2011-12-12 11:55:37

Рассматриваются две возможные площадки – возле г. Очаков в Николаевской области и г. Южный в Одесской области



Украина планирует
определиться с площадкой для размещения
регазификационного терминала
(LNG-терминал) до 22 декабря этого года,
заявил на днях глава координационного
совета национального проекта «LNG-терминал»
Виталий Демьянюк. По словам Виталия
Демьянюка, сейчас рассматриваются два
варианта размещения объекта – возле
порта «Южный» (Одесская обл.) и Очакова
(Николаевская обл.). При этом расстояние
от существующего магистрального
газопровода до порта «Южный» составляет
90 км, до Очакова – 70 км. Обе площадки
потребуют дноуглубительных работ.

Сегодня
Государственное агентство по инвестициям
и управлению национальными проектами
(«Укринвестпроект») Украины рассматривает
не только варианты поставок газа из
Азербайджана и Турции, но и возможность
работы с ведущими поставщиками сжиженного
газа из Ближнего Востока и Северной
Африки.

Поэтому площадка
для размещения LNG-терминала, помимо
сложности отбора поставщиков, может
также сыграть ключевую роль в судьбе
украинского альтернативного газоснабжения
ввиду возможного роста объемов поставок
сжиженного газа.

Как известно,
«Укринвестпроект» ранее предложил для
рассмотрения пять мест размещения
теримнала: площадка возле Одесского
припортового завода в районе порта
«Южный» (Одесская область), площадка
возле нефтяного терминала ОАО
«Укртранснафта» в районе порта «Южный»;
в районе г. Очаков (Николаевская область);
в береговой зоне Березанского лимана
(Николаевская область); и оффшорный
LNG-терминал в открытом море в районе г.
Одесса.

Директор ГП
«Национальный проект LNG-терминал» Петр
Мирошников высказал уверенность, что
все пять рассматриваемых площадок
отвечают требованиям для размещения
регазификационного терминала. В то же
время, исследования победителя тендера
на разработку ТЭО, испанской компании
Socoin, показали, что наиболее перспективными
являются две площадки. Фактически, выбор
сегодня стоит между г. Южным в Одесской
области и г. Очаковым в Николаевской.
Что недавно и подтвердил глава
координационного совета «Национальный
проект «LNG-терминал» Виталий Демьянюк.

Президент
компании Socoin Аркадио Гутьерес Запико
в своем интервью газете «Зеркало недели»
подчеркнул, что окончательный выбор
территории для строительства терминала
и регазификационного завода остается
за заказчиком, т.е. государственными
органами Украины. Свою задачу он видит
в ином: «Сначала мы рассчитаем стоимость
наиболее приемлемых вариантов расположения
терминала, завода по регазификации и
всей необходимой инфраструктуры. Ведь
украинский заказчик должен иметь четкое
представление, сколько такой объект
может стоить в зависимости от конкретного
места расположения и условий».

По предварительным
подсчетам ГП «Национальный проект
LNG-терминал», строительство объекта в
МТП «Южный» обойдется в $1,21 млрд ($750 млн
может стоить сам терминал, еще $360 млн –
инфраструктура и $100 млн – подключение
к газотранспортной сети). Стоимость
строительства LNG-терминала в Очакове
примерно такая же. Единственное отличие
– необходимость строительства подходного
канала и акватории. Эти инфраструктурные
проекты планируется реализовать в
рамках государственно-частного
партнерства по строительству глубоководного
морского порта «Очаков» вблизи
одноименного города, поэтому инфраструктуру
не придется создавать исключительно
под LNG-терминал.

Преимущества
размещения терминала в районе ГП «Морской
торговый порт «Южный», на первый взгляд,
очевидны: здесь уже существует подходной
канал и акватория. Но с ними же связаны
и недостатки. Акватория этого порта
имеет ограничения по размерам, поэтому
при проходе и обработке крупнотоннажных
газовозов возникнет проблема с
безопасностью судоходства. МТП «Южный»
в прошлом (далеко не рекордном) году,
обработал 18 млн. тонн грузов и обслужил
790 судов. Свой вклад в объем судопотока
в бухте Южного создают также нефтетерминал
«
Південний»
и Одесский припортовый завод. Здесь же
работают терминалы компаний
«Трансбункер-Юг», «Трансинвестсервис»
и «Бориваж». Через акваторию Южного
идут суда с рудами, металлом, зерном,
контейнерами, нефтью, тропическими
маслами, аммиаком и удобрениями. При
этом большинство операторов настойчиво
работают над увеличением объема
грузопотоков, инвестируют для этого
серьезные средства. Вписать в этот
график еще 50-100 газовозов LNG-терминала,
причем, крупных, до 300 метров длиной,
будет непросто. Это потребует анализа
уровня загруженности портов, графика
работы портовых служб, графика прохода
судов, и постоянного согласования в
дальнейшем прохождения судов. А ввиду
повышенных требований к безопасности
прохождения судов со сжиженным газом,
и ограниченной площади поворотного
круга и якорных стоянок, существенно
увеличится время ожидания судов на
рейде в очереди на вход в бухту.

