2009-08-20 09:27:36

Как утверждают люди знающие, шесть лет назад на министерском уровне вполне серьезно обсуждался вопрос о закрытии Одесского мореходного училища имени А.И. Маринеско. К счастью, этого не произошло. Трудно сказать, что стало тому причиной. Возможно, не решились чиновники росчерком пера «отправить в историю» одно из старейших морских учебных заведений страны. Возможно, возникли какие-то другие соображения или обстоятельства.


Но, думается, тогдашний министр науки и образования Украины
Василий Кремень принял правильное решение: училище сохранить, назначив его начальником
«сильного организатора и профессионала» Александра Сабурова.

За шесть лет в послужной список
«морской школы имени Маринеско» вписаны новые значительные страницы, и на
сегодняшний день это профильное учебное заведение является одним из лучших в
Украине.

«Для меня большая честь
возглавлять столь прославленное училище, которое носит имя замечательного героя
А.И. Маринеско, трудиться здесь для блага морской Украины, – подчеркнул
Александр Иванович Сабуров, отвечая на вопросы интервью для «Морской правды». –
Уверен, что все мои коллеги-преподаватели, все курсанты считают точно так же. В
истории училища столько славных страниц, столько важных событий, что для их
изложения не хватит даже номера газеты, здесь материала не на один книжный том.
А если говорить коротко, то нашему учебному заведению, которое готовит кадры
для флота и береговых предприятий морской отрасли страны уже более ста лет.
Впервые классы торгового мореплавания при Коммерческом училище были открыты в
Одессе 1 июля 1898 года. В 1920 году учебное заведение стало именоваться
Техникумом водных путей сообщения, с 1931 г. – Одесский морской техникум, с 1944
г. – Одесское мореходное училище. Примечательный факт: здание «на Канатной»
было возведено по проекту известного архитектора Л. Влодека специально для
мореходного училища. И с тех пор ОМУ места прописки не меняло. Так сказать,
место встречи изменить нельзя. За период существования училища было
подготовлено свыше 70 000 специалистов, в числе которых Герои Советского Союза,
Герои Социалистического Труда, Герои Украины, адмиралы флота, начальники
морских пароходств, начальники морских торговых портов, ведущие специалисты
морской отрасли страны. Конечно же, в этой замечательной плеяде Александр
Иванович Маринеско занимает одно из самых почетных мест. И нам, педагогам, и
молодому поколению есть, с кого брать пример, есть по кому равняться».

Сегодня ОМУ – это учебные
кабинеты, оборудованные современной вычислительной техникой, тренажерами и всем
необходимым для подготовки специалистов в соответствии с международными
требованиями.

То, что училище занесено в
Международный реестр морских учебных заведений (справочник IMO), и
сертифицировано Бюро Веритас на соответствие системе качества ISO 9001 (2000)
является весьма показательным фактом, важным событием. Другим весьма важным
событием начальник училища считает то, что ОМУ получило статус структурного
подразделения Одесской национальной морской академии. Да, есть и другие важные результаты. За эти годы
училище вернуло себе целый учебный корпус, который незаконно занимал
педагогический университет, руководство ОМУ добивается закрепления за училищем
участка земли у моря, где планируется реализовать проект по развитию
учебно-тренировочной базы. Еще один важный проект – создание в Одессе флотилии
юных моряков на месте прекратившей свое существование флотилии «Альбатрос». Но,
как говорилось выше, с новым статусом ОМУ как подразделения ОНМА начальник
училища связывает весьма важные перспективы.

А. САБУРОВ: Это открывает новые, более широкие
возможности в повышении качества обучения, в развитии нашего учебного
заведения, совершенствовании научной, материально-технической базы и в других
весьма важных направлениях. Можно сказать, что став в прошлом году структурным
подразделением ОНМА, училище на Канатной вышло на новый, более высокий уровень.
Заметно, что курсанты в большинстве своем стали более ответственно относиться к
учебе. Ребята понимают, что они уже не просто курсанты учебного заведения
первого уровня аккредитации, а «академики», если хотите, молодая морская элита.
Они гордятся своей принадлежностью к ОНМА – ведущего морского вуза мира. Многие
выпускники ОМУ стремятся продолжить учебу в академии. Весьма важно, что вуз
выделяет и бюджетные места. Ну а если наш выпускник ушел на флот, то все равно,
как говорится, все дороги ведут в академию, ведь хороший моряк заинтересован в
повышении уровня образования, в карьерном росте.

ОНМА помогает училищу в
методическом плане. Наши курсанты пользуются услугами библиотеки академии.
Полноразмерные тренажеры вуза также в распоряжении курсантов ОМУ. Одним словом,
польза и ничего, кроме пользы.

КОРР: Сегодня, как известно,
украинские моряки востребованы на международном морском рынке труда. Не в
последнюю очередь потому, что отечественные морские учебные заведения готовят
хороших специалистов.

А.САБУРОВ: Это верно. Об уровне
знаний и практических навыках воспитанников мореходного училища имени А.И.
Маринеско иностранные судовладельцы отзываются, как правило, весьма высоко. К
примеру, сравнительно недавно один голландский судовладелец во время встречи в
училище так сказал: у вас качество подготовки специалистов, думаю, будет повыше
нашего. Такая оценка не может не радовать. Ведь ее дал профессионал, моряк той
страны, в которой Петр Первый когда-то учился мореходному делу. Положительным
моментом считаю то, что у нас преподают практики, люди, которые работали в море
на командных должностях. Они учат курсантов принимать в сложных ситуациях
правильные решения. Что касается плавпрактики, то наши курсанты ее проходят на
судах иностранных компаний. С некоторыми судовладельцами у нас заключены
договора. ОНМА активно сотрудничает по договорам с весьма известными
компаниями, к примеру с «ABC Maritime”, «V. SHIPS».

