2012-04-11 11:13:54
Отныне «Снежного дракона» уже мало, чтобы удовлетворить арктические амбиции Китая. 8 апреля заместитель директора полярного исследовательского центра Государственного управления по океанам Вен Лисинь сообщил о том, что КНР намерен построить второй ледокол, который обойдет по своим характеристикам предыдущий (был приобретен у Украины в 1993 году).
дальностью плавания в 20 000 морских миль и сможет продержаться 60 дней
без захода в порт. Кроме того, он будет способен проложить путь во льдах
толщиной в 1,5 метра и оборудован вертолетной площадкой. Спустить на
воду корабль планируется в 2014 году.
На данном этапе программа
Китая выглядит незначительной в сравнении с тем, что уже сейчас делают
крупнейшие арктические державы и в первую очередь Россия. В 2007 году в
России был построен крупнейший в мире (водоизмещение более 23 000 тонн)
ледокол «50 лет победы» на атомной тяге, которая обеспечивает судну
крайне высокую автономность плавания. Всего в распоряжении Москвы есть
12 ледоколов, в том числе семь атомных. У Канады их еще больше (21
судно, крупнейшее из которых имеет водоизмещение в 11 000 тонн). У США
их всего три, причем один находится на ремонте в Сиэтле, второй уже
вышел из строя, а третий попросту неспособен разбить лед большой
толщины. В этой связи в мае 2011 года газета The New York Times отметила
недостаточность американских ресурсов в Арктике, несмотря на
принадлежность Аляски к этому северному региону: «У Китая скоро будут
более крупные и современные ледоколы, чем у США и Канады».
Стратегический океан
Так,
почему Пекин так заинтересовался этим покрытым льдом океаном и вообще
полярными регионами нашей планеты? В Антарктике его активность, по всей
видимости, объясняется в первую очередь научными причинами: 8 апреля
«Снежный дракон» вернулся на базу в Шанхае после 28-й антарктической
экспедиции. Находившиеся на его борту ученые выполнили «различные
исследовательские задачи, и в частности изучили состояние окружающей
среды на южном полюсе», отмечается в сообщении информагентства
«Синьхуа». Кроме того, китайские специалисты установили телескоп для
наблюдения за Антарктикой.
Что касается северного полярного
круга, Китай готовится ко всего лишь пятой экспедиции. Группа ученых
ведет активную подготовку к ней на протяжении уже нескольких месяцев.
Старт плавания, которое продлится все лето, намечен на начало июля этого
года. К тому же, впервые за всю историю экспедиций корабль пройдет по
Северному морскому пути вдоль побережья России.
Арктика, которая
исторически находится под контролем США, Канады и России, сегодня
становится новой игровой площадкой для китайской державы. Пекин
проявляет все больший интерес к этому региону, где таяние льдов
открывает одновременно как коммерческие, так и стратегические
возможности. «Арктика – это центр, который выходит во все океаны. Если
однажды Китаю удастся разместить там атомную подводную лодку, он создаст
условия для стратегического сдерживания Европы, России и США», –
отмечает работающий в Пекине военный эксперт.
Как ни
парадоксально, но Арктика, которая является своего рода мостом между
Америкой и Азией, долгое время оставалась вне поля зрения китайской
внешней политики. Тем не менее, таяние ледников пробудило интерес Пекина
к этому региону, на который также претендуют не только Европейский
Союз, но и Япония с Южной Кореей. Последние годы лед тает буквально на
глазах. По некоторым оценкам, к 2020-2040 годам Арктика будет
судоходной, по крайней мере в летний период.
Энергетические ресурсы
То
есть, однажды через регион могут пройти новые торговые пути. Таким
образом, плавание из Шанхая в Гамбург через расположенный между
Восточной Сибирью и Аляской Берингов пролив будет на 6 400 километров
короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал.
Подобные перспективы естественным образом разжигают аппетиты Китая,
который стал в 2010 году мировым лидером по объемам экспорта. Более
того, новый путь может позволить китайским транспортным судам избежать
нападений пиратов, которыми кишат воды у Малаккского пролива и Аденского
залива… Как бы то ни было, эксперты советуют не забегать вперед. В
среднесрочной перспективе пройти по северному пути смогут лишь ледоколы
или корабли с двойной обшивкой.
