2010-03-17 11:45:23

Жизнь полна неожиданностей и сюрпризов. К сожалению, приятных – гораздо меньше. Но, наверное, не надо на них и рассчитывать в эпоху мирового экономического кризиса. Опора – как всегда, на собственные силы. Об этом и многом другом – в разговоре с председателем профкома Херсонского морского торгового порта Валерием Тернавским.



Докеры
– городскому бюджету


Профсоюзы сегодня переживают «неоднозначные
времена». Но, что касается профсоюзной
организации порта, то тут все едины:
коллектив сильный, сплоченный, умеющий
отстаивать интересы рабочих. Мы хорошо
помним, как портовики успешно отбивали
атаки лжеинвесторов, громко заявляли
о недопустимости снижения социальных
стандартов, пикетировали Кабмин. Вы и
сегодня настроены на борьбу?


Борьба для нас – не самоцель. К ней мы
прибегаем лишь тогда, когда в этом есть
крайняя необходимость. Например, минувший
год прошел на удивление спокойно. И что
самое главное – результаты работы
радуют!

Год
прошел под знаком обновления основных
фондов. Приобретено много новой техники,
открыто здание базы автомобильного
внутрипортового транспорта. Все это
позволило заметно улучшить условия
труда и быта рабочих, что, кстати говоря,
сегодня на предприятиях редко делается
вообще. Считаю это одним из наших основных
достижений. Получить современное здание
для ремонта техники, да еще и во время
кризиса, – такое не каждое предприятие
может себе позволить.


Сегодня Херсонский порт – один из
основных доноров городского бюджета…


В прошедшем году порт перечислил 64,5
миллиона гривен в бюджеты всех уровней.
Все отзываются о нашем трудовом коллективе
очень хорошо. Естественно, портовики
вправе рассчитывать и на поддержку
городской власти, общественных
организаций.

Многие
херсонцы знают или слышали о том, что у
порта есть программа развития, рассчитанная
до 2015 года. Это очень серьезный документ.
В его разработке принимали участие
ведущие специалисты морской отрасли:
экономисты и ученые, экологи и строители.
На презентацию программы мы пригласили
всех, кто заинтересован в дальнейшем
развитии нашего города, поскольку Херсон
и порт – неразделимы. Они всегда были
и будут вместе.

Мы
собираемся обустроить инфраструктуру
левого берега Днепра, построить там
современные терминалы и причалы, подвести
к ним железную дорогу и автомагистраль.
Все это – не только новые технологии,
учитывающие высокие экологические
требования, но и дополнительные рабочие
места для жителей областного центра и
Цюрупинска.

По
примеру Европы


Кстати, в некоторых городских газетах
появились публикации против планов
освоения левого берега…


Точки зрения на это могут быть,
действительно, разными. Для этого мы и
проводили общественные слушания. Но
будем реалистами: речь идет, прежде
всего, о развитии города! И порта,
естественно, потому что будут новые
отчисления в бюджет, будут новые рабочие
места, будет современное производство.
Подчеркиваю: все этапы строительства
и дальнейшей работы причалов будут
находиться под особым контролем
экологических служб Херсона и области.
Мы же не враги своим детям и внукам,
которым жить на берегах Днепра.

Марсель
и Роттердам, Лондон и Генуя – их порты
по мощности в десятки раз превосходят
наш, но все они расположены, практически,
в центре города. Мы также будем развиваться,
и перенимать лучший опыт, в том числе
по охране окружающей среды.


Градостроительный совет Херсона считает,
что генеральный план развития города
не предусматривает освоение левого
берега Днепра.


Естественно. Этот генеральный план
когда создавался? 25 или 30 лет назад. Он
действительно подлежит корректировке.

Кстати,
тот же генплан предусматривает
строительство пешеходного моста от
проспекта Ушакова на левый берег, где
будут пляжи и другие места отдыха. Мы ж
нормальные люди, трезво оцениваем
возможности города. Не будет этого в
ближайшие годы, а возможно, и через 100
лет не будет. Откуда у города возьмутся
такие деньги?

Если
сегодня у порта есть возможность
модернизировать свои затоны на левом
берегу, подвести к ним железную дорогу,
почти в два раза увеличить мощности,
создать сотни новых рабочих мест – надо
это делать! И надо корректировать этот
генплан. Он же не какой-то застоявшийся
документ, принятый на всю жизнь.