Однако основные
сомнения вызывает иное обстоятельство.
В случае размещения LNG-терминала в
«Южном», на небольшой территории будут
сконцентрированы сразу пять объектов
повышенной техногенной опасности:
нефтетерминал и нефтепровод «Одесса-Броды»,
припортовый завод и аммиакопровод, а
также регазификационный завод.

Глава Госагентства
по инвестициям Владислав Каськив также
отмечает, что недостатки площадки порт
«Южный» связаны с большой нагрузкой и
на прибрежную зону, и на портовую
инфраструктуру.

Иначе обстоит
дело с портом «Очаков». Сегодня здесь
нет ни напряженного судопотока, ни
опасных промышленных объектов. С другой
стороны – нет пока и желаемых глубин
подходного канала и акватории порта.
Сейчас проводятся проектные работы по
созданию глубоководного устьевого
порта на базе порта «Очаков». В рамках
этого проекта сегодня выполняются
работы по дноуглублению до 7,30 м,
закладывается инфраструктура и т.д.

Во время визита
в Очаков и на последующем совещании в
Николаевской облгосадминистрации
испанцы интересовались ключевыми
факторами для расчета стоимости проекта.
Первый – стоимость дноуглубительных
работ в Украине (по словам В.Демьянюка,
обе площадки потребуют дноуглубительных
работ) необходимых для обеспечения
подхода морских судов длиной до 300 метров
к морскому терминалу. Второй – перспективы
строительства железной дороги к городу
Очаков (потребуется 70-километровая
ветка от станции Ясная Заря под
Николаевом). Эти инфраструктурные
проекты также планируется реализовать
в рамках государственно-частного
партнерства по строительству глубоководного
морского порта «Очаков».

«Инфраструктурно
не тронутая», по определению г-на
Гутьереса Запико, территория в Очакове
имеет неоспоримые преимущества для
комплексного анализа и создания
оптимальной инфраструктуры новых
портов. На этой площадке практически
нет проблем для резервирования земли
под последующее расширение LNG-терминала
и регазификационного завода. И этим
«Очаков» существенно отличается от
«Южного», где акватория и тыловые
площадки ограничены территориально и
находятся в непосредственной близости
от нефтетерминала. «Южный» не имеет
резервного пространства для будущего
расширения.

Общим для двух
площадок – портов «Южного» и «Очакова»
– является отсутствие в непосредственной
близости газопроводов необходимой
мощности, способных обеспечить передачу
25 млн. тонн газа в год (10 млрд. куб. м).

Проанализировав
вышеизложенное можно сделать вывод,
что выбор порта «Южный», как места для
размещения украинского терминала по
приему сжиженного газа, несколько
снижает затраты на создание портовой
инфраструктуры на начальном этапе
проекта. Но этот вариант существенно
увеличивает затраты на строительство
хранилищ и регазификационного завода
ограничивает развитие существующего
порта из-за перегруженности судового
трафика, увеличивает техногенную
опасность работы трех крупнейших
предприятий, а также понижает уровень
безопасности судоходства.

В свою очередь,
порт «Очаков» оставляет возможность
для будущего наращивания объемов
поставок сжиженного газа в Украину и
содействует созданию еще одного
глубоководного порта. Этот порт оказывает
меньшее воздействие на экологию региона
и имеет преимущества с точки зрения
безопасности судоходства, работы
хранилищ и регазификационного завода.
«Очаков» обладает достаточной территорией
для развития припортовой промышленной
зоны, в частности, промышленных
предприятий, потребляющих газ.

Экспертное
мнение

Владимир
Емельянов, проректор Черноморского
государственного университета им. П.
Могилы, к.т.н, профессор, в прошлом
заместитель главы Николаевской ОДА,
заместитель Председателя Нацагентства
по управлению государственными и
корпоративными правами, начальник
Николаевского морского торгового порта
в период 2001-2002 годов:

С точки зрения
социально-экономических требований
при компоновке L
NG-терминала
в первую очередь должны учитываться
макроэкономические показатели региона.
Рассмотрим три основных площадки.