КОРР: Это-то радует, но огорчает, что в
Украине практически нет своего флота. Возродится ли он когда-нибудь, по вашему
мнению?

А.САБУРОВ: Я – оптимист, и
считаю, что возрождение украинского торгового флота обязательно должно
произойти.

КОРР: За счет каких ресурсов и в
силу каких обстоятельств? Государственные мужи периодически декларируют
необходимость возрождения флота Украины, но практически ведь ничего не
делается. На примере ЧМП это хорошо видно. Думается, для государства – тяжела
«шапка Мономаха».

А.САБУРОВ: Вряд ли ЧМП будет
восстановлено в том виде и в той мощи, каким пароходство было в советские
времена. Да и зачем? Время вспять, как известно, не повернуть. Тянуть одному
государству лямку возрождения флота – еще сложнее, нежели бурлакам на Волге
баржу. Свою роль, основную, должны сыграть инвестиции, частная инициатива,
частный капитал. Как показывает практика рыночных отношений, частник зачастую
оказывается более эффективным собственником, нежели государство. Пусть
государство выполняет «свои» функции – управленческие, координирующие, а
хозяйственной деятельностью должен заниматься предприниматель. Не надо в этом
деле изобретать велосипед, лучше присмотреться к мировому опыту. Там готовых
схем, которые можно «вписать» в украинские особенности – достаточно.

Рано или поздно, но в Украине
появится флот. Ведь это весьма выгодный, так сказать, «валютообразующий» вид
транспорта. Кроме того, Украина обладает значительным судостроительным
потенциалом. Есть база, есть специалисты. Да, сейчас отечественные профильные предприятия
по большому счету задействованы в выполнении иностранных заказов. Но придет
время, и украинские судоверфи будут строить флот для отечественных судоходных
компаний. Кроме того, Украина является транзитной державой. Так что по логике
вещей ей без своего торгового флота не обойтись. И пассажирский флот будет.
Наши люди сейчас платят немалые деньги, чтобы побывать в круизах. Пусть туристы
платят не иностранному, а своему перевозчику, Украине. Пусть эти средства
работают на экономику страны, а значит, на улучшение благосостояния своих
граждан. Это по-хозяйски.

КОРР: Александр Иванович, как на ваш взгляд,
экономический кризис сильно повлиял на ситуацию на международном морском рынке
труда, нанес значительный ущерб мировому судоходству?

А.САБУРОВ: Конечно, негативные
последствия есть. Некоторые судоходные компании ставят суда на отстой, экипажи
сокращают. Но, думается, это не тот случай, когда есть смысл говорить о
каких-то значительных потерях. Да, старые суда отправляют на металлолом. Но
ведь в строй вступают новые, и с каждым годом все больше строится в мире судов.
Да и спрос на рабочую силу, на мой взгляд, снизился лишь незначительно, его
уровень по-прежнему достаточно высокий. Думаю, кризис не стоит трактовать
однозначно, как стихию, бедствие. Худа без добра не бывает. Можно сказать,
перефразируя слова классиков: кризис не стихия, а средство к совершенствованию.
Дорогу осилит идущий.

КОРР: Недавно ОМУ вступило в Ассоциацию
«Украинский морской союз». Какие перспективы вы видите для себя в этом качестве?

А.САБУРОВ: Ассоциация «Украинский
морской союз» является авторитетной организацией, которая объединяет известные
в Украине посреднические предприятия по трудоустройству за рубежом, учебные
заведения, медицинские, тренажерные центры. Она успешно решает наиболее
актуальные вопросы, имеющие отношение к международному морскому рынку труда.
Ассоциация «УМС» защищает бизнес-интересы партнеров, интересы моряков, работает
в интересах морской Украины. Наше учебное заведение весьма заинтересовано в
глубоком и последовательном сотрудничестве с посредническими предприятиями,
входящими в состав «УМС», с судоходными компаниями. Это и вопросы плавпрактики,
и трудоустройства наших воспитанников. К слову, ОМУ активно сотрудничает с
компанией «V. SHIPS UKRAINE» (участник «УМС»). И это сотрудничество приносит
хорошие плоды. Надеемся, что теперь и возможности станут шире, и результаты
весомее. Есть основания так полагать.

КОРР: Назовите те важные задачи,
над которыми следовало бы поработать участникам «УМС».

А. САБУРОВ: Думается, одним из
наиболее актуальных сейчас является вопрос специфики морского образования. И
нам надо добиваться от Министерства образования и науки разработки таких
документов, которые бы эту специфику учитывали. Я не берусь сейчас
анализировать систему тестирования как таковую. Но очевиден факт: сроки
тестирования определены весьма жесткие и короткие. Моряк же в отличие от своего
сухопутного собрата, находясь вдали от родных берегов, как правило, «не
вписывается» во временные рамки. Получается, дискриминация в этом отношении? Я
против каких-либо привилегий, но за справедливый подход. Моряки – не пятое
колесо в телеге государства. Своим нелегким трудом они создают Украине
достойный имидж, заработанные средства они везут в Украину, инвестируя
отечественную экономику. Поэтому государство должно достойно относиться к
морского дела мастерам и в полной мере защищать их интересы как своих граждан.

Вел интервью Александр
Кумайгородский, «Морская правда»