Неоднократно в прессе говорилось о том,
что в нынешнем году порт начнет
строительство крупного зернового
комплекса. Насколько это соответствует
действительности?


Строительство уже, фактически, начато.
Причем, не за счет инвестора, а за счет
собственных средств порта. Новый комплекс
будет построен на правом берегу, на
территории порта. Он также увеличит
наши возможности по перевалке зерна,
обеспечит дополнительной работой многих
людей.

Профсоюзная
организация будет в этих вопросах
постоянно поддерживать администрацию
порта. Без обновления основных фондов,
приобретения новой техники двигаться
дальше просто невозможно.

И
мы, члены профсоюзной организации, двумя
руками «за» такую политику начальника
порта Андрея Егорова. Спросите об этом
любого портовика, люди подтвердят мои
слова.

Проверки
и прожекты


В прошлом году предприятие захлестнула
волна проверок. А в этом году их стало
меньше?


Мы – народ открытый, порт – государственное
предприятие. Мы ничего не имеем против
плановых проверок, но против внеплановых,
заказных – выступали и будем выступать.

То,
что творилось в 2009 году, не поддается
никакой логике. Шквал проверок! Вы меня
извините, я понимаю, что выборы… Но
также нельзя! Какая-то мера должна быть.

Сегодня
ситуация изменилась. У нас сложились
теперь нормальные отношения и с
председателем областной налоговой
службы Анатолием Пирожниковым. Он очень
хорошо принял нашу делегацию, выслушал
и обещал разобраться. Подействовало!
Вот таких бы встреч побольше с
руководителями проверяющих и контролирующих
служб.

Мы
ж не против проверок, не против того,
чтобы нам указывали ошибки, но когда
заказные проверки, когда они идут в
разрез с интересами коллектива и
направлены на то, чтобы усугубить
ситуацию, – с этим нельзя соглашаться.


Первый вице-мэр города Вячеслав Яременко
сообщил на днях журналистам о планах
строительства крупного причала на
Стеблеевском лимане. Речь шла о
долгосрочном проекте, который
предусматривает строительство причальной
стенки длиной 1,5 км. Зачем городу еще
один порт?


Проект строительства морского порта в
Стеблеевском лимане вынашивался давно,
еще в советские времена. Тогдашний
министр морского флота СССР Тимофей
Гуженко с группой специалистов Совета
Министров СССР на вертолете облетали
тот район. Смотрели, куда развиваться
Херсонскому морскому порту. И остановили
свой взгляд на Стеблеевском лимане.

Я в
порту работаю с 1972 года, знаю все эти
варианты, знаю их сторонников и
противников. Так вот, строительство
порта в Стеблеевском лимане требует
больших финансовых затрат. Необходимо
также строить железную дорогу, но самое
затратное – дноуглубление. Именно по
этой причине Стеблеевский вариант был
отклонен. Уж если для бюджета Советского
Союза такие расходы были неоправданны,
то сейчас – тем более.


Вариант левого берега менее затратный?


Конечно. Там у нас два затона, и все –
работающие!

Там
уже есть причалы. Туда уже заходят суда.

Единственное,
что ограничивает их возможности –
отсутствие железной дороги. А необходимо
всего-то 12,5 км! Есть уже инвесторы,
которые готовы вложить деньги в
строительство. Готовы предпроектные
изыскания.

Надо
не ждать, а действовать – развивать
производство.

Ведь
речь идет о создании примерно такого
же порта, как сейчас. Что касается
Стеблеевского лимана, я считаю это
авантюрой. Вполне возможно, что за
словами о «строительстве порта» стоят
совсем другие намерения…


Создается впечатление, что в нашем
городе бизнесмены спят и видят, как
обзавестись своим личным портом. А на
сессии горсовета принято решение строить
«коммунальный» порт. Зачем?


Как депутат городского совета, я понимал
это решение как желание создать
коммунальный порт для перевозки горожан
на дачи. А сегодня эта тема уже развивается
дальше: звучат не столько смелые, сколько
авантюрные заявления. Естественно, под
лозунгом «заботы о людях».

