2012-05-18 14:07:19
Директор “ГПК-Украина” Дирк Баттерманн рассказал о реализации крупнейшего украино-немецкого проекта – строительстве контейнерного терминала “Карантинный мол”, контейнеровозах и Законе о морских портах.
Впрочем, загрузить такой мегатерминал будет непросто. В докризисный 2008 год компания перевалила немногим более 500 тыс. TEU. В Черном море гиганты-контейнеровозы еще не скоро появятся: глубины Босфора позволяют пропускать только суда с максимальным объемом не более 10 тысяч TEU. Крупнейший контейнеровоз, когда-либо посещавший украинские порты – судно Tubul имело вместимость всего 8 тысяч TEU. О том, на что рассчитывают немецкие инвесторы в Одессе и чего ожидают от реализации столь масштабного проекта в блиц-интервью Центру транспортных стратегий рассказал директор компании "ГПК-Украина" Дирк Баттерманн.
В сентябре 2010 года было подписано соглашение с Одесским портом о совместном финансировании работ по строительству контейнерного терминала Карантинный мол. Что уже сделано с тех пор?
Были проведены работы, за которые отвечает порт – забивка свай и укрепление шпунтовой стенки. Начались также и те работы, за которые отвечаем мы – идет засыпка песком, проведены различного вида подготовительные работы.
Терминал должен быть построен в три этапа. Мы находимся пока на первом. Введение в эксплуатацию должно осуществиться в конце 2013 года.
Какая доля инвестиций в проект уже освоена?
К сожалению, по финансированию мы не можем предоставить данных.
Какие перемены произойдут в украинской контейнерной перевалке с появлением этого терминала?
Мощность контейнерного оборота по Украине увеличится примерно на 30 процентов, а по порту Одесса на 45%. Так коротко можно определить значение терминала. Мы уверены, что он необходим. Сегодня терминал ГПК Украина принимает контейнеровозы до 300 метров длиной, глубина – 12,6 м, рассчитанных на 7 тысяч TEU. В будущем планируется обработка судов без ограничения в длине, глубиной до 15 м и перевозящих примерно 14 тысяч TEU.
Как вы восприняли новость о возвращении Укртрансконтейнера на украинский рынок? Считаете ли, что здесь найдется место для нескольких сильных конкурентов?
Я считаю, что конкуренция будет серьезней!
Все зависит от развития экономики Украины, но, к сожалению, оно пока очень незначительное.
С учетом того, что существующие мощности контейнерных терминалов в Украине недогружены – как планируется загружать терминал Карантинный мол после введения его в эксплуатацию?
Мы рассчитываем на постепенный рост рынка. Все зависит от развития экономики Украины, но, к сожалению, оно пока очень незначительное. Кроме того, загрузка терминала будет осуществлена за счет перевода части грузов на новый терминал. Но необходимо выждать это развитие. Если украинский рынок не будет развиваться, то и груза не будет.
Есть ли у ГПК-Украина или Одесского порта уже конкретные грузопотоки под эти мощности, и если да – в каком объеме?
Еще слишком рано говорить что-либо по этому поводу.
А какова динамика роста размеров контейнерных судов в мировом масштабе. Растет ли количество крупных контейнеровозов? Можно ли считать, что рост размеров контейнеровозов – это тенденция или это только ситуативное явление?
Да, размеры судов растут и это логично – чем больше контейнеровоз, тем меньше транспортные расходы на каждый контейнер. Исходя из этого, ожидается дальнейшее увеличение размеров судов. Но этот тренд не касается Черного моря. В ближайшие годы мы ожидаем заходы судов с максимальной загрузкой в 8 тысяч TEU. Тогда как в Гамбурге на многих терминалах обрабатываются самые большие контейнеровозы данного времени (примерно 14 тысяч TEU).
Какие самые крупные суда мы готовы принимать сейчас?
Сейчас самые большие суда на Черном море перевозят приблизительно 6 – 6,5 тыс. TEU.
Как Вы оцениваете состояние рынка портового оборудования в Украине? Насколько динамично он развивается?
Терминал ГПК Украина оснащен техникой для обработки самых больших контейнеровозов, которые сейчас заходят на Черном море. Благодаря терминалу на Карантинном Молу мы будем подготовлены к растущим размерам контейнеровозов. Проблема заключается в медленном развитии экономики Украины.
Каких перемен в портовой отрасли вы ожидаете в связи с принятием Закона о морских портах? Ощущает ли компания ГПК-Украина недостатки в правовом регулировании деятельности портов сейчас, в чем это проявляется?
Мы ожидаем принятие окончательной редакции закона. А затем будем ее прорабатывать и анализировать. Инвестиции зависят, в первую очередь, от типовых условий законодательства.
Екатерина Гребеник, http://www.cfts.org.ua