2009-08-31 14:05:10

Морские торговые порты Украины за І-е полугодие 2009 года перечислили в Госбюджет 758 млн. 481 тыс.грн., что на 152% больше показателя прошлого года. По сообщению пресс-службы Минтранссвязи Украины, также в І-м полугодии 2009 года морские порты получили доходов на сумму 4 млрд. 699 млн.грн., тогда как в прошлом году – 2 млрд. 931 млн.грн. грн.



Среди портов, у которых
«значительный прирост от предыдущего года»—и Севастопольский морской торговый
порт, чистая прибыль которого по итогам первых 6 месяцев составила 5 млн. 198,6
тыс. грн. (против 744,7 тыс.грн. по итогам 6 месяцев в прошлом году), что,
кстати, составляет 266% от плана.

За счет чего удалось добиться
такого прорыва в кризисное, не будем забывать, время, а также о перспективах
развития предприятия корреспондент беседует с начальником Севастопольского
морского торгового порта (СМТП) Сергеем Геннадьевичем Таракановым:

— Здесь много и объективных, и
субъективных факторов. Первое, на чем я хотел бы остановиться—это на портовом
сборе от судов большого дедвейта, непосредственно заходящих в Севастопольскую
бухту. Количество судов большого дедвейта увеличилось. А за счет объема судна,
естественно, увеличивается и портовый сбор.

Почему стало больше заходить
судов большого дедвейта? Прежде всего потому, что в Украине хороший урожай
зерна, которое зернотрейдеры активно продавали на Запад. Зерно шло практически
полгода. Кроме того, возрос курс доллара, а портовые сборы, как известно,
сплачиваются именно в этой валюте. Поэтому, увеличилась и гривневая
составляющая.

Второй фактор. Мы сделали акцент
на перевозках так называемых местных пассажиров. Кстати, стали выполнять
судоремонт катеров своими силами: усилили ремонтную базу, набрали хороших
специалистов. И только на этом мы сэкономили около 2-х миллионов гривен.
Практически к началу летнего сезона все пассажирские суда порта были
отремонтированы, благодаря чему мы смогли поставить 2 катера на Учкуевку, 2
катера для работы в Балаклаве — на пляжи «Золотой» и «Яшмовый».

Поэтому, несмотря на то, что
количество туристов в Севастополе несколько уменьшилось, мы не потеряли, а за
счет вновь открывшихся линий даже выиграли.

Кроме того, нами разработана
программа развития пассажироперевозок. Она касается перевозок не только внутри
бухты. Мы будем пытаться замкнуть линию «Бухта Казачья – Омега – Парк Победы –
Бухта Карантинная – Севастопольская бухта». Для этого нам необходимо будет
выделение земельных участков для строительства мини-вокзалов. Линии эти
планируем сделать регулярными.

— А как это будет выглядеть по
срокам?

— На следующий год, это,
наверное, нереально, потому что необходимо время для выделения земельных
участков, строительства причалов и так далее.

Следующий акцент. Дало о себе
знать наше активное сотрудничество с «Меткруз»—Ассоциацией морских круизных
средиземноморских портов. Безусловно, здесь сказалось наше участие в
декабрьской прошлого года международной выставке в Майами, в которой принимают
участие операторы, мировые владельцы круизных судов. Там мы имели возможность
пообщаться, как говорится, напрямую. В частности, мы договорились, что плюс к
тем судозаходам, которые были спланированы, к нам осуществят судозаходы еще 14
круизных лайнеров длинной до 300 метров.

Даже если обратиться к
статистике, то можно отметить, что, например, на 2006 год в плане было 30
судозаходов иностранных круизных теплоходов, в плане на 2009 год—55. Разница,
как говорится, ощутимая.

Или взять судозаходы теплоходов
типа «река-море»: в 2006 году—65, сейчас—81. Ну и, соответственно,
увеличивается количество пассажиров. Если в 2006 году город на судах город
посетило более 8 тысяч человек, то сейчас их будет около 20 тысяч человек.

— Кстати, во время нашей
предыдущей беседы вы говорили о планах оборудовать в Севастопольской бухте
точку якорной стоянки, с тем, чтобы была возможность принимать сразу два
круизных лайнера. Этим планам суждено было сбыться?

— Да, мы обследовали место
якорной стоянки, были проведены гидрографические работы, выставлены две бочки,
озвучены координаты якорной стоянки. То есть она готова, в ближайшее время мы
ее официально откроем. Хотя фактически эта якорная стоянка уже функционировала:
на День флота, как украинского, так и российского, там стояли корабли.

— А как на ситуацию с заходами
круизных лайнеров повлиял мировой кризис?

— Все думали, что кризис
значительно сократит круизный бизнес. Но знаете, я скажу, что нет. Почему?
Может, многие люди решили переждать и отправиться в путешествие, отдохнуть.
Анализ показывает, что круизные линии практически не пострадали. Я это знаю и
непосредственно от моих знакомых, которые пользуются услугами операторов,
путешествуют и по Карибскому бассейну, и по Тихому океану, Атлантике. Так вот,
они говорят, что сегодня уже сложно заказать новогодний круиз по Карибскому
бассейну. Могут предложить каюту разве что где-нибудь возле шлюпки.

