2009-08-31 13:49:24

4-5 сентября в акваторию порта Южный должно прийти судно «Zhen Hua 11» с оборудованием для нового контейнерного терминала «ТИС», это 3 причальных и 10 тыловых контейнерных перегружателя. Администрация порта категорически отказывается ставить судно к 21-му причалу, аргументируя это тем, что причал не включен в Свод обязательных постановлений порта. Включить же 21-й причал в Свод начальник порта обещает после того, как компания «ТИС» подпишет договор про отсутствие финансовых и имущественных претензий к порту, связанных со строительством этого причала. Цена вопроса – 23 млн.евро.


За конфликтом «ТИС» и порта Южный морская
общественность Украины с интересом следит вот уже 2 месяца. Стороны поочередно
обвиняют друг друга в рейдерстве, блокировании автомобильных трасс,
вымогательстве и разворовывании государственной собственности.

Напомним, компания «ТИС» инвестировала
строительство нескольких причалов, железнодорожной ветки и углубление
акватории, доведя глубины до 15 метров. Поскольку акватория принадлежит порту,
стоимость этих работ планировалось оформить как беспроцентную ссуду.
Фактическая стоимость дноуглубительных работ составила 23 млн.евро. В середине
июня,администрация порта Южный отказалась включать объект в Свод обязательных
постановлений порта, пока руководство «ТИС» не откажется от возможных будущих
претензий по компенсации этой суммы. Чтобы «склонить» руководство «ТИС» к своей
точке зрения, администрация отказывается ставить суда с оборудованием для
причала №21,
«Zhen Hua 11» – это уже второе подобное судно, первым был т/х «Scan Oceanic». Черноморская транспортная прокуратура не нашла
криминала в действиях руководства порта и отказала в открытии дела против Ю.Ю.Крука.

Чтобы разобраться в ситуации, мы решили
побеседовать с обеими сторонами, но руководитель порта Южный с нами не смог
встретиться, что касается пресс-службы, то мы получили комментарий: руководство
порта свою позицию не меняет.

Комментарии руководства «ТИС» были более
информативными. Как нам сообщил Андрей Кузьменко, директор «ТИС-контейнер», компания
создала на площади
50 гектаров новую акваторию для 19, 21, 22, 23 причалов. Было
изъято 6,5 млн. кубов грунта. За счет этих работ порт Южный только в этом году
заработал 19 млн. долларов и в дальнейшем будет получать 30-40 млн. долларов в
год за счет портовых сборов.

Сам проект контейнерного терминала – один из самых
крупных инвестиционных проектов в транспорте. На месте терминала была гора,
поэтому пришлось срыть около 7 млн. куб метров грунта. Длина причальной стенки
– 450 метров. Сегодня это самый большой причал в Украине. Стоимость
дноуглубительных работ составила 22-23 млн. евро.

Именно эта сумма – возможные будущие претензии
компании ТИС к порту Южный, которые так хочет избежать начальник порта.

А.Кузьменко: «Сегодня «ТИС-руда» судится с портом,
есть претензия на сумму 51 млн. грн. за проведение дноуглубительных работ.
Претензия была выдвинута по договоренности с Круком еще в январе, чтобы он, как
начальник порта, мог подстраховаться. С января по июнь все было нормально. 13
июня начальник порта внезапно нас обвиняет в рейдерстве. Что такое 51 млн.грн?
Еще вчера это было свыше 10 млн.долларов, сегодня – 6, а завтра – вообще
неизвестно. При этом, мы готовы растянуть срок погашения этой суммы на 5-7 лет,
и чтобы порт возвращал эти деньги без процентов.

Дноуглубительные работы, которые мы провели для
21,22 причалов, оценены в около 20 млн. евро, это около 30 млн.долларов. Возврат
в течение 10 лет – это до 3 млн.в год, при том, что порт с этого будет зарабатывать
около 50 млн.долларов в год. То есть, 47 млн.долларов прибыли ежегодно.

С экономикой для руководства порта все нормально,
ненормально же то, что если нам это компенсировать, то нужно согласиться и с
нашими ценами.

