, открывавшему дверцу, тот крайне разволновался. Оказалось, жать руку гостю, которого принимают президент и премьер, офицер не имел права – только по-военному отдать честь.

Особенно запоминающейся стала встреча с премьер-министром Шейх Хасина Вазед, дочерью первого президента республики М.Рахмана. Увидев на груди у Анатолия Соколова медаль, врученную когда-то её отцом, она широко заулыбалась и вступила в беседу. А наш земляк подарил ей красочный фотоальбом о Николаеве на английском языке, рассказал, что в нашем городе строили военные корабли, авианосцы. Оказалось, в Бангладеш знакомы с Украиной, в том числе благодаря поставкам в эту страну нашего зерна. Более того, выяснилось, что оно шло сюда прямым ходом из Николаева благодаря компании «НИБУЛОН». А еще все бесконечно благодарили нашего представителя: спасибо вам, морякам, вы совершили подвиг во имя народа Бангладеш, и мы никогда этого не забудем!

Сказочное путешествие закончилось, и пришлось возвращаться Анатолию Викторовичу к николаевской действительности. Но и тут его ждал сюрприз: сразу по приезду бывшего моряка пригласили в военкомат и наконец-то вручили удостоверение участника боевых действий – видимо, сыграли свою роль документы, присланные из Посольства Бангладеш в Москве.

"Вечерний Николаев", Станислав Козлов.