2009-07-07 10:00:20
“Идем” в Европу, игнорируя ее богатый опыт создания процветающей экономики. Например, ФРГ, стремительно поднявшейся из полной разрухи благодаря реформам Людвига Эрхарда
Кабмин "решает" в
основном вопросы госсектора экономики, требующие бюджетных средств.
"Безбюджетные" инициативы частного сектора промышленности
замалчиваются, что вызывает вполне определенные предположения.
В мае банки чуть-чуть порадовали нас. Они,
похоже, остановили отток денег за пределы банковской системы. В июне,
что особенно важно, возобновилось кредитование "физиков" и малого
бизнеса: После Майдана наши банкиры, кредитуя именно этих украинцев,
стали главными финансистами роста благосостояния нации в целом.
Эстафета бизнес-оживления переходит к другим
секторам экономики. Но лишь аграрии подхватили ее. Об этом говорят
неплохие виды на урожай и на валютные поступления от экспорта зерна.
Хуже всего дела у строителей. У них объемы
работы упали более чем на 50%, что отбрасывает нас на 4-5 лет назад.
Замершие стройки тому подтверждение. Намерения власти поддержать
отрасль денежными вливаниями для окончания строительства жилья высокой
степени готовности остаются теми самыми благими намерениями…
Политики не ведают, что в ФРГ после начала
реформ в 1948 г. стремительное развитие жилстроительства стало мощным
локомотивом роста экономики. Министр экономики Людвиг Эрхард
организовал финансирование жилстроительства за счет чуть ли не
принудительного и массированного стимулирования частных инвестиций и
привлечения государственных средств. За 1950-62 гг. западные немцы
вышли на 1-ое место в мире по объему ввода жилья на душу населения. Еще
бы! Они построили около 250 млн.кв.м. жилья – мы за такой же период –
раза в 4 меньше. И даже в удачном 2008 г. в расчете на душу населения
построили жилья чуть ли не в 2,5 раза меньше западных немцев времен
Людвига Эрхарда.
Жилстрой ФРГ стал локомотивом роста благодаря
большим государственным инвестициям. Они достигали 30-50 % общих
вложений в жилье – это десятки млрд. дойчемарок. Наши микроэрхарды не
могут найти такие же деньги на жилстрой, и локомотив экономического
роста стоит.
Компенсируя свою немощь, политики должны были
бы радикально упростить регулирование жилстроительства по классическому
принципу: "Денег нет! Даю свободу! Работай!!!". Увы! Этого не
произошло. И речь идет, конечно, не о последних месяцах работы власти.
Говорим о том, что после введения гривни (1996 г.) и начала роста (2000
г.) необходимого улучшения бизнес-условий жилстроительства не
состоялось, а размеры взяток выросли в десятки раз. И стройки стоят…
Не подхватывает эстафету бизнес-оживления и
упавшая промышленность. Ведь попытка ввести в действие антикризисные
меры была сделана лишь в декабре 2009 г., когда кризис уже
свирепствовал в экономике. Но все ж таки, преодолев вето Президента,
депутаты приняли Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы
Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на
развитие отечественной промышленности". И… стоп!
Закон не действует – КМУ не определил порядок
импорта высокотехнологического оборудования, которое не изготавливается
в Украине. Поддержав Премьера, Ассоциации "Укрсудпром" и "Укрлегпром"
еще в марте (сегодня-то уже июль!) внесли проект данного документа в
Правительство. Но даже на посвященном улучшению бизнес-условий
заседании Кабмина (21 мая с.г.) рассмотрение этого документа даже не
было включено в повестку дня…
А ведь благодаря Людвигу Эрхарду машино- и
приборостроения ФРГ стали еще одним локомотивом роста. У нас… все
наоборот. И кстати! Немецкая консультативная группа при Правительстве
Украины(!) лет 10 подряд рекомендовала стимулировать импорт
HiTech-оборудования. Вожди только кивали головами… И ничего не
делали. Их не интересует обновление как устаревших еще при большевиках
основных активов, так и переход на производство конкурентоспособных
товаров.
Кому нужна такая власть?
Виктор Лисицкий,
Правительственный секретарь Кабмина Украины (1999-2001 гг.)