Появление кораблей класса MISTRAL в Балтийском и Чёрном морях изменит баланс сил – ЦИАКР



В этой связи Центр исследований армии, конверсии и разоружения считает, что
возможное появление кораблей класса
Mistral на вооружении ВМФ России в акваториях Балтийского
и Черного морей существенно изменить баланс сил в пользу России в этих
регионах.

Сделка

Перспектива вышеуказанного контракта впервые была озвучена российским
руководством в конце мая 2009 года на 4 международном военно-морском салоне
IMDS-2009 в том же Санкт-Петербурге. До
недавнего времени все попытки продать корабли такого класса на мировом рынке
оказывались безрезультатными – слишком неходовой товар. Поскольку не каждая
страна может позволить себе купить, а главное – содержать такую боевую единицу
в составе национальных военно-морских сил.

Новость оказалась также неожиданной в силу ее нетипичности применительно к
современным ВМФ России – в истории военно-морского флота России отсутствует практика
постройки, эксплуатации и применения универсальных десантных вертолетоносцев
кораблей-доков, способных осуществлять операции в Мировом океане. Как
отсутствует и практика закупки военных кораблей иностранного производства, явно
в ущерб собственных верфям. То есть десантные корабли разной размерности у
России были всегда, но вот кораблей, позволяющих выполнять экспедиционные
задачи – никогда. Если сделка состоится, то это будет одним из самых масштабных
случаев поставок оружия России со стороны стран НАТО, которые будут иметь
серьезные геополитические последствия.

Проекция силы

Что же побудило в условиях мирового финансового кризиса руководство
современной России принять столь непопулярное решение в пользу приобретения за
рубежом вертолетоносца? Также впечатляет и оперативность принятия решения
российским руководством, которое высказало согласие приобрести у Франции один
недостроенный корабль (при условии его адаптации под российские системы
вооружения) и постройку по лицензии четырех остальных на российских
судостроительных предприятиях. Ответ, как оказалось, банально прост. Его
фактически озвучил командующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, заявивший,
что «в прошлогоднем августовском конфликте корабль класса
Mistral позволил бы Черноморскому флоту РФ
выполнить свою миссию за 40 минут, а не за 26 часов», «а это именно то время, в
котором мы нуждаемся», — добавил В.Высоцкий.

Все-таки неслучайно французы выделили корабли типа Mistral в отдельный подкласс – десантно-командный корабль, – назвав его «force projection & command vessel» («корабль проецирования силы и
управления»). Согласно заявлений проектантов корабля, он позволяет вместить в
себя полноценный танковый батальон со средствами усиления. Общая масса
загруженной бронетехники может достигать 1000 тонн. Вместимость десанта оценивается – 450 военнослужащих в
полном снаряжении и с личным оружием, либо 700 человек – «гражданского
персонала», например, в ходе гуманитарных операций или эвакуации пострадавших
от стихийных бедствий. Возможен также вариант кратковременной перевозки войск
численностью до 1200–1300 человек, но это допускается при отсутствии или
сокращенном количестве техники на борту.

Немного политики в морской воде

Избитый вопрос об отношении России к перманентному усилению влияния США и
других стран-членов НАТО в странах Восточной Европы и в регионе Балтики,
приводит к мысли о том, что руководство современной России, всерьез озабочено
перспективой трансформации такого влияния в нечто более существенное, способное
создать новую угрозу ее интересам и обороноспособности. Однако, чтобы Вашингтон
или другие страны-члены НАТО ни пытались предпринять на территории бывшего
постсоветского пространства, действия России будут всегда одинаковыми – она будет жестко отстаивать свое право на доминирование
в регионе.

Вопрос становится особенно актуальным, когда речь заходит об акваториях
Черного и Балтийского морей, где Россия стремится проложить свои новые
энергетические артерии в Европу – газопроводы Северный и Южный поток. Тем не
менее, современное руководство России не может полностью изолировать себя на
международной арене, и вынуждено применять двойные стандарты в отношениях с
Альянсом. В случае с приобретением у Франции кораблей класса
Mistral Россия рассчитывает на удачный
дипломатический ход – усыпить бдительность НАТО масштабностью сделки и получить в свое распоряжение современные
боевые корабли и технологию их постройки.

