2011-01-04 08:02:11
В 2010 году значительных изменений морехозяйственный комплекс Украины не почувствовал, несмотря на то, что вся власть была, практически, в одних руках. Были кадровые перестановки, непонятно по какому принципу, были какие-то попытки законодательного регулирования, но долгожданных изменений, которые давно назрели, не было.
«Кадры решают
всё…»
морских портов Украины в уходящем году
вряд ли могут похвастаться высокими
показателями грузооборота. Конечно,
цифры станут известны только в начале
2011 года, однако уже сейчас Госкомстат
сообщает, что по итогам 11 месяцев 2010
года морские порты и причалы Украины
снизили оборот грузов на 6,2% – до 134,2 млн.
т по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года.
Итоги 2009 года
для портов также были неутешительны —
снижение грузооборота на 17%. Но исправлять
эту ситуацию в нынешнем году портовикам
было сложно: после победы на президентских
выборах в феврале 2010 года Виктора
Януковича и назначения
Константина Ефименко министром транспорта
и связи Украины порты начало
лихорадить от кадровых перестановок.
В апреле
Минтранс назначил начальником морского
торгового порта «Южный» Вадима
Пархоменко вместо Юрия
Крука. Уже в начале июля исполняющим
обязанности начальника, а в последствии
начальником порта «Южный» стал Александр
Лагоша.
Сменился в
апреле уходящего года и начальник
Скадовского морского торгового порта.
Им стал Константин
Стадников. «Не прошло и
полгода», как СБУ поймала на
взятке в полмиллиона грн.
руководителя Скадовского порта. Вместо
Константина Стадникова начальником
порта был назначен Андрей
Пелюховский.
Начальник
Евпаторийского порта Александр
Котельников был задержан
также в апреле текущего года. Ему
инкриминируют злоупотребление служебным
положением и нарушение порядка занятия
хозяйственной деятельностью. Досудебное
следствие по его делу завершилось в
сентябре. Порт возглавил Тимур
Кондратьев.
Не
обошли кадровые изменения и руководство
Ильичевского морского торгового порта.
В июне Константин
Лавриненко
стал исполняющим обязанности, а в
сентябре был утвержден в должности
начальника порта.
В
июне Феодосийский порт возглавил
Анатолий
Мунтян.
Егор
Иванов
возглавил в апреле Ялтинский порт, но
уже в июне был уволен. По официальной
версии — за невыплату заработной платы
в порту. В июле Ялтинский порт возглавил
Сергей
Тараканов.
Херсонский
порт в уходящем году успел сменить
нескольких начальников. В июне порт
возглавил Александр
Калошин.
Однако уже в августе исполняющим
обязанности начальника порта стал
Сергей Игнатенко.
В ноябре он был утвержден в должности.
Николай
Ильин
возглавил Бердянский порт в июле.
Белгород-Днестровский
морской торговый порт возглавил Олег Манитенко.
В
августе Ефименко назначил Юрия
Кравцова
исполняющим обязанности начальника
Севастопольского морского торгового
порта. Уже в ноябре Кравцов попался на
взятке в 1,2 млн. грн.,
в декабре он был отпущен
под залог.
Эпопея
с начальниками была и в Николаевском
порту. Сначала исполняющим обязанности
начальника был назначен Алексей
Кактус.
После того, как в порту была завершена
проверка Минтранса, Порт возглавил
Василий
Иванюк.
Последний
уволенный Константином Ефименко
начальник порта — Валентин
Котельный
(Измаильский морской торговый порт).
Сейчас он исполняет обязанности
начальника предприятия.
В
остальных портах “у руля” остались
самые
стойкие.
Понятно,
что в таких условиях некогда и некому
было достраивать терминалы и комплексы.
Не
оправдали ожидания портовиков и попытки
переориентировать мощности на перегрузку
зерновых, введение квот значительно
сократило объемы экспорта зерна.
Хотя
был принят Закон “О государственно-частном
партнерстве”, в котором вскользь
упоминаются порты, этого оказалось явно
недостаточно для кардинальных изменений
в работе с потенциальными инвесторами,
да и сами процедуры в отношении портов
не прописаны достаточно четко, так что
многие юристы не могут однозначно
сказать, как же работать по этой схеме.
Судостроение
— атавизм украинской экономики?
По
итогам 2009 года судостроительные
предприятия Украины сократили выпуск
продукции на 24%. В 2010 году ситуация не
изменилась.
Большую
надежду украинские судостроители
возлагали на начало реализации проекта
строительства кораблей класса “корвет”
для нужд украинской армии. Уже в августе
стало известно, что строительство
корветов приостановилось,
не успев начаться.
Попросту проект не финансируется.
Не
так давно ветераны Военном-морских Сил
Украины предложили всем общественности
“поднатужиться” и “скинуться” на
строительство корветов. Сейчас Минобороны
инициирует новую программу строительства
корветов,
при этом никто не уточняет когда же
начнется финансирование.
Модернизация
судов, строительство плавдоков и
судоремонт не спасают украинских
судостроителей. Эта “капля в море” не
решает проблем с задолженностями по
заработной плате, перед социальными
фондами, устаревшего оборудования и
многих других.