Одним словом, круизные операторы
считают, что их бизнес не подвергся большому спаду, и прогнозы хорошие.
Доказательство тому—сейчас разрабатывается строительство судов до 500 метров, с
3-4 тысячами пассажиров на борту.

Мы же, со своей стороны,
стараемся как можно шире пропагандировать за рубежом наш город, возможности
порта. Поэтому круизные операторы уже обращают свой взор к Севастополю.

Кроме того, увеличилось
количество заходов судов типа «река-море». Кстати, тоже очень интересные
круизы, иностранные гости с удовольствием участвуют в них.

Возвращаясь же к заходам в
Севастополь круизных лайнеров, добавлю, что особенно частые, практически через
день, их заходы будут осуществляться в сентябре и октябре.

— За счет увеличившейся чистой
прибыли удалось что-то «пустить» на развитие предприятия?

— Да, конечно. Главное
предназначение портов—это перевалка грузов. Исходя из этого, мы в Инкермане, за
счет заработанных средств начали реализацию программы по удлинению подкрановых
путей, намыли дополнительную территорию, делаем дополнительные складские
площадки, то есть, все для того, чтобы увеличить количество грузов. А когда
груза будет достаточно для хранения в порту, к нему пойдет и грузовладелец.
Потому что вначале груз надо накапливать для того, чтобы в последующем его
перевозить.

Кроме того, закуплена техника. В
частности, приобрели бульдозер, закупили бобкеты, вертикальные погрузчики.
Одним словом, должен сказать, что в нынешнем году техническую базу мы оснастили
довольно-таки хорошо.

Многое сделано и по линии
модернизации наших помещений, морвокзал более-менее приведен в порядок. Потому
что последний раз ремонтные работы здесь проводились очень давно, нужно
ремонтировать и крышу, и фасады, и окна менять, и отопление делать, и
канализацию проводить. Работники порта видят перемены, и их это приятно
удивляет.

— А сказалось ли увеличение
прибыли предприятия на их зарплате?

— Естественно, когда есть доходы,
то и зарплата растет. Если в первом полугодии прошлого года средняя зарплата
составляла около 2 тыс.грн., то в первом полугодии нынешнего года—уже более 3,5
тыс.грн. Поэтому люди идут к нам.

Понятно, денег много не бывает,
их всегда не хватает, но я думаю, что среди наших работников нет желающих
сменить место работы. У нас и премии есть— месячные, квартальные, полугодовые,
годовые.

— Давайте продолжим разговор о
перспективах развития порта. Ранее вы заявляли, что активно поддерживаете идею
внедрения в Севастополе экономических новаций типа СЭЗ, или территории
приоритетного развития. Прошедшие несколько месяцев не изменили вашего
отношения к этому?

—Что может быть лучше для порта,
чем СЭЗ? Это лучший вариант. Если в Севастополе появится свободная
экономическая зона, то порт будет участвовать во всех проектах. Возьмем для
примера порты, которые находятся в свободных экономических зонах. Будь-то
Гонконг или Сингапур, Куала-Лумпур… Там порты развиваются. Не говоря уже о том,
что свободные экономические зоны дают громадный успех в развитии государства.
Так что, мы, как говорят, обеими руками «за», поддерживали и будем поддерживать
эту инициативу главы города Сергея Куницына.

Причем, мы не собираемся все
забрать «под себя». Мы сейчас уже видим, какие портовые сооружения могут дать
хороший экономический эффект для развития и портовой деятельности и города и
самой Украины.

Говоря о перспективах порта, не
могу не сказать и о том, что 25 августа я в Киеве буду представлять министру
транспорта и связи разработанный Генеральный план развития Севастопольского
морского торгового порта до 2020 года.

— Этот генплан совпадает с
вынашиваемыми планами создания в Севастополе крупного транспортного узла, с
теми наработками, которые были при бывшем директоре Департамента морского и
речного транспорта Владимире Работневе?

— Да, конечно, здесь смена
руководителя департамента не повлияла. Потому что каждый руководитель
заинтересован в развитии предприятий, отрасли в целом.

Кстати, если говорить о планах
развития, то для севастопольцев, думаю, будет интересно знать, что у нас есть
конкретная программа развития портопунктов вдоль побережья—строительства
современных портопунктов. Но тут надо будет еще решить вопросы с выделением под
них земельных участков. Мы подобрали уже три участка, документы находятся в
горсовете.

— Ранее вы также высказывали ряд
претензий в адрес Черноморского флота России в плане его «несговорчивости» в
отношении необходимости осуществления капиталовложений в арендуемые им
гидротехнические сооружения и тому подобное. Произошли ли здесь какие-то
позитивные сдвиги?

— К сожалению, ничего позитивного
в данном отношении не произошло. Межгосударственная комиссия по ЧФ РФ как не
работала, так и не работает. Когда же возникают какие-то спорные вопросы, то,
когда обращаешься к Черноморскому флоту, в ответ слышишь: «Мы ничего не знаем,
вот есть комиссия…». А комиссия эти вопросы решает очень долго.

Вопросов возникает много, но даже
вопросы, я бы так сказал, местечкового уровня, к сожалению, не решаются.

Олег Леонтиевский, «Новый Севастополь»