Нас ждет новый пакет соглашений по Черноморскому флоту?

2010-09-06 10:26:27

Источник газеты «Зеркало недели» в МИДе рассказал о том, что Москва и Киев готовят целый ряд новых «военно-морских» договоров.




 

Источник газеты «Зеркало недели» в МИДе рассказал о том, что Москва и Киев готовят целый ряд новых «военно-морских» договоров, и коротко изложил суть их содержания. Один из документов, которые якобы готовят к подписанию, звучит почти скандально: «О порядке применения оружия военнослужащими Черноморского флота Российской Федерации вне мест базирования». Также планируется заключить соглашения об инфраструктуре флота; о порядке пропуска через украинскую границу военнослужащих ЧФ РФ; о льготном таможенном режиме при ввозе материально-технических средств для российского флота; о механизме замены вооружений; о совместном использовании навигационно-гидрографического обеспечения (читай: спорных маяков, которые во времена Ющенко Украина безуспешно пыталась забрать себе).

Надо сказать, что заявления источника не беспочвенны. Еще в конце августа в Киеве побывал посол по особым поручения МИД России Александр Бавыкин. Он признался, что Москва собирается заключать договор о маяках.

– Мы сейчас вместе с украинскими коллегами находимся на той стадии, когда уже есть наметки на подготовку соответствующего соглашения, в котором будет предусмотрен порядок совместного использования ряда этих объектов, находящихся в аренде российского флота в Крыму, – рассказал Бавыкин украинским журналистам во время визита.

То, что к маякам добавились договоренности и по другим вопросам, которые выгодно урегулировать российской стороне, вряд ли вызывает сомнение.

Ну, например, соглашение о порядке пропуска моряков через границу для России чрезвычайно выгодно. Базовые договоренности (1995 и 1997 гг.) этот вопрос не регулировали. Тем не менее до 2008 года порядок был «уведомительным». То есть Россия просто сообщала украинской стороне, сколько военнослужащих и когда намерено прибыть в Севастополь. Во время российско-грузинской войны 2008 года Виктор Ющенко распорядился заменить этот порядок на «разрешительный». То есть чтобы военные корабли или личный состав могли вернуться на базу ЧФ в Севастополе, требовалось разрешение украинской стороны. Как ни парадоксально, но порядок этот действует до сих пор. Россия обязалась получать разрешения и на обновление флота, а Украина, не секрет, даже во времена президентства Леонида Кучмы такие разрешения давала с большим скрипом. Из-за этого, как отмечают российские военные эксперты, Черноморский флот постепенно превращается в груду ржавых кораблей. В новом пакете соглашений Москва этот порядок хочет поменять.

Зачем Украине отвечать «ДА»

Но зачем Украине эти соглашения подписывать?

Этот вопрос «КП» задала политологу, директору Института глобальных стратегий Вадиму Карасеву. По его мнению, Украина может обменять их… на безвизовый въезд в Европу.

– Может быть сделка – новые соглашения по Черноморскому флоту в обмен на договор о делимитации морской границы, – считает Карасев. – Спор по поводу Керченского пролива остается, а нам очень важно провести там четкую границу, и совсем не только для того, чтобы урегулировать формальности. До тех пор, пока мы этого не сделаем, нам не получить безвизовый режим с Евросоюзом – Европа просто не будет разговаривать об этом. В понимании европейских политиков, пока нет делимитации границы, мы остаемся проницаемыми для нелегалов, Украина таким образом превращается в своеобразную «трубу» для нелегалов, которые с востока будут пробираться в ЕС. Так что предмет торга, важный для нас, имеется… Более того, при правильном подходе «в пакете» можно добиться и очередного пересмотра газовых соглашений – не просто получения скидки, а заключения нового договора, построенного совсем по иным принципам. Прецеденты есть – Болгария недавно пересмотрела соглашения с «Газпромом». А мы все еще платим за газ больше, чем Германия. Так что перспектива здесь имеется. Чего именно сумеет добиться украинская сторона, сейчас трудно прогнозировать. Все зависит, как говорят дипломаты, «от переговорной силы сторон».

Кстати, Вадим Карасев, хоть и не уверен в том, что проекты соглашений уже готовы, не сомневается, что такие многосторонние сделки рассматриваются и проектируются.

– Есть предмет торга, – подчеркнул эксперт. – России нужен не Севастополь, а Крым, и она готова идти на уступки. Другое дело, как именно пойдет сам торг, сумеем ли мы набить нужную цену…

Военные подразделения ЧФ в Украине

* В Крыму базируются 1 крейсер («Москва»), 3 больших противолодочных корабля, 7 больших десантных кораблей, 2 подлодки, 23 малых корабля (противолодочные, тральщики, малые ракетные корабли, ракетные катера, катера обеспечения).

* Военные аэродромы – «Гвардейское», «Кача» (здесь базируются 18 самолетов Су-24М, 4 тактических самолета-разведчика Су-24МР, 4 противолодочных самолета-амфибии Бе-12, до 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолетов – постановщиков помех Ми-8). Резервные аэродромы – на мысе Херсонес, «Южный».

* Пункты базирования флота – Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия, временно – Николаев.

* В районе Феодосии расположен полигон морской пехоты РФ («полигон Опук»).

* Узлы связи – Кача, Судак, Ялта. В Севастополе базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал.

* В Отрадном (район Массандры) находится 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы.

* Общая численность личного состава ЧФ России в Крыму составляет 14 тысяч человек.

Олег Андреев, «Комсомольская правда»