Утешает лишь одно, что в случае каких-то обострений и потенциальных
конфликтов руководство альянса сможет оперативно принять решение о прекращении
поставок вооружений России, как стране, которая выступает не на его стороне.
Это может означать только одно:
Mistral будет небоеготов и окажется
бесполезной грудой металла.

Особенности морской парковки

По мнению экспертов Центра исследования армии, конверсии и разоружения, базирование такого крупного
корабля водоизмещением 21,5 тыс. тонн в акватории Черного моря, с учетом
наличия соответствующей береговой инфраструктуры, обеспечивающей возможность их
эффективного обслуживания, возможно в военно-морских базах в Севастополь
(Украина) и Новороссийск (Российская Федерация). В противном случае, корабли
класса
Mistral будут
вынуждены простаивать на внешних рейдах пунктов базирования и понапрасну
использовать свой моторесурс. Также считается, что в силу действия на
протяжении 50 суток в году ветров Бора должная безопасность стоянки кораблей в
Новороссийске должным образом обеспечена не будет. Тогда остается Украина.

В сложившейся ситуации, также трудно себе представить каким образом будет
решаться вопрос получения российской стороной разрешения для захода корабля
такого класса на территорию Украины. Это в первую очередь связано с его
основным назначением – возможностью проведения «экспедиционных операций»,
которые, по своей сути, носят наступательный характер. Российские
военно-морские эксперты также отмечают, что боевое применение кораблей типа
Mistral без кораблей боевого охранения возможно
лишь против стран, где не ожидается серьезного противодействия со стороны ВМС
противника. В акватории Черного моря таким исключением являются лишь ВМС Турции. Таким образом, появление группы кораблей класса
Mistral на
вооружении ВМФ России существенно повлияет на геополитический баланс сил в
регионах Балтики и Черного моря со
смещением центров силы сторону России.

Вместо послесловия

Во-первых, очевидно, что боевое назначение Mistral сегодня пока «не вписывается» в существующую
концепцию боевого применения ВМФ России и российской морской пехоты.
Mistral создавался в рамках западной концепции
ведения десантных операций в удаленных районах Мирового океана, поскольку он
адаптирован к проведению высадки личного состава и боевой техники
преимущественно на уже очищенное от противника побережье. Руководство ВМФ
заявляет о возможности применения
Mistral в локальных войнах, хотя наиболее вероятные регионы его применения до сих
пор четко не определены. Тем не менее, не исключается, что приобретение МО
России кораблей типа
Mistral
является ответом на желание политического руководства страны немедленно
«улучшить» свои позиции в отношениях с Украиной, Грузией и странами Балтии.

Во-вторых, сумма, необходимая на закупку 4 – 5 кораблей типа Mistral сегодня соизмерима с объемом всего
годового государственного заказа России. Считается, что в случае заключения
контракта, она не позволит России осуществить другие, более актуальные проекты,
разработки и строительства кораблей класса фрегат, эсминец, и более крупного
водоизмещения, довести до завершения уже заложенные проекты. В этих условиях
кораблестроение России может окончательно потерять способность строить боевые
корабли.

В-третьих, требования к обеспечению базирования кораблей типа Mistral в Черном море могут быть «решены» только
за счет другого государства -Украины. Однако на самом деле, Украина и Грузия
только часть мега-проекта Кремля по восстановлению своего влияния там, где это
возможно. Сегодня к списку стран, в которые входят Германия, Азербайджан,
Турция, Польша присоединились регионы Черного и Балтийского морей в целом.
Усиление влияния России в мире эксперты отмечают практически каждый день.
Причем, вопрос цены – как правило – второстепенный.

В-четвертых, что касается непосредственно Украины, то для восстановления
баланса сил в Черном море на уровне двух государств на повестку дня актуальным
становится ускорение работ по созданию проекта украинского корвета, а также
доведение до логического конца работ по созданию национального комплекса ОТР
(наземного и морского базирования).

