Экспорт украинской муки сдерживается инфраструктурой портов Азовского моря

2010-05-05 14:35:56

Зерноперерабатывающая отрасль Украины в настоящее время функционирует в условиях жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на экспортном рынке.



Более
подробно рассказать о проблемах отрасли,
особенностях производства муки и работы
рынка продуктов переработки зерновых,
а также поделиться видением будущего
мукомольного производства, журналисты
ИА "АПК-Информ"
попросили коммерческого директора ООО
"ПК "Млин" Сергея Короля.

Справка.
ООО "ПК "Млин" на протяжении 8
лет производит муку высшего и 1 сорта.
Основным поставщиком сырья для переработки
является материнская компания ООО
"Бета-Агро-инвест". Компания имеет
свою торговую марку "Бета-Млин".
Постоянными партнерами компании
являются: "АВК", "Киев-Конти",
"БКК", "Геркулес", "Киев-Микс",
"Амстор", "Метро" и др.

Ниже
приведены извлечения из интервью:


Экспортируете ли готовую продукцию?

– В
настоящее время мы не осуществляем
активный экспорт готовой продукции.
Хотя опыт поставок муки на внешние рынки
у нас был. Предприятие экспортировало
муку в Таджикистан, Афганистан, Грузию.
Также мы отправляли пробные партии
продукции в страны Африки, Ближнего
Востока, Европу. Поставки туда
осуществлялись до наступления финансового
кризиса. Отмечу, что для экспортных
поставок мы не меняли качественные
показатели продукции, т. к. они являлись
приемлемым и для покупателей на мировом
рынке.

Несмотря
на то, что зарубежные потребители готовы
были приобретать нашу муку, все же
основные объемы муки ООО "ПК "Млин"
поставляет на внутренний рынок. Отказ
от активных экспортных поставок был
обусловлен в основном проблемами с
доставкой морским путем. Дело в том, что
ближайший порт от нашего комбината –
Мариуполь. Вместе с тем, в этом порту
нет ни одной контейнерной линии в страны
Африки и Ближнего Востока, так что везти
муку нам приходилось в Одесский или
Илличевский порт. Соответственно, цена
муки увеличивалась за счет затрат на
доставку в сравнении с производителями
из южных областей. Так, что не всегда у
нас была возможность обеспечить
конкурентоспособность продукции в
ценовом сегменте.

Как
мне кажется, от подобных проблем страдаем
не только мы, но и многие производители
муки восточного, центрального, да и
северного регионов. Для активизации
экспорта муки из указанных регионов,
было бы очень удобно иметь контейнерные
перевалки в портах Азовского моря. Это
бы открыло большие экономические
перспективы, причем не только для
мельничных комплексов, но также для
производителей и экспортеров других
товаров.


Каким видом транспорта осуществляете
доставку готовой продукции к покупателю?


Для перевозки муки у нас имеется
собственный автопарк. Наша компания
располагает муковозами, зерновозами,
есть многоцелевые машины – это полуприцепы,
в которые можно загружать по 20-25 тонн
муки. Есть у нас транспорт и для перевозки
небольших объемов муки.

Вместе
с тем, предприятие также пользуется и
услугами грузоперевозчиков, особенно,
если речь идет о доставке продукции в
другие области. В таких случаях компания
ищет транзитный транспорт. При этом у
нас нет одного постоянного перевозчика.
Выбираем те компании, которые предлагают
наиболее выгодные и приемлемые условия
сотрудничества. Как показывает практика,
для каждого отдельного случая мы
привлекаем разных перевозчиков.


Какие, на ваш взгляд, существуют
перспективы развития зерноперерабатывающей
отрасли?


Думаю, что в плане развития мукомольной
отрасли нам есть чему поучиться у
казахстанских коллег. Я считаю, что
Украина не менее, а то и более аграрная
страна, чем Казахстан, и имеет отличный
потенциал по увеличению объемов
производства продуктов АПК, в том числе
и муки. Есть также реальные рынки
реализации – страны, которые заинтересованы
в приобретении украинской муки. Речь
идет в первую очередь о странах Африки
и Ближнего Востока. Операторы рынков
данных стран, кстати, неплохо знают о
качестве нашей продукции. В странах
Африки тон задает Египет, а египтяне
имеют представление об украинских
товарах, украинской пшенице и муке. Я
не буду говорить о далеких станах, таких
как Китай, Япония, Малайзия. А вот ближний
круг стран, таких как Турция, Сирия,
неплохо знают, что такое украинская
мукомольная продукция.

При
этом одна из причин, по которым украинские
мукомолы восточной Украины не могут в
полную силу осваивать указанные рынки,
заключается в наличии достаточного
количества контейнерных линий в портах
страны. Я думаю, что владельцы контейнерных
линий не понесли бы убытки в случае
установления новых терминалов по
перевалке муки, например, в Мариупольском
порту. К тому же, это не просто слова,
т.к. рынок спроса уже достаточно изучен
и понятно, чего не хватает для удовлетворения
потребностей покупателей.


Что еще может помочь развитию украинского
зернового рынка?


Конечно, многое в торговых отношениях
с международными покупателями зависит
от репутации страны. Сейчас по этому
вопросу Украине нужен хороший топ-менеджер
с нормально функционирующими
государственными институтами и
работающими рычагами стимуляции
экспорта.

Было
бы неплохо, если бы следующая схема
работала в реальности. Например: владелец
зерна вырастил (купил) пшеницу и продал
на экспорт, гос-топ-менеджер дал ему за
это деяние "конфету" (в виде быстрого
возврата НДС или налоговых, кредитных
льгот, или финансовой помощи, и т.п.). В
свою очередь, мукомол купил пшеницу,
переработал (создал (сохранил), рабочие
места, заплатил стране налоги) и продал
на экспорт готовую продукцию – муку, тут
по-хорошему надо давать "две конфеты".
А вот если хлебопек (кондитер) взял эту
муку, произвел, скажем, пряник и продал
на экспорт, тут, думаю, и трех "конфет"
гос-топ-менеджеру не должно быть жаль.

В
принципе, достаточно будет просто не
мешать развитию мукомольной отрасли,
да и других отраслей производства в
Украине. В идеале же необходимо, чтобы
была организована государственная
программа поддержки, или введены льготы
для морских перевозок, профинансирована
реконструкция портов Азовского моря,
углублены каналы для того, чтобы могли
заходить крупнотоннажные суда. К примеру,
то же правительство Казахстана
компенсирует транспортные расходы
экспортерам от 20 до 40 долл. США на
перевозку 1 тонны продукции. Конечно, я
понимаю, что это дело не одного дня и не
одной тысячи гривен, но когда государство
продает госимущество и получает финансы
с большим количеством нолей, не стоит
ли подумать и вложить хотя бы часть этих
денег в строительство нового прогрессивного
и прибыльного дела. Еще раз повторюсь,
что, на мой взгляд, производителям
пшеничной муки восточного и центрального
региона было бы более выгодно отгружать
продукцию из портов Азовского моря. К
тому же, Черноморские порты достаточно
загружены, оттуда выгружают металл,
зерновые и масличные культуры, масла,
нефть. Мало того, что Восток и Центр
Украины смогли бы работать через Азовские
порты, вывозить через них продукцию
было бы интересно и российским экспортерам.
В данном плане модернизации работы
портов я вижу одни плюсы как для
мукомольной отрасли, так и для экономики
страны в целом.