Кроме того, в Арктике находятся
значительные запасы энергоресурсов. Как следует из проведенного в 2008
году анализа Геологической службы США, под полярными льдами может
находиться 30% неразведанных мировых резервов природного газа и 13%
нефти.
Речь идет о «крупных, но не колоссальных» запасах
ресурсов, отмечает профессор географии из квебекского Университета
Лаваля Фредерик Ласерр (Fr’ed’eric Lasserre). Как бы то ни было, 95% из
них принадлежат арктическим державам. Для того, чтобы начать разработку
этих месторождений, Китаю для начала необходимо не только получить
разрешение на их эксплуатацию, но и приобрести технологии добычи в
открытом море, которые сегодня стали дефицитным товаром.
«Присутствие
китайских предприятий в Арктике пока еще остается на совершенно
зачаточной стадии. Они предпочитают подписывать партнерские соглашения с
иностранными компаниями о совместной разработке месторождений. Кроме
того, хотя льды и тают, условия все равно остаются крайне тяжелыми как
для людей, так и для техники. В настоящий момент китайские предприятия
предпочитают работать на уже проверенных месторождениях, где вести
добычу проще», – продолжает канадский ученый.
Тем не менее,
Пекин наверстывает упущенное семимильными шагами. Помимо экспедиций и
строительства ледоколов, в 2004 году у Китая появилась крупная
научно-исследовательская база на арктическом архипелаге Шпицберген,
который принадлежит Норвегии.
«С 2009 года Китай проявляет все
больше интереса к Арктике, хотя и продвигается вперед крайне осторожно.
Пекин прекрасно понимает, что у него нет никаких суверенных прав на
регион», – считает Линда Джейкобсон (Linda Jakobson) из сиднейского
Института внешней политики Лоуи, автор посвященного этому вопросу
исследования, которое было опубликовано Стокгольмским институтом
исследования проблем мира.
Китаю, у которого попросту нет
никаких территорий в Арктике, практически нечем подкрепить свои
притязания. В лучшем случае у него есть права в международных водах,
которые расположены вне исключительных экономических зон пяти
арктических государств: США, Канады, Дании, Норвегии и России.
С
другой стороны, Пекин сейчас слишком занят защитой своих интересов в
Южно-Китайском море, где в отличие от Арктики ему противостоят небольшие
государства, такие как Вьетнам, Филиппины, Индонезия и Малайзия.
«Арктика занимает не слишком высокое место в повестке дня китайской
политики, международные СМИ преувеличивают значимость этой проблемы», –
продолжает Линда Джейкобсон.
В то же время небольшая группа
китайских ученых попыталась уговорить коммунистическое руководство
страны обозначить свои притязания более решительным образом. «Тот, кто
контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый
международный стратегический коридор», – предупреждал Ли Женьфу из
Морского университета Даляня в опубликованной в 2009 году статье. Однако
его послание так и не было услышано. Китайское правительство
предпочитает действовать с осторожностью и до сих пор не высказало
какой-либо официальной позиции по Арктике.
Китай стучится в дверь
В
любом случае, все это не мешает Пекину подготавливать почву. Несмотря
на отказ в 2009 году, Китай вновь подал заявку на статус постоянного
наблюдателя в Арктическом совете. Такое положение позволило бы ему
принимать участие в работе этой межправительственной консультативной
организации и тем самым придать новый вес своей позиции (при этом для
него все равно был бы закрыт доступ к голосованию, который является
уделом одних лишь арктических государств).
«Решение будет
принято в мае 2013 года министрами иностранных дел государств-членов
совета. В настоящий момент у совета нет официальной позиции просто
потому, что кандидатуру Китая пока еще даже не рассматривали, – поясняет
представитель Швеции (до 2013 года именно ей принадлежит кресло
председателя) в Арктическом совете Густав Линд (Gustav Lind). – Чтобы
получить статус постоянного наблюдателя, кандидат должен вести активную
деятельность в Арктике и проявлять настоящий интерес к региону. С этой
точки зрения, Китай удовлетворяет этим критериям». Как бы то ни было,
нет гарантии, что хозяева севера с радостью распахнут перед ним двери.