2009-08-07 18:01:03

Руководство ГП «Дельта-лоцман» провоцирует новую конфликтную ситуацию вокруг проекта создания судового хода «Дунай – Черное море».


Как стало известно Транспортному бизнесу, госпредприятие
«Дельта-лоцман», до сих пор, полностью не расплатилось за работы по
строительству защитной дамбы, на ГСХ «Дунай-Черное море». По информации
источника в Минтранссвязи, уже несколько месяцев подрядчик строительства ЧП
«Азовмех» безуспешно пытается получить оставшиеся средства за выполненные
работы, в сумме около 20 млн. грн. Но заказчик отказывается даже подписывать
акты выполненных работ. Напомним, что договор был подписан в августе 2008 г. на
сумму 86 млн. грн.

В ЧП «Азовмех» нам сообщили, что
задолженность существует, но предприятие пока не намерено публично обсуждать
эту проблему, надеясь добиться выполнения условий контракта путем переговоров с
руководством «Дельта-лоцман».

Мы попросили прокомментировать
ситуацию директора «Дельта-лоцман» Александра Голодницкого. Нам ответили, что
по состоянию на 1 августа, задолженности ГП «Дельта-лоцман» перед ЧП «Азовмех»
нет. Единственное – заказчик пока не подписал акт выполненных работ, на сумму
около 400 тыс. грн., из-за того, что подрядчик не предоставил «полный комплект
подтверждающих документов».

«Дельта-лоцман» также сообщило,
что «Азовмех» выполнил 45,2% работ и потратил 55,3% средств, предусмотренных
рабочим проектом. Тем самым, администрация заказчика подтвердила, что договор
подряда от 8 августа 2008 г. №350/В-08, на капитальное строительство дамбы, в
полном объеме не выполнен. В п. 1 и 2 «Предмет договора» между ГП
«Дельта-лоцман» и ЧП «Азовмех» указано, что Заказчик поручает, а «Генподрядчик
обеспечивает выполнение работ по строительству дамбы по проекту на полное его
развитие, в частности в тело дамбы должно было быть уложено камня в объеме
206,78 тыс. куб. м.

По логике, в интересах дела, и
для выполнения подписанного договора, необходимо было продолжить срок договора
подряда. В таких случаях: «Коней на переправе не меняют». Однако А.Голодницкий
принимает решение о проведении нового тендера, на дальнейшее строительство
дамбы.

«Транспортный бизнес»
неоднократно информировал об этом строительстве, критикуя организационные и
инженерно-технические решения по строительству дамбы, приводили мнения
специалистов, утверждавших, что защитная дамба должна строиться со стороны
моря, а не со стороны берега. Но в данном случае проблема состоит в том, что
из-за действий руководства ГП «Дельта-лоцман», может пострадать уже третий
подрядчик этого многострадального проекта, за последние четыре года.

В 2004 г. подрядчик, немецкая
компания «Мобиус», безукоризненно выполнила весь комплекс работ, но в 2005 г.,
назначенный на должность директора «Дельты-лоцман» А.Голодницкий, сначала
расторг договор по дноуглублению с госпредприятием «Черазморпуть», а затем и с
компанией «Мобиус». В результате проект был остановлен на два года, из-за чего,
согласно выводов госэкспертизы, государству был нанесен ущерб в размере 200
млн. грн.

В начале 2008 г., А. Голодницкий
вновь возглавил предприятие, и вскоре расторг контракт с подрядчиком ООО
«Укрморшлях», не заплатив при этом около 10 млн. грн. за выполненные работы. В
дальнейшем, с апреля по сентябрь, в самый благоприятный сезонный период, никаких
работ по проекту не проводилось.

Но случай с ЧП «Азовмех» особый,
в отличие от предыдущих подрядчиков, претензий к этой компании у заказчика не
было. Основные работы на дамбе были завершены в начале апреля этого года. Был
построен участок дамбы длиной 1600 м от берега до т.н. «немецкой» дамбы,
построенной в 2004 г.

7 апреля район строительства
посетил Президент. Там же, Виктор Ющенко вручил государственные награды.
Орденами «За заслуги» третьей степени были награждены А.Голодницкий и главный
инженер института «Укрречтранспроект» Василий Шихненко. Из четырех медалей «За
доблестный труд», только одна досталась работнику «Азовмеха», водителю Юрию
Очеретяному. Причем Указ Президента датирован 6 апреля, но был обнародован
только 13. По информации нашего источника в Минтранссвязи изначально
планировалось, что ордена получат и работники «Азовмеха», которые имели
непосредственное отношение к данному строительству. Но, кроме награжденных на
дамбе в опубликованном через неделю указе в перечень «орденоносцев» попали
Иосиф Винский и одесский губернатор Николай Сердюк.

Как видим, «Азовмех» пока не
получил ни моральной, ни материальной компенсации. Более того, в апреле
«Дельта-лоцман» объявила тендер на продолжение работ по строительству дамбы.
Тендерные предложения подали десять компаний, но к участию были допущены только
«Азовмех» и ООО «Спецдорстройтехника», которое в итоге и было объявлено
победителем. Хотя сумма предложения этой компании превысила на 12-27 млн. грн.
заявки других участников, и составила 97 млн. грн, а сама компания получила
лицензию только в октябре 2008 г., и соответственно не имеет достаточного опыта
для проведения таких работ.

По имеющейся информации выбор
этой компании был связан с попытками А.Голодницкого заручиться поддержкой
Партии регионов, накануне ожидавшихся создания широкой коалиции и отставки
И.Винского. В частности ООО «Спецдорстройтехника» (г. Краматорск, Донецкой
обл.) связывают с влиятельным народным депутатом от ПР, членом комитета ВР по
транспорту и связи, Александром Лещинским.

Три компании, подававшие заявки
на участие в тендере, – «Евролюкс-С», «Виадукт» и «Азовмех» оспорили его
результаты в Минэкономики, но их жалобы так не были удовлетворены. Показательно
в этом плане, обнародованное УНИАН, заявление замминистра – главы администрации
морского и речного транспорта Михаила Чубая: «Канал «Дунай – Черное море» в
перспективе позволит на 10-12% увеличить грузооборот торгового судоходства
через Украину. А дамба – это конкретный шаг в обустройстве канала, хотя и не
последний. Очень важно, что возобновлены работы после достаточно длительного
перерыва – это заслуга и самого «Дельта-лоцман», и Минэкономики. Ну и, конечно
же, без усилий нынешнего руководителя «Дельта-лоцман» А.Голодницкого ничего бы
не получилось».

Стоит напомнить, что в 2008 г.
эти «усилия» привели к остановке работ на полгода после смены подрядчика. Кроме
того, «усилия» образца 2009 г. могут привести к очередной конфликтной ситуации,
если «Азовмех» начнет требовать выполнения условий контракта в судах. Это может
стать хорошим поводом для Румынии, по организации очередной информационной
кампании, с целью дискредитации украинского проекта ГСХ «Дунай – Черное море».
Хотя у такого сверхприбыльного предприятия как «Дельта-лоцман» есть все
возможности расплатиться с подрядчиком. Возможно причина в том, что
существующая практика взаимоотношений между госпредприятиями и частными
компаниями – подрядчиками предполагает некие «особые условия» при оплате работ,
чтобы обе стороны были довольны.

Василий Бондарь, Транспортный бизнес