2009-08-27 18:03:14
Археологи нашли хорошо сохранившийся военный корабль времен Византийской империи на дне Черного моря у южного берега Крыма.
По словам директора департамента
подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины
Сергея Воронова, «подобное судно археологам еще не попадалось. Там (на корабле)
несколько тысяч артефактов, это целый готовый музей».
Как сказал Воронов, затонувшее
парусно-гребное судно находится на глубине около 130 м в 20 километрах от
Южного берега Крыма, недалеко от Фороса. Воронов сообщил, что он заметил
лежащий на дне корабль 9 августа во время испытаний экспериментального
глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным
управлением.
Исследователи предполагают, что
кораблю около 1,2 тыс. лет. По мнению европейских историков, с которыми
связались украинские ученые, корабль ”не старше VIII и не моложе XIII века
нашей эры”.
Длина корабля – около 50 м, на
нем уцелели две мачты, заметны также около 15 весел, которые торчат из уключин.
Во времена средневековья корабль, оборудованный носовым тараном, представлял
собой серьезную военную силу.
Дистанционно управляемые аппараты
начнут поднимать находку на поверхность не раньше первых месяцев 2010 года.
”Раскопки могут затянуться до
трех лет, но если они завершатся успешно, нам впервые удастся поднять на
поверхность средневековый корабль, восстановить его облик не по изображениям и
описаниям, а по оригиналу”, – сказал Воронов.
По его мнению, от разграбления
корабль защищает глубина, но ученые все равно позаботились о сохранности судна.
”На всякий случай, мы передали координаты находки пограничникам и Службе
безопасности Украины – они запретят судам стоянки в этом квадрате”, – сказал
Воронов.
– Сергей Александрович, как все
было?
– 9 августа в 14.07, во время
испытаний телеуправляемого подводного аппарата «Софокл» со строенным
гидролокатором кругового обзора «Акинак» на траверзе мыса Форос в 20 км от
берега мы наткнулись на фрагменты большой деревянной конструкции. В тот день
подводный аппарат работал на глубине 127-130 метров. Течение на этой глубине ─
очень сильное. И если американский аппарат «Геркулес», весом 2 тонны способен в
таких условиях удерживать курс, то «Софокл» значительно легче и удержать его
около находки стоило больших усилий. Бедный «Софокл»: течение его не жалело,
буквально кидало из стороны в сторону. Тем не менее, неожиданно на экранах
наших мониторов появился фрагмент деревянного корабля. Поначалу нам трудно было
классифицировать этот объект, но после прохода над деревянной частью были
обнаружены круглодонные кувшины…
– Амфоры?
– Амфорами их называют ошибочно,
поскольку речь уже ─ о средних веках. По габаритам корабль полностью соответствует
византийскому кораблю типа «Либурна». Это, пожалуй, первое открытие, которое
уже не вызывает сомнений. «Либурна» – это военный корабль. И кувшины ─ это, по
всей видимости, камбуз, где питались члены экипажа и воины, что находились на
борту корабля.
– Какие результаты обследования?
– Сейчас, вот уже вторые сутки,
мы расшифровываем кино и фотоматериал. Это не так просто. Таких находок до
этого случая просто не было. Для сравнения: тот византийский корабль, который
мы обнаружили во время украинско-американской экспедиции с Робертом Баллардом в
2006 году (мы называем его «Херсонесский византиец»), на поверхности, над илом,
кроме 200 амфор на нем ничего не осталось. Торчат несколько маленьких
фрагментиков дерева и определить, что именно за корабль это был, было весьма
сложно. Здесь мы имеем практически на 50% сохранившийся корабль, которому по
всей вероятности от 1000 до 1200 лет. В дискуссии по этой находке участвуют
ведущие специалисты по той эпохе из США, Франции, Великобритании. Все они
просто разводят руками, недоумевая, почему один корабль эпохи Византии море
просто съело, а другой корабль (мы называем его «Форосский византиец»),
находящийся всего в 50 километров от первого, сохранился в таком прекрасном
состоянии.
