2009-08-18 16:20:24

Министерство транспорта и связи установило для портов новый срок по разрыву договоров о совместной деятельности с частными компаниями — 1 сентября.Вчера истек срок, когда отечественные порты должны были разорвать договоры о совместной деятельности с операторами терминалов. Однако большинство портов с поставленной задачей не справились.



По словам первого заместителя министра транспорта и связи Василия
Шевченко, порты расторгли всего 17 договоров из 44. Однако в “Укрморречфлоте”
сообщили, что на самом деле недействительными считаются только 8 договоров. При
этом три из них были аннулированы Администрацией речных портов. Договоры
оставшихся пяти компаний были разорваны Николаевским, Белгород-Днестровским и
Керченским портами. Остальные порты настаивают на сохранении прежних договорных
отношений с частными компаниями, считая их экономически выгодными. Кроме того,
расторжению договоров мешают судебные тяжбы между стивидорными компаниями и
портами. Наиболее громкие скандалы разразились между портом “Южный” и
“Трансинвестсервисом”, Ильичевским портом и “Укртрансконтейнером”.

Кампания по разрыву договоров о
совместной деятельности между государственными портами и операторами терминалов
стартовала еще в марте этого года по инициативе экс-министра транспорта Иосифа
Винского и должна была завершиться в течение трех месяцев. Однако после этого
окончательный срок расторжения договорных отношений по совместной работе был
перенесен еще на 2 месяца — до 17 августа. Тогда глава Госдепартамента морского
и речного транспорта “Укрморречфлот” Михаил Чубай пояснил, что такая отсрочка
связана с тем, что часть договоров о совместной деятельности оспорена в судах.

Не все порты поддержали Минтранс

Сами порты по-разному выполняют
решение профильного ведомства. Как сообщил начальник Николаевского морского
торгового порта Василий Капацина, все 3 компании, работавшие в порту по
договорам о совместной деятельности, на данный момент переведены на отношения
аренды. По словам Василия Капацины, смена формы отношений с частными компаниями
произошла в порту довольно безболезненно и стивидоры согласились публично
заключить новый договор об аренде. “Арендные отношения более выгодны для
портов, поскольку в ситуации падения грузооборота арендные платежи остаются
фиксированными вне зависимости от объема грузоперевалки частной компании”, —
поясняет он.

Арендная ставка на имущество
порта рассчитывается Фондом госимущества по собственной методологии, учитывая
стоимость арендуемого объекта. Однако начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов
считает, что у перехода на арендные отношения есть и другая сторона медали. “Мы
довольно осторожно относимся к заключению договоров об аренде, поскольку там не
прописан механизм внесения компаниями инвестиций”, — констатирует он.

Вместе с тем часть портов
настаивают на сохранении прежних договорных отношений с частными компаниями.
Так, по словам начальника Мариупольского морского торгового порта Алексея
Розинского, сейчас в порту на правах совместной деятельности оперирует одна компания
— “Скиф-шипинг”, подконтрольная “Метинвесту”. “Мы имеем стабильный грузопоток —
200 тыс. тонн в месяц с одного причала за счет перевалки металла с “Азовстали”
и Енакиевского меткомбината. Если договор между нами будет расторгнут, этот
грузопоток может уйти на “Авлиту”, — поясняет Розинский. Порт уже предоставил
Минтрансу экономическое обоснование работы частной компании в порту.

Решения Минтранса в пользу
сохранения договоров с двумя компаниями ожидают и в Одесском порту. Как
сообщила пресс-атташе начальника Одесского порта Елена Гиряева, дела компаний
“Синтез ойл” и “Одесский портовый погрузочный комплекс” (“ОППК”) до сих пор
находятся на рассмотрении в Минтрансе.

Стивидоры согласны на аренду

Судя по всему, компании,
оперировавшие в портах, согласны принять новую форму сотрудничества. Так,
Евгений Дорошевич, юрист белорусской стивидорной компании “Гринтур” —
материнской структуры компании “Гринтур-Экс”, оперировавшей на правах
совместной деятельности в Николаевском порту, сообщил, что на данный момент руководство
компании изучает юридический аспект подписания такого договора. Однако сам
документ от начальства Николаевского порта в компанию еще не поступал. “Кроме
того, новый договор будет несколько противоречить белорусскому законодательству
об аренде имущества, поэтому нам придется согласовывать новую форму нашей
работы в Украине в госорганах”, — отмечает Дорошевич.

Генеральный директор стивидорной
компании “Никмет-терминал” Станислав Бибик считает, что работа в порту на
правах аренды выгодна самим частным компаниям. “Аренда для любого инвестора
намного выгоднее, поскольку есть какие-то гарантии того, что на протяжении
нескольких лет можно работать спокойно, поскольку договор подписывается с
Фондом государственного имущества”, — уверен он.

На изменение условий соглашения
при сохранении своего места в порту готовы пойти и в компании
“Укртрансконтейнер” (“УТК”). Напомним, на данный момент компания судится с
Ильичевским морским торговым портом. В частности, в ближайшее время Высший
хозяйственный суд Киева должен будет рассмотреть кассационную жалобу “УТК”
против решения считать договор о совместной деятельности недействительным.
“Если суд примет решение в нашу пользу, мы возобновим работу в порту и будем
готовы внести изменения в договор на приемлемых для нас условиях”, — уточнил
пресс-секретарь материнской “УТК” “Национальной контейнерной компании”
Александр Воронцов.

Ольга ДЖЕЛЕБОВА, Дело