«Лесной» скандал в Белгород-Днестровском порту перерастает в международный

2009-07-10 08:30:56

Украина может быть втянута в международный скандал в связи с задержанием судна в Белгород-Днестровске с грузом леса для Болгарии. Посольство Болгарии в Украине своей нотой выразило МИД Украины протест и попросило разъяснений по поводу задержания судна CAPRICORN (флаг Коморских островов) с грузом леса, в Белгород-Днестровском порту.



Реакция посольства вызвана тем,
что грузополучателем выступает компания «Атлантик С.С. ЕООД» (г. София). Эта
компания с 2006 г.
организовала экспорт древесины по контрактам с леспромхозами восьми областей
Украины.

Задержание было произведено еще
20 июня пограничниками, получившими соответствующую информацию СБУ по
подозрению в нарушении таможенных правил. Причем задержание произошло уже после
выхода судна из порта, когда были оформлены необходимые документы, «закрыта
граница» и получено разрешение на отход.

В такой ситуации для задержания
судна требовались очень веские основания.

Как сообщил tbu.com.ua источник в
Белгород-Днестровском порту, претензии правоохранительных органов связаны с
подозрением в неправильном оформлении документов на груз.

Он был задекларирован как
«древесина для технологических нужд», хотя по версии работников СБУ является
деловой древесиной высоких сортов.

То есть задекларированная
стоимость занижена примерно в десять раз (с $35-40 за 1 куб. м до $300-400 за 1 куб. м).

Объем же груза составляет 3 тыс.
куб. м или 2,3 тыс.т.

Правда, непонятно, почему
аналогичные подозрения не возникли у сотрудников Днестровской таможни при
оформлении груза.

После задержания судно находится
на якорной стоянке порта.

При этом, ситуация зашла в тупик.

Представители правоохранительных
органов предлагали грузовладельцу завести судно в порт, произвести выгрузку и
экспертизу.

Делать он это не обязан и пока не
собирается, тем более, что непонятно кто оплатит работы по выгрузке.

А это около $30 тыс.

В итоге, экспертиза все же была
проведена 1 июля, на рейде экспертом Ивано-Франковской Торгово-промышленной
палаты по заказу Гостаможслужбы.

Эксперту удалось осмотреть только
груз на палубе общим объемом 800
куб. м
.

Только при поверхностном осмотре
верхнего слоя было выявлено 75 кубометров круглых лесоматериалов лиственных
пород (дуба, ясеня, бука, граба, клена).

Что находится внутри палубного
груза и в трюмах определить было невозможно.

Причем перед визитом комиссии с
экспертом судно снялось с якоря и попыталось уйти в нейтральные воды, но через
несколько миль было остановлено пограничниками и вновь возвращено на якорную
стоянку.

Кроме протестов Болгарии эта
ситуация также привела к протесту Коморских островов (флаг судна),
направленному в IMO (Международная морская организация).

Впрочем, Коморы поступили по
процедуре, явно не вникая в тонкости этой ситуации. Для Болгарии нагнетание
ситуации также невыгодно.

Дипломатическая нота в защиту
своей компании-грузополучателя, в дальнейшем, может быть неоднозначно
воспринята, если вина в нарушении таможенных правил Украины будет доказана.

Для Украины же, расследование
этой ситуации может иметь большие последствия для «лесного» бизнеса в целом.

Поскольку в последние годы одной
из проблем для отрасли был экспорт дорогой древесины под видом низкосортной.

Об этом, в частности, говорится в
обнародованном в декабре 2008
г
. отчете, подготовленном аналитиками проекта
«Украинский лесовод» для экспертов Мирового банка.

Тем более, что сложно понять
сколько же все-таки древесины и какого качества экспортируется.

В 2008 г. общий объем
заготовок ликвидной древесины составил 15,7 млн. куб. м, в т.ч.
государственными лесхозами – 12,4 млн. куб. м.

Из них было экспортировано 2,3
млн. куб. м.

Сколько экспортируется частными
заготовителями выяснить не удалось.

Даже в отчете «Украинского
лесовода» называется объем экспорта в 6-8 млн. куб. м.

Разница в 2 млн., говорит о
многом.

Причем, через морские и речные
порты в 2008 г.
было экспортировано 1.2 млн. т. (около 1,6 млн. куб. м), по железной дороге в
страны ЕС – 0,986 млн. т (около 1,3 млн. куб. м).

Автотранспортом в страны Европы
около 1 млн. куб. м (примерно 50 тыс. рейсов).

Всего около 4 млн. куб. м.

То ли эксперты, готовившие отчет
для Мирового банка слегка ошиблись, то ли действительно неизвестно как из
Украины ежегодно экспортируется еще от 2 до 4 млн. куб. м.

Источник: Транспортный бизнес