– Прямо чудеса. В чем же секрет?
– Я не исключаю, что причина
«чуда» ─ в химии местной воды или в гидрологических условиях в районе Фороса, а
может что-то связанное с флорой и фауной этого района. Вообще, море, хоть я
является агрессивной средой, но оно оставляет человечеству следы былых эпох.
Так или иначе, но мы можем констатировать тот факт, что по археологическим
меркам состояние найденного корабля просто потрясающее.
– Но так, наверно, не бывает,
чтобы все ─ и идеально сохранилось?
– Да, не все, но многое. Чуть
хуже сохранились доски обшивки, доски палубы. Он на 45% засыпан илом. Слой ила
совершенно отличается от ила, которым засыпан «Херсонесский византиец».
Некоторые предметы на палубе просто вводят нас в тупик. Я не говорю о так
называемом сундуке. Это уже анекдотичная ситуация. Нас постоянно преследуют с
вопросами насчет сундука с золотом. Я не знаю, что есть в найденном объекте,
но, по всей видимости, это действительно сундук. Его крышка оббита железом. И
специалисты авторитетно заявляют, что это действительно какая-то емкость, где
может быть то, о чем все спрашивают. Некоторые предметы мы таки не можем
распознать, но таран, рулевое весло, мачты, реи и около 15 весел, торчащих в
уключинах, хорошо сохранились. Мы многое буде анализировать, перепроверять. Но
такой крупный корабль и в таком идеальном состоянии – для нас это просто
подарок. Ми проверили историю морской археологии. Ничего подобного в истории
морской археологии найдено еще не было. Это объект исключительной научной
ценности.
– Сергей Александрович, чтобы поднять все,
нужна, наверно, целая экспедиция, деньги?
– В этом году раскопки
проводиться не будут. Сейчас время ─ только визуальных исследований, разработки
технического задания и подготовки серьезной экспедиции. Мы определим, какой
инструментарий нам нужен. Видимо это и илосос, и щеточки, и кисти. Ну и самое главное
─ это вакуумные присоски, которые позволят поднять экспонаты на поверхность
моря, не повредив их. Работа будет вестись над каждым фрагментом отдельно. До
этого мы работали с Баллардом на глубине 139 метров. И, к слову, это было очень
дорого ─ 75 тысяч долларов в сутки. Сам Роберт Баллард ─ известнейший морской
археолог. Он обследовал наиболее интересные в истории человечества морские
катастрофы. Это и «Луизитания», и «Титаник», и «Бисмарк», и «Йорктаун». Сейчас
мы рассчитываем на свои силы.
– О какой ценности артефактов мы можем
говорить?
– Нас ожидает на «Форосском
византийце» не сотни, а тысячи артефактов, которые будут иметь не только
историческую, но и материальную ценность: ценные металлы, украшения. Вообще, в
других странах под такой корабль создают музей отдельного корабля. В целом,
раскопки такого масштаба могут тянуться от 3 до 5 лет.
– Вы сказали, что все произошло
во время испытаний телеуправляемого подводного аппарата «Софокл». Выходит, все
было неожиданно?
– Я не могу сказать, что неожиданно.
Этот квадрат выбрали специально. Поскольку здесь во все века во все эпохи было
бурное судоходство. И в принципе, шанс, что мы найдем что-то, что вызовет
научный интерес, был. Но мы не думали, что до такой степени. По нашим
предположениям, экипаж судна и воины покидали корабль, ничего не беря с собой.
Велика вероятность, что все их вещи, ценности и одежда ─ на борту, под илом.
Учитывая, что сероводородный слой мигрирует ─ поднимается и опускается, они
таки были под влиянием сероводорода, то велик шанс, что все сохранилось в
идеальном с точки зрения археологии состоянии.