В
сентябре Верховная Рада Украины отклонила
законопроект о продлении господдержки
судостроения до 2016 года.
А что, собственно говоря, поддерживать-то?
Хотя в октябре Премьер-министр Николай
Азаров сообщил, что у правительства
есть программа
выведения судостроительной отрасли
из затяжного кризиса,
однако ее реализация требует времени.
Сколько времени, Премьер не уточнил.
Остается надеяться, что когда это “чудо”
произойдет, еще будет кому строить суда,
а на судостроительных предприятиях не
распродадут за гроши всё имущество.
Конец
2009 года ознаменовался проблемами на
еще одном судостроительном предприятии,
которое до этого стабильно работало —
судостроительном заводе “Океан”. Если
в 2008 году предприятие было загружено
заказом зернотрейдера “Нибулон” по
строительству несамоходных барж, т.н.
проект “двух героев”, то в 2009 отсутствие
заказов, конфликты в наблюдательном
совете и пристальное внимание власти
говорят о возможном скором банкротстве
предприятия. Примечательно, что губернатор
Николаевской области проблемы на этом
предприятии считает не иначе как
“заказом” по своему политическому
уничтожению… Хочется успокоить власть
имущих — вон сколько уже судостроительных
предприятий развалено, а карьера ни
одного чиновника при этом не закончилась.
О
Черноморском флоте и Военно-Морских
Силах Украины
Пожалуй,
одним из важнейших для нашей страны
событием в уходящем году стала пролонгация
соглашения о пребывании на территории
Украины Черноморского флота россии до
2042 года.
В
апреле в Харькове были достигнуты
договоренности об “обмене флота на
экономические выгоды”. Когда украинский
народ сможет оценить эти выгоды пока
неизвестно.
Отметим,
что Военно-морские Силы Украины в 2010
году традиционно поучаствовали в
нескольких учениях, хотя бывало, что и
корабль
для парада приходилось одалживать у
российских соседей.
Поэтому
украинскому флоту остается надеяться
на лучшее, тем более, что скоро обещают
ввести в строй подводную
лодку “Запорожье”, на ремонт которой
уже потратили 40 млн. грн.,
а там глядишь все-таки что-нибудь еще
построим.
Достоверно
известно про функционирование только
одного корабля — корвета “Тернополь”.
На этом плачевном фоне радостно получают
зарплату четырнадцать (!) адмиралов.
В
плену у корсаров
Несладко
пришлось в 2010 году многим украинским
морякам. В пиратском плену побывали
украинские моряки судов Asian
Glory,
St.James Park, Ariella, Melina I, MV
Frigia,
Marina Marguerita, North
Spirit,
York, Beluga
Fortune
и других. Нескольким украинцам придется,
наверное, встретить
Новый 2011 год в плену.
Хотя
проблема пиратства приобрела мировые
масштабы, Украинское государство пока
не внесло существенного вклада в борьбу
с ним. Приходится надеяться на морские
державы. Вот и на Новый год очередной
украинских экипаж захватили…
Меняем
названия, суть та же?
В конце
уходящего года Президент Янукович начал
реализовывать административную реформу.
Конечно же, коснулась она и морской
отрасли.
Прежде
всего напомним, что Министерства
транспорта в Украине больше нет. Вместо
него — Министертсво
инфраструктуры.
Возглавил это министерство Борис
Колесников. Константин
Ефименко стал первым заместителем
Министра инфраструктуры.
Президент
обещает, что численность чиновников в
Украине значительно сократится,
следовательно, казенные деньги не будут
“проедаться”, а пойдут на благие дела.
В
2009 году значительных изменений
административная реформа не принесла
отрасли — не было кадровых перестановок,
к которым так привычна отрасль, не было
серьезных изменений по сути. Очевидно,
что административная реформа только
набирает обороты и окончательно станут
понятны ее плоды в 2011 году.
Что
год грядущий нам готовит…
Укрморречфлот
уже определился, как будет модернизировать
морскую отрасль в 2011 году.
Среди прочего,
уже много лет ожидается принятие Закона
«О морских портах Украины», закрепление
акваторий за государственными
предприятиями (или местными советами),
внедрение новой тарифной политики,
отделение капитании портов в самостоятельную
структуру и развитие государственно-частного
сотрудничества в портах.
Отдельно
следует вспомнить давно наболевшую
проблему поиска и спасения на море —
принята не одна “концепция” и “программа”
но наши моряки как гибли так и гибнут в
водах Украины.
Также хочется
надеяться, что в Новом году Украина все -аки сможет завершить все начатые
инвестиционные проекты, которые позволят
значительно расширить транспортную
инфраструктуру: проект ГСХ “Дунай-Черное
море”, проект лихтеровочного терминала
в районе Очакова, расширение порта
Очаков, обновление флота УДП, строительство
мостового перехода через Керченский
пролив, строительство терминала сжиженного
газа и проч. Хочется пожелать удачи нам
всем в реализации этих и других проектов.
Сегодня мы будем публиковать не только свое видение итогов 2010 года, но и мнения экспертов в разных отраслях, следите за новостями.