Дмирий Богданов, Игорь Возняк,

Центр исследования армии, конверсии и разоружения

defence-ua.com


23 ноября 2009 г. французский вертолетоносец Mistral зашел с рабочим визитом в Санкт-Петербург (РФ) для демонстрации возможностей своему потенциальному покупателю – Министерству обороны Российской Федерации. Предстоящая сделка между Россией и Францией уже вызвала обоснованные опасения соседних с Россией государств. Соседи считают, что современная Россия стремится увеличить свой наступательный потенциал в акваториях Черного и Балтийского морей.



В этой связи Центр исследований армии, конверсии и разоружения считает, что
возможное появление кораблей класса
Mistral на вооружении ВМФ России в акваториях Балтийского
и Черного морей существенно изменить баланс сил в пользу России в этих
регионах.

Сделка

Перспектива вышеуказанного контракта впервые была озвучена российским
руководством в конце мая 2009 года на 4 международном военно-морском салоне
IMDS-2009 в том же Санкт-Петербурге. До
недавнего времени все попытки продать корабли такого класса на мировом рынке
оказывались безрезультатными – слишком неходовой товар. Поскольку не каждая
страна может позволить себе купить, а главное – содержать такую боевую единицу
в составе национальных военно-морских сил.

Новость оказалась также неожиданной в силу ее нетипичности применительно к
современным ВМФ России – в истории военно-морского флота России отсутствует практика
постройки, эксплуатации и применения универсальных десантных вертолетоносцев
кораблей-доков, способных осуществлять операции в Мировом океане. Как
отсутствует и практика закупки военных кораблей иностранного производства, явно
в ущерб собственных верфям. То есть десантные корабли разной размерности у
России были всегда, но вот кораблей, позволяющих выполнять экспедиционные
задачи – никогда. Если сделка состоится, то это будет одним из самых масштабных
случаев поставок оружия России со стороны стран НАТО, которые будут иметь
серьезные геополитические последствия.

Проекция силы

Что же побудило в условиях мирового финансового кризиса руководство
современной России принять столь непопулярное решение в пользу приобретения за
рубежом вертолетоносца? Также впечатляет и оперативность принятия решения
российским руководством, которое высказало согласие приобрести у Франции один
недостроенный корабль (при условии его адаптации под российские системы
вооружения) и постройку по лицензии четырех остальных на российских
судостроительных предприятиях. Ответ, как оказалось, банально прост. Его
фактически озвучил командующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, заявивший,
что «в прошлогоднем августовском конфликте корабль класса
Mistral позволил бы Черноморскому флоту РФ
выполнить свою миссию за 40 минут, а не за 26 часов», «а это именно то время, в
котором мы нуждаемся», — добавил В.Высоцкий.

Все-таки неслучайно французы выделили корабли типа Mistral в отдельный подкласс – десантно-командный корабль, – назвав его «force projection & command vessel» («корабль проецирования силы и
управления»). Согласно заявлений проектантов корабля, он позволяет вместить в
себя полноценный танковый батальон со средствами усиления. Общая масса
загруженной бронетехники может достигать 1000 тонн. Вместимость десанта оценивается – 450 военнослужащих в
полном снаряжении и с личным оружием, либо 700 человек – «гражданского
персонала», например, в ходе гуманитарных операций или эвакуации пострадавших
от стихийных бедствий. Возможен также вариант кратковременной перевозки войск
численностью до 1200–1300 человек, но это допускается при отсутствии или
сокращенном количестве техники на борту.

Немного политики в морской воде

Избитый вопрос об отношении России к перманентному усилению влияния США и
других стран-членов НАТО в странах Восточной Европы и в регионе Балтики,
приводит к мысли о том, что руководство современной России, всерьез озабочено
перспективой трансформации такого влияния в нечто более существенное, способное
создать новую угрозу ее интересам и обороноспособности. Однако, чтобы Вашингтон
или другие страны-члены НАТО ни пытались предпринять на территории бывшего
постсоветского пространства, действия России будут всегда одинаковыми – она будет жестко отстаивать свое право на доминирование
в регионе.

Вопрос становится особенно актуальным, когда речь заходит об акваториях
Черного и Балтийского морей, где Россия стремится проложить свои новые
энергетические артерии в Европу – газопроводы Северный и Южный поток. Тем не
менее, современное руководство России не может полностью изолировать себя на
международной арене, и вынуждено применять двойные стандарты в отношениях с
Альянсом. В случае с приобретением у Франции кораблей класса
Mistral Россия рассчитывает на удачный
дипломатический ход – усыпить бдительность НАТО масштабностью сделки и получить в свое распоряжение современные
боевые корабли и технологию их постройки.