– Сергей Александрович, с научной
точки зрения, в чем важность находки?
– Знаете, дело не в том, что на
дне Черного моря мы обнаружили, по большому счету, сенсационный артефакт. Дело в
том, что работала чисто украинская экспедиция, уже не украинско-американская,
не украинско-французская. Все работы проводились на украинском судне
обеспечения с помощью украинского телеуправляемого подводного аппарата
«Софокл». Причем в ходе еще предварительной ─ экспериментальной ─ работы по
испытанию этого аппарата. И вот на серьезных глубинах наш аппарат обнаружил
такой выдающийся памятник истории. Мы действительно выходим на уровень самых
развитых государств в этой сфере.
В начале июля украинские ученые
успешно закончили государственные испытания отечественного экспериментального
подводно-технического оборудования: телеуправляемого подводного аппарата
«Софокл» и гидролокатора бокового обзора «Акинак».
Специалисты проверили
эффективность работы аппаратов на различных глубинах и в различных условиях, а
также обследовали несколько новых подводных объектов. Испытания новой
робототехники проходили в Севастополе, в акватории Балаклавской бухты.
Аппарат «Акинак» оборудован
гидролокатором бокового обзора, GPS и целым комплексом других современных
средств. Он может погружаться на глубину до 150 метров и предназначен для
исследования и цифрового картографирования дна в радиусе 3-х километров.
Подводный
дистанционно-управляемый аппарат "Софокл" – наиболее мощный из
отечественных подводных аппаратов. Он способен работать на глубине около 200
метров в течение суток. Аппарат способен не только детально исследовать с
помощью видеоаппаратуры различные подводные находки, но и поднимать на
поверхность найденные артефакты.
Аппараты созданы группой
Николаевских ученых под руководством Владимира Блинцова – директора Института
автоматики и электротехники Национального судостроительного университета имени
адмирала С.Макарова в рамках проекта «Инспектор».
«Софокл» намного дешевле схожего
по возможностям американского аппарата «Геркулес», который использовался
отечественными археологами ранее для аналогичных исследований. Чтобы изготовить
украинский аппарат, потребовалось 50 тысяч гривен, а стоимость «Геркулеса»
составляет более миллиона долларов.
Возглавлявший испытания директор
Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей
Воронов поделился планами на будущее: “Предполагаем исследовать в ближайшее
время объекты, открытые в прошлом году украинско-американской экспедицией.
Скорее всего, это объекты, имеющие отношение к античности, к средневековью. И
далее археологам будет намного проще работать в Чёрном и Азовском морях,
поскольку это уже собственная техника”.
Следующая цель Департамента
подводного наследия – найти и обследовать потопленный во время Второй мировой
войны санитарный транспорт «Армения». 7 ноября 1941 г. судно эвакуировало
раненных из Севастополя. Но после нападения немецкой авиации затонуло за
считанные минуты. Тогда погибло по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек.
”Уже третий год мы пытаемся
обнаружить место его гибели. Надеемся, что с помощью гидролокатора кругового
обзора, такая возможность становится реальностью” – сообщил Сергей Воронов.
Такими возможностями украинских
ученых уже заинтересовалась немецкая служба «ВАСТ», которая занимается
вопросами потерь гитлеровского вермахта. Немцы надеются с помощью украинского
изобретения исследовать участки дна Черного моря, где во время войны затонуло
около восьмисот немецких кораблей и судов.
Представитель немецкой службы
«Васт» Сергей Монченко уверен, что результаты таких исследований в совокупности
с информацией из украинских и немецких архивов, могут дать конкретные сведения.
Которые могут быть чрезвычайно важны для родственников погибших, не знающих,
где и когда погибли их близкие.
Сергей Монченко предполагает, что
в скором времени оба государства подпишут соглашение. И вместе будут искать
затонувшие корабли.
Источник: www.mk.mk.ua