2009-08-20 09:43:18

На пресс-конференции в Белгород-Днестровском морском торговом порту обсуждалась ситуация, связанная с возобновлением морского судового канала.


На сегодня канал заилен до уровня 3 метра 60 сантиметров, что в отдельных
случаях делает невозможным судоходство
типа «река-море».

При выходе из порта участились посадки судов на мель.

Морпорт, который существенно увеличил доходы за последние два года (в
госбюджет в 2009 году перечислено 11 млн 400 тысяч гривен), очутился под
угрозой снижения экономических показателей.

В сущности, подчеркнул начальник Белгород-Днестровского морпорта Александр
Соборов, отсутствие судоходства – курс на уничтожение порта.

Отмечено, что первопричина препятствий расчищения морского канала в районе
Царгородского устья остается за Затоцким поселковым советом.

По словам начальника морпорту, из
представления работников Затоцкой поселкового совета в некоторых СМИ появляются
обвинительные публикации в адрес порта в связи с разрушением береговой линии.

Александр Соборов подчеркнул, что есть заявления поселкового председателя
Затоцкой поселкового совета относительно возможной организации пикетов, которые
препятствуют поднятию моста через Царгородске устье и проведению судов.

Зачитан текст телеграммы, отправленный поселковым председателем Залива
Премьер-министру Украины, где изложена просьба о принятии экстренных мер
реагирования.

Телеграммы с подобным содержанием об интенсивном размыве берегов,
материальном убытке и угрозе для жизни и здоровья людей отправленны в ОГА,
подразделению МЧС, экологической инспекции и рибінспекції, прокуратуры, СБУ и
других структур.

Отвечая на вопрос журналистов, Александр Соборов подчеркнул, что подобные
обвинения о размывах прибрежной почвы из причин дноуглубления научными фактами
не подтверждены.

Напротив, Белгород-Днестровский морской порт имеет в своем распоряжении
подготовленные научно обоснованные доказательства специалистов в сфере
геоморфологии и гидрологии, которые утверждают, что дноуглубительные работы на
смену береговой линии не влияют.

По наблюдениям ученых, в период отсутствия канала (1945-1967 годы) средняя
скорость отступления линии берега на большинстве участков затоцких пляжей составляла 2,5-3 метра на год.

Анализ проведенных геодезических съемок уреза и промериваний глубин в
прибрежной зоне района пгт Затока за тот же рассмотренный период показал, что
линия берега повсеместно отступила от 45 до 60 метров.

Этот естественный многовековой естественный процесс наблюдается и в
настоящий момент. Дноуглубительные работы, осуществляемые в морской части
канала, раз на два года в объеме 60-100 тыс. кубометров, значительно
меньшие наблюдаемых объемов
естественного размыва.

В одном из экспертных выводов Украинской экологической академии наук
приводятся цифры, что в 50-60 годах
прошлого века на косе и в прибрежной зоне изъято около 20 млн кубометров песка
при общем объеме 63 миллиона кубометров.

Кроме того, при массовой застройке косы, в основном, использовался песок
самой косы.

По данным, приведенным государственным проектно-разведывательным и научно-исследовательским
институтом морского транспорта, на
сегодня госпредприятие «Белгород-Днестровский морской торговый порт» является
единственным в Украине, которое осуществляет подпитку пляжей песком,
разработанным в процессе дноуглубительных работ.

По мнению ученых, естественный размыв и отступление песчаных пляжей в
Заливе ухудшается в некоторых местах близким расположением жилищных и нежилых
сооружений к зоне верхнего предела штормового заплескиувания волн, при котором
процесс безвозвратного отхода песка из пляжей стремительно ускоряется.

Причем самодеятельные попытки защитить берега с помощью сооружения разного
рода ограждений, которые отбивают волны, практически приводят к «мгновенному»
исчезновению пляжей.

На пресс-конференции капитан Белгород-Днестровского морпорта Александр
Соборов обратился к журналистам с просьбой о справедливом и взвешенном
представлении материалов в связи с острой ситуацией, которая сложилась.

Татьяна ГУРИЧЕВА, «Одесские вести»