Одесский
регион

Этот прибрежный
район уже перенасыщен транспортными
коммуникациями (в т.ч. трубопроводными
сетями), портовыми площадками, промышленными
объектами и трафиком судов. Необходимо
также учитывать, что прибрежная зона
Большой Одессы, является в первую
очередь, рекреационной зоной, и
промышленное перенасыщение этого
региона может привести к негативным
экологическим и социальным последствиям.

Крымский
регион

Крым всегда был
и будет рекреационной изюминкой Украины.
Промышленное развитие получил только
Керченский полуостров. Однако это место
расположено далеко от магистральных
газотранспортных систем. Возможно, в
этом регионе необходимо строить локальные
L
NG-терминалы
с доставкой сырья небольшими судовыми
партиями от основного L
NG-терминала.

Днепро-Бугский
регион

Этот регион не
перенасыщен промышленными объектами
и имеет значительный резерв площадок
для размещения технологического парка.
Предполагаемыми местами размещения
комплекса могут быть: прибрежная зона
в юго-западной части Березанского лимана
и ООО «Порт Очаков» в Днепро-Бугском
лимане. Размещение на этих площадках
LNG-терминала
позволит без больших затрат построить
газовую трубу от регазификационного
завода до врезки в национальную
газотранспортную систему и без проблем
разместить все объекты терминала.
Главным недостатками этих вариантов
на сегодня является отсутствие железной
дороги и удаленность от магистральных
автомобильных путей. Следует учитывать
возможность комплексного размещения
L
NG-терминала
на площадках проектируемого Универсального
морского комплекса терминалов «Галицино».
Эти площадки расположены вблизи с
наземными транспортными магистралями.
Общим недостатком перечисленных
вариантов является необходимость
проведения дноуглубительных работ для
обеспечения прохода крупнотоннажных
танкеров. Однако этот вопрос также
решаем в практическом плане. Дальнейшее
углубление Бугско-Днепровско-лиманского
канала (БДЛК) давно стоит на повестке
дня, так государственные порты и частные
терминалы этого региона уступают в
конкурентной способности по отношению
иностранным портам Черного моря.
Судостроительные заводы этого региона
также нуждаются в увеличении глубин на
БДЛК для строительства и ремонта
крупнотоннажного флота. Мы все помним,
что углубление в 2002 году БДЛК только
силами одного государственного
предприятия (ГП «Дельта-лоцман») позволило
увеличить проходную осадку с 9,8 м. до
10,7 м. Вопрос дальнейшего углубления
БДЛК – это задача государственных
органов.

Справка

Государственное
предприятие «Национальный проект
LNG-терминал» основано в декабре 2010 года.
6 июля 2011 года объявлен открытый тендер
на разработку ТЭО проекта строительства
LNG-терминала. 16 сентября испанская
компания Socoin Ingenieria y Construccion Industria
l
стала победителем этого тендера. 2011 г.
с ней заключено соответствующее
соглашение. Предложенная Socoin стоимость
работ – 285 тыс. евро.

Запланированная
мощность комплекса – 10 млрд. кубометров
в год (первая очередь – 5 млрд. кубометров).
Построить первую очередь LNG-терминала
украинская сторона планирует к 2014 году.

SOCOIN Ingenieria у
Construcciоn Industrial, S.L.U. – компания, занимающаяся
проектированием и строительством
объектов «под ключ» в отрасли энергетики.
Входит в GAS NATURAL FENOSA Group (производство,
передача и распределение электроэнергии).

GAS NATURAL FENOSA
Group — ведущая международная энергетическая
группа, которая работает в области
производства энергии (более 17 ГВт общей
установленной мощности с использованием
различных технологий), распределения
и продажи энергии и газа (свыше 20 млн.
потребителей), а также выполняет операции
со сжиженным природным газом (второе
место в мире по объемам, каждый год
оперирует 30 млрд. кубометров).

Socoin начала
работать в 1989 году как проектная дочерняя
компания UNION FENOSA Group со специализацией
в энергетическом секторе. Основным
активом компании является опыт по
разработке, проектированию, строительству
и эксплуатации всех видов установок, в
том числе, для производства, передачи
и распределения электроэнергии и
природного газа в Испании и других
странах. За последние годы компания
работала над проектами (самостоятельно
или в консорциумах) в Болгарии, Украине,
России, Сербии, Венесуэле, Доминиканской
Республике, Коста-Рике, Эквадоре,
Колумбии, Кении, Марокко, на Филиппинах
и др. Компания выполнила девять аналогичных
украинскому договоров (четыре договора
по разработке ТЭО LNG-проектов и пять
договоров по консультации и управлению
проектом).


А.Попов для "Морских бизнес-новостей Украины"