Европейский суд принял иск «Укртрансконтейнера» против Украины

2010-06-01 10:04:52

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению иск ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК) против Украины, направив в адрес предприятия письменное уведомление об этом.



УТК обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с иском
против Украины в апреле 2010 года
.

Напомним, в марте 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том,
что практика повторного кассационного пересмотра Верховным судом судебных
решений противоречит Конституции Украины, а также нормам Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод (Конвенции). Данное решение указывает
на тот факт, что единственным легитимным решением по делу УТК является решение
Высшего Хозяйственного Суда Украины о действительности договора о совместной
деятельности. В связи с исчерпанием всех внутригосударственных способов защиты
своих прав, инвестор обратился в Европейский суд.

В своем исковом заявлении УТК требует признания нарушения Украиной легитимности
осуществления судопроизводства в рамках Конвенции и нарушения своих прав, сообщает РЖД-Партнер. В частности, права на справедливое и
публичное рассмотрение его дела в течение разумного срока независимым и
беспристрастным судом – п.1.ст.6 Конвенции, права на эффективный способ
юридической защиты в национальном органе – ст. 13 Конвенции, а также права на
мирное владение имуществом – ч.1 ст.1 Протокола № 1 к Конвенции.

Также инвестор заявил требования о справедливой компенсации в размере $1,4
млрд, с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая
упущенную выгоду.

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства-члены Совета Европы,
ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и на Украину, ратифицировавшую Конвенцию
в 1997 году. Рассмотрение дела «Укртрансконтейнер против Украины» на начальном
этапе будет происходить в письменной форме, на основе предоставленных
заявителем документов и информации.

Напомним, что в 2005 году УТК выступил инвестором в рамках договора о
совместной деятельности, заключенного с Ильичевским морским торговым портом
(ИМТП) сроком до 2035 года. Договор, а также программа развития контейнерного
терминала ИМТП были утверждены Министерством транспорта и связи Украины.
Согласно этому договору УТК обязался инвестировать в развитие контейнерного
терминала ИМТП $500 и увеличить пропускную способность терминала до 4 млн TEU.

К концу 2007 года УТК, по словам представителей компании, полностью
выполнил условия первого этапа программы развития терминала, вложив в
модернизацию терминала $61 млн, в 4 раза увеличив пропускную способность
терминала и в 2,5 раза – фактический грузооборот. УТК стала первой стивидорной
компанией в Украине, организовавшей прямой еженедельный океанский сервис из
порта Няньгун (Китай) в Ильичевск, что в ближайшем будущем открывало
перспективы для Ильичевского порта по реализации транзитного потенциала страны,
составив конкуренцию Констанце, основному порту трансшипмента на Черном море,
отметили в УТК. 

Зза время работы на контейнерном терминале ИМТП, терминал УТК демонстрировал
рентабельность 47%.  По договору о совместной деятельности государство
получило свыше $100 млн (доходов и дивидендов по договору, а также прямых
налоговых поступлений), приводит статистику ЧП «Укртрансконтейнер».

«Несмотря на это, начиная с 2008 года, начальник ИМТП и бывшее руководство
Министерства транспорта Украины целенаправленно стремились дискредитировать УТК
и расторгнуть договор о совместной деятельности под надуманными предлогами о
его неэффективности и невыгодности для Украины. Результатом этих усилий явилось
решение Верховного суда Украины от 03.11.2009 г. о расторжении договора.
Воспользовавшись этим, ИМТП наложил арест на все технологическое оборудование
(являющееся вкладом инвестора в совместную деятельность) и получил его на
ответственное хранение. Затем, несмотря на то, что оборудование приобретено на
средства, вложенные инвестором, порт начал активно эксплуатировать его и
производить погрузо-разгрузочные работы на всех фронтах выгрузки. Потери
инвестора (неустойки) составили десятки миллионов долларов США, а Украиной
недополучено инвестиций в размере $440 млн», – говорится в сообщении УТК.

Частное
предприятие «Укртрансконтейнер» (УТК) работает оператором контейнерного терминала
в порту Ильичевск с 1 августа 2005 г.

16 ноября
2007 года компания завершила реализацию первого этапа инвестиционной программы
«4 М», увеличив мощность контейнерного терминала до 850 000 TEU. Объемы
инвестиций составили 61 млн USD. В результате УТК стал самым
высокотехнологичным и передовым контейнерным терминалом в регионе. УТК – первая
стивидорная компания в Украине, предложившая своим клиентам возможность
постановки судов к причалу в рамках системы фиксированных «окон», а также
услуги по приему и обработке прямых рейсов из Китая судами вместимостью более 5
тыс. TEU.

3 мая 2007г.
к причалу терминала УТК стал самый большой контейнеровоз «Maersk Dartmouth»
(длина – 294 м, вместимость – более 5 тыс. TEU, дедвейт – свыше 6 тыс. т),
который когда-либо до этого обрабатывался в портах стран СНГ.