Генпрокуратура Украины требует закрыть пункты пропуска через границу для частных терминалов

2009-11-11 14:44:24

30 октября 2009 года Генеральная прокуратура Украины вынесла ряд протестов на решения Кабинета министров Украины об открытии пунктов пропуска через государственную границу для международного морского грузового и паромного сообщения вне территории и акватории государственных морских и речных портов №08/1-144294 по №08/1-144296 от 15.01.1999.


Протест Генеральной прокуратуры
касается пунктов пропуска на ООО «Порт Очаков», ЗАО «Николаевский калийный
терминал», ООО СП «Нибулон», ЗАО «Камыш-Бурун», ООО «Ильичевский судоремонтный
завод» и ОАО «Судостроительный завод «Залив».

Ссылаясь на ряд
нормативно-правовых актов, Генеральная прокуратура требует отменить
Распоряжение Кабмина как незаконное. Протест прокурора А.Медведько
останавливает действие опротестованного акта и подлежит рассмотрению в
десятидневный срок после его поступления в Кабмин.

Десятидневный срок наступает
буквально на днях. Каковы будут действия действующего Премьер-министра и
Кабмина мы в ближайшее время узнаем. Можно предположить, что Ю.В.Тимошенка не
станет защищать распоряжение, принятое в 2004 году В.Януковичем.

В протесте прокуратуры идет
ссылка на следующие нормативные акты, определяющие статус пунктов пропуска
через государственную границу Украины:

1. Кодекс торгового мореходства
Украины, Статья 73. Правовой статус морского порта

(Положение части первой статьи 73
об определении морского порта государственным предприятием признано
конституционным согласно решению Конституционного Суда N 21-рп/2004 (
v021p710-04 ) от 15.12.2004)

Морской порт является
государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания
судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также
перевоз грузов и пассажиров на судах, которые принадлежат порту.

Перечень морских портов Украины,
открытых для захода иностранных судов, определяется Кабинетом Министров Украины
и объявляется в Сообщениях мореплавателям.

На территории порта могут
действовать предприятия и организации всех форм собственности, целью и видом
деятельности которых является обслуживание судов, пассажиров и грузов в
порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Морской порт не имеет права
препятствовать деятельности этих предприятий и организаций на территории порта,
а также вмешиваться в их хозяйственную деятельность, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Украины, учредительными документами этих
предприятий и организаций.

На территории Украины существуют
торговые, рыбные и другие специализированные морские порты.

2. Таможенный кодекс Украины

Глава 16 Таможенные процедуры на
морском и речном транспорте

Статья 121. Места осуществления
таможенных процедур

Таможенные органы осуществляют
таможенные процедуры в зонах таможенного контроля на территории морских и
речных портов, а также в акватории портов, открытых для международных
перевозов.

3. ЗУ О государственной границе
Украины

Статья 7. Взаимоотношения со
смежными государствами в пограничных вопросах

Пограничные вопросы со смежными
государствами решаются Украиной на основе взаимности и добрососедства в
соответствии с данным Законом, других актов законодательства Украины и
международных договоров Украины.

По мнению Генеральной
прокуратуры, нарушение этих нормативных документов создает угрозу экономике
страны и угрозу национальной безопасности.

Таким образом, в очередной раз
подчеркнут бесправный статус частных терминалов. Если протест прокуратуры
вступит в силу, пункты пропуска через государственную границу останутся только
в государственных морских торговых портах.

Пока сложно сказать, как отмена
этого решения отразится на экономической деятельности частных терминалов, но
очевидно, что это не упростит их деятельность и без того напряженную в этот
тяжелый экономический период.

Наше издание заинтересовало, как
получилось, что только спустя 5 лет после принятия соответствующего решения
Кабмином Генеральная прокуратура рассмотрела его на предмет законности.

Отметим, что половина закрытых
пунктов пропуска приходится на Николаевскую область, что дает основания
задаться вопросом, не был ли запрос в Генеральную прокуратуру следствием боевых
действий между СП ООО «Нибулон» и ГП
«Николаевский морской торговый порт»?

По информации редакции,
Генеральная прокуратура рассматривала вопрос незаконного использования
имущества государственного имущества ООО «Порт Очаков»

, по запросу депутата Верховной
Рады, В.И.Матвеева. С чем связано любопытство депутата-коммуниста можно
предполагать, но известно, что в конфликте «Нибулон»-«НМТП» В.Матвеев занял
сторону ООО «Нибулон». Работники николаевского порта уже пикетировали ячейку Компартии
в Николаевской области
.

Еще одна версия о причинах происходящего – возможно, действия Генпрокуратуры никак не связаны с конфликтом "Нибулона" и НМТП, а носят "предвыборный" характер и связаны с частними терминалами Крыма и Ильичевска.

Мы можем только предполагать, кто виноват
в том, что будут закрыты пункты пропуска через границу на частных терминалах,
но можно с уверенностью сказать – пока вопрос урегулируется и будет найдена
приемлемая формула решения, в том числе, на законодательном уровне, работа не
только ООО «Порт Очаков», но и «Никатерры», и «Нибулона» и других предприятий  может остановиться,
что скажется на налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней.

Н.Петров