Кто
будет инвестировать в эту авантюру
большие деньги? Кстати, у нашего, подчеркну
– государственного порта, есть в том
же Стеблееском лимане свой причал для
перегрузки песка. Мы его регулярно
углубляем. Но четко знаем, что там
перспектив для расширения нет.

Для
трудового люда


Многие руководители предприятий
стараются забыть о существовании
социальных программ, как о страшном
сне. При этом прикрываются универсальной
фразой: мировой кризис – нет денег. Ни
для спецодежды, ни для охраны труда, ни
для детских садов и общежитий. А как
выполняются подобные обещания в порту?


Несмотря на экономический кризис (мы
все понимаем, что многим хочется ловить
рыбку в его мутной воде), порт работал
стабильно, а значит, все социальные
объекты финансировались по намеченной
программе. Безусловно, кризис и нас
зацепил, но не так, чтобы поднимать руки
вверх и кричать: все плохо!

Мы
сумели сохранить всю социальную сферу,
ничего не закрыли, не сократили. У нас
работал детский оздоровительный лагерь,
портовики поправляли здоровье в
пансионатах и санаториях. У херсонцев
и гостей города большой популярностью
пользуется наша водноспортивная станция
на левом берегу Днепра. Мы никому не
отказываем: пожалуйста, отдыхайте вместе
с нами!

Единственное,
что волнует – жилищный вопрос. Очередь
большая. Но, кроме предоставления места
в нашем общежитии для малосемейных, мы
ничего пока предложить не можем. Тот
миллион гривен, который мы планировали
выделить на кредитование жилья, точнее
– на финансирование беспроцентных
кредитов для молодежи, нам пока не
утвердили в министерстве. Будем думать,
будем решать…


Неужели сейчас можно надеяться на
получение бесплатного жилья?


Новый проект жилищного кодекса говорит
о том, что бесплатного жилья в Украине
больше не будет. Конечно, это плохо. Люди
это тяжело воспринимают. Но такова наша
действительность.

Мы
связываем надежды с новым Президентом
Украины – Виктором Януковичем, который
очень хорошо понимает проблемы портовиков.
Когда он был премьер-министром, то
выделял большие деньги на развитие,
прежде всего, коммунального хозяйства
городов.

За
примерами далеко ходить не надо. Тогда
у нас в Херсоне реконструировали мост
через реку Кошевую. Порядка семи миллионов
гривен было выделено для этого. Кстати,
Херсонский торговый порт также помог
городу, выделив на реконструкцию миллион
гривен. Горожане не должны забывать об
этом.

Будет
развиваться порт, найдутся деньги и для
других городских проблем. Как депутат
горсовета, знаю, в каком сложном состоянии
находится сегодня жилищно-коммунальное
хозяйство города. Катастрофическое
положение с сетями. Разговоров об
инвесторах и кредитах – много, но ничего
не меняется.

Возможно,
теперь у нас произойдут реальные
подвижки. Хотелось бы в это верить, но
и самим не плошать – работать эффективно,
обновлять технику, развивать производство.

Справка: Валерий Васильевич Тернавский родился 15 марта 1950 года в поселке
Старая Барда Красногорского района Алтайского края. Окончил Херсонское
мореходное училище, затем – Одесский институт инженеров морского флота.
 

Трудовую деятельность начинал в Новороссийском морском пароходстве мотористом на судах заграничного плавания.

С
1972 года Валерий Васильевич работает в Херсонском морском торговом
порту. Сначала – сменным механиком, затем – инженером-технологом,
старшим стивидором, заместителем начальника порта по социальным
вопросам.    

В 2001 году избран председателем профкома ХМТП.
Трижды избирался депутатом Суворовского районного совета, дважды –
Херсонского горсовета. С 2002 года – член Президиума Центрального
совета Профсоюза работников морского транспорта Украины, в 2007 году
избран первым заместителем председателя Профсоюза работников морского
транспорта Украины, член Херсонского обмежсовпрофа, член Партии
регионов.

Награжден медалью «За спасение утопающих», знаками
«Почетный работник морского и речного флота Украины», «Почетный
портовик», Почетной грамотой Верховной Рады Украины.

Источник:
Украинская транспортная газета "Моряк"