Утешает лишь одно, что в случае каких-то обострений и потенциальных
конфликтов руководство альянса сможет оперативно принять решение о прекращении
поставок вооружений России, как стране, которая выступает не на его стороне.
Это может означать только одно:
Mistral будет небоеготов и окажется
бесполезной грудой металла.

Особенности морской парковки

По мнению экспертов Центра исследования армии, конверсии и разоружения, базирование такого крупного
корабля водоизмещением 21,5 тыс. тонн в акватории Черного моря, с учетом
наличия соответствующей береговой инфраструктуры, обеспечивающей возможность их
эффективного обслуживания, возможно в военно-морских базах в Севастополь
(Украина) и Новороссийск (Российская Федерация). В противном случае, корабли
класса
Mistral будут
вынуждены простаивать на внешних рейдах пунктов базирования и понапрасну
использовать свой моторесурс. Также считается, что в силу действия на
протяжении 50 суток в году ветров Бора должная безопасность стоянки кораблей в
Новороссийске должным образом обеспечена не будет. Тогда остается Украина.

В сложившейся ситуации, также трудно себе представить каким образом будет
решаться вопрос получения российской стороной разрешения для захода корабля
такого класса на территорию Украины. Это в первую очередь связано с его
основным назначением – возможностью проведения «экспедиционных операций»,
которые, по своей сути, носят наступательный характер. Российские
военно-морские эксперты также отмечают, что боевое применение кораблей типа
Mistral без кораблей боевого охранения возможно
лишь против стран, где не ожидается серьезного противодействия со стороны ВМС
противника. В акватории Черного моря таким исключением являются лишь ВМС Турции. Таким образом, появление группы кораблей класса
Mistral на
вооружении ВМФ России существенно повлияет на геополитический баланс сил в
регионах Балтики и Черного моря со
смещением центров силы сторону России.

Вместо послесловия

Во-первых, очевидно, что боевое назначение Mistral сегодня пока «не вписывается» в существующую
концепцию боевого применения ВМФ России и российской морской пехоты.
Mistral создавался в рамках западной концепции
ведения десантных операций в удаленных районах Мирового океана, поскольку он
адаптирован к проведению высадки личного состава и боевой техники
преимущественно на уже очищенное от противника побережье. Руководство ВМФ
заявляет о возможности применения
Mistral в локальных войнах, хотя наиболее вероятные регионы его применения до сих
пор четко не определены. Тем не менее, не исключается, что приобретение МО
России кораблей типа
Mistral
является ответом на желание политического руководства страны немедленно
«улучшить» свои позиции в отношениях с Украиной, Грузией и странами Балтии.

Во-вторых, сумма, необходимая на закупку 4 – 5 кораблей типа Mistral сегодня соизмерима с объемом всего
годового государственного заказа России. Считается, что в случае заключения
контракта, она не позволит России осуществить другие, более актуальные проекты,
разработки и строительства кораблей класса фрегат, эсминец, и более крупного
водоизмещения, довести до завершения уже заложенные проекты. В этих условиях
кораблестроение России может окончательно потерять способность строить боевые
корабли.

В-третьих, требования к обеспечению базирования кораблей типа Mistral в Черном море могут быть «решены» только
за счет другого государства -Украины. Однако на самом деле, Украина и Грузия
только часть мега-проекта Кремля по восстановлению своего влияния там, где это
возможно. Сегодня к списку стран, в которые входят Германия, Азербайджан,
Турция, Польша присоединились регионы Черного и Балтийского морей в целом.
Усиление влияния России в мире эксперты отмечают практически каждый день.
Причем, вопрос цены – как правило – второстепенный.

В-четвертых, что касается непосредственно Украины, то для восстановления
баланса сил в Черном море на уровне двух государств на повестку дня актуальным
становится ускорение работ по созданию проекта украинского корвета, а также
доведение до логического конца работ по созданию национального комплекса ОТР
(наземного и морского базирования).

Дмирий Богданов, Игорь Возняк,

Центр исследования армии, конверсии и разоружения

defence-ua.com