Если мы просим за 6,5 млн. кубов 22 млн.евро, то
кубометр стоит 3,3 евро, т.е. 33 грн. Возникает вопрос – что же тогда делать с
ценой порта на дноуглубительные работы в 65 грн. за кубометр?

Проще обвинить нас, что мы не согласовали сметы на
дноуглубление. Ну ладно, если бы у нас в смете стояло 200 грн. за кубометр,
которые мы просили бы нам компенсировать, но у нас же стоит 33 грн. Что
согласовывать? Чтобы с 33 сделать 65 гривен?

У нас метр постройки причала получается 250
тыс.грн., у государственного порта – 570. За все время мы построили 1800 метров
причала и вынули из акватории 6,5 кубов грунта – если посчитать разницу,
получится 770 млн.грн. – это виртуальные деньги, которые вероятно,
«недоинвестированы», с точки зрения руководства порта, в процессе развития ТИС.

Вот за это идет драка, что в Южном, что в
Николаеве – чиновники пытаются не допустить частные компании к производству
таких затратных и одновременно "доходных" работ.

Ю.Ю.Крук предлагает нам отказаться от наших
будущих претензий. Требовать отказа от будущих претензий по дноуглублению 21,
22 причала аморально и юридически нелогично – как можно отказаться от того,
чего еще нет?

Администрация порта использует юридически
неправомерный подход, поскольку начальник порта обязан включить наш причал в
Обязательные постановления. Мы его построили, сдали государственной комиссии,
сдали Регистру. Все требования государства выполнены. Начальник порта
обуславливает выполнение своих обязанностей отказом от наших прав. Это все
равно, что светофор, который должен зажечь зеленый свет, требовал бы отказа от
нашего права переходить дорогу.

Нам направили договор, который фактически является
положенным на бумагу вымогательством, и если мы не откажемся от наших будущих
претензий, они не поставят судно с кранами. Стоимость простоя судна – 40 тыс.
долларов в сутки плюс 60 тыс.долларов штрафы и налоги.

Такой подход неправильный в корне – если начальник
порта считает, что ТИС не имеет право на возмещение дноуглубительных работ, а
ТИС считает, что имеет, то для решения этого спора есть суд.

При чем тут китайское судно, которое привезло
оборудование на 26 млн. евро для терминала? Судно нужно ставить, технику
выгрузить, и решать прочие вопросы в суде.

Мы исходим из принципа справедливости. Если мы
вложили деньги в обустройство акватории и благодаря этим деньгам, та сторона,
которая должна была их вложить, заработала на этом, то только справедливо, если
мы за это получим компенсацию.

Чтобы порт мог провести дноуглубительные работы в
акватории, он должен взять кредит. Мы, фактически, уже дали порту беспроцентный
кредит в период кризиса, давайте теперь распишем его беспроцентное погашение по
годам.

С учетом наших новых причалов порт будет получать
20-40 млн. долларов ежегодно. Когда заработает контейнерный терминал, один
пароход будет приносить до 300 тыс. долларов, таких будет 4 в неделю, это 1,2
млн. долларов в неделю, 60 млн. долларов в год! Что ж еще нужно порту и
государству?!»

Что еще примечательно, так это то, что участники
этого конфликта – имеют отношение к «Блоку Юлии Тимошенко»: начальник порта Южный, Юрий
Юрьевич Крук, является сыном Юрия Борисовича Крука, депутата  от БЮТ, заместителя главы комитета
ВРУ по вопросам транспорта и связи.  Компания «ТИС-руда», которая сегодня
судится с портом по претензии на 51 млн.грн., на 49% принадлежит компании «
Феррэкспо», собственником
которой является Константин Валентинович Жеваго, также народный депутат, член
фракции «БЮТ».

Хотя господин Кузьменко и не считает, что данный
конфликт связан с наполнением предвыборного бюджета, мы в этом не уверены. На
какую сумму ТИС готов понести убытки в этой войне? То что судно с оборудованием
зайдет в порт – не вызывает сомнений, как говорится,
"Либо падишах помрет, либо ишак сдохнет".